15 мин.

Флип Сондерс: «Я люблю развивать игроков. Пока у меня есть страсть к этому, я буду продолжать это делать»

Оригинальное интервью на grantland.com 

Флип Сондерс пережил большой подъём от сброда в Континентальной Баскетбольной Ассоциации (далее - CBA), в 80-х и 90-х, до очень сильной позиции, как главный тренер, президент по баскетбольным операциям и совладелец "Тимбервулвс". Он пообщался с Grantland о своём путешествии, перестройке "Миннесоты" вокруг Эндрю Уиггинса и Карла-Энтони Таунса, своих корнях в CBA, величии Кевина Гарнетта и многом другом.

***

- Как вы справляетесь с таким количеством удачи, которая нужна команде? Два года назад вы, ребята, были в погоне за 8-е место, были на подъёме. Затем всё идёт в чёрту, и Кевин Лав хочет уйти. Далее "Кливленд" выигрывает лотерею, ЛеБрон возвращается домой, Эндрю Уиггинс становится доступен, а спустя год вы уже сами выигрываете лотерею. Смогли бы вы когда-нибудь повторить это?

- Два года назад, когда мы боролись за 8-ю строчку, мы почувствовали, что это наш потолок - позиция, намного выше которой мы не в состоянии будем подняться. Это запустило ситуацию с Кевином. Ты говоришь об удаче, но я, возможно, скажу о терпении. У меня не было никаких проблем с тем, чтобы оставить Кевина на его последний год по контракту и тренировать его. Ребята просто так не отказываются от лишнего года и 30-ти миллионов долларов. Даже если он хотел уйти, я считал, что у нас всё равно была возможность переподписать его. Когда вы терпеливы, вы можете сказать: "Это то, что нам нужно, чтобы кое-что сделать. Если мы этого не получаем, то оставляем его". После этого вещи стали вставать на свои места: ЛеБрон отправляется в "Кливленд", а Уиггинс становится доступен. Вот здесь вы можете сказать: "повезло".

- Да, вы говорили мне ранее, что готовы были сохранить Кевина на его последний год. Это не казалось излишней самонадеянностью.

- Нет, это не было самонадеянностью. Люди думали, что это было. Возможно, мысли изменились, когда я объявил, что буду тренировать. Потому что, какой тренер не захотел бы тренировать парня, который входил в All-NBA? Я в уникальной ситуации, так как в роли тренера я живу в настоящем, а в роли менеджера я смотрю в будущее. Я стараюсь держаться обоих курсов. Но люди верили, что я тренировал бы его.

- Затем все снова травмируются и вы вдруг получаете Карла-Энтони Таунса. Дела идут в гору!

- Снова: ты можешь сказать про удачу, а я могу сказать про страдания. У нас была очень хорошая команда с Рикки, Николой Пековичем, Брюэром, Мо Уильямсом и всеми молодыми парнями. Мы считали, что могли бы бороться за 8-е, 9-е, 10-е места, и тогда все опять начали отправляться в лазарет. В этот момент ты понимаешь, что ты не команда плей-офф. Нам нужно было заигрывать молодёжь и обменять некоторых людей.

- В такой ситуации вы говорите Рубио и Пековичу что-то вроде: "Эй, не спешите с возвращением"?

- Не совсем. Вы обязаны играть, если вы можете. Я имею в виду, если это ситуация 50/50, а вы команда плей-офф, то имеет смысл немного поспешить. Рикки и Пек пытались вернуться ближе к концу сезона. Я хотел, чтобы они поиграли с нашей молодёжью. Это часть нашего развития.

- Были ли вы шокированы тем, что "Никс" выиграли два из своих последних трёх матчей и обошли вас?

- О, да, абсолютно. Мы были в гостях у "Голден Стэйт" (11 апреля), когда "Нью-Йорк" выиграл у "Орландо", а мы проигрывали всего 1 очко за пять минут до конца. Зак ЛаВин набрал около 30 очков. Невероятная игра. Мы реально могли выиграть. Вы не можете шутить с баскетбольными богами. Вы должны сражаться.

- Но вы следили за "Никс", правда?

- Да-да. Не из-за победы в лотерее, а просто из-за предотвращения ситуации, при которой мы могли бы упасть вниз. Если ты на 2-й лотерейной позиции, то опираешься на 5-й пик. Если на 1-й позиции, то, в крайнем случае, получишь 4-й пик.

- Давайте вернёмся к тому, что вы и тренер, и президент по баскетбольным операциям. Там всё так запутано и разнообразно. Как вы соблюдаете баланс? Ведь по ходу сезона у вас нет большого количества времени на то, чтобы смотреть кучу видео о ребятах, которых вы хотели бы выменять или о проспектах из колледжей, верно?

- На самом деле, я смотрю очень много. Кроме того, вы должны доверять людям, которых наняли. Я в лиге 18 лет. У меня есть понимание игроков. У меня есть широкая база университетских тренеров, с которыми я говорю, поэтому я знаю об игроках многое ещё до того, как они пришли в лигу. Смотри, тут есть плюсы и минусы. Вы должны всё проверять и соблюдать баланс, иначе можете принять поспешное решение. Что помогает мне, так это то, что я работал в CBA, где вы должны были делать всё. Я был президентом, генеральным менеджером, тренером, всем. И это в течение семи лет там. Вы понимаете переплетение бизнеса с баскетболом, потому что обе эти стороны должны быть успешны. Вы учитесь, как вести дела с агентами. Построение доверительных отношений с агентами - это одна из главных вещей в лиге сейчас.

- Каждый, кто был в Д-Лиге, имеет свою историю о сумасшествии, которое там случается. Так что...

- Д-Лига - это даже не близко к тому, что творилось в CBA. Даже не близко.

- Окей, какие истории вы рассказываете, когда люди спрашивают вас о том, что происходило в CBA в 80-х и 90-х годах?

- Их так много. Некоторые я даже не могу рассказать публично. Мы заключали сделки с другими менеджерами в 3 часа ночи, а тогда не было никаких звонков в офис лиги по поводу обменов в любое время, как сейчас. Мы просто звонили в офис Джима Тули, оставляли ему голосовые сообщения и всё, сделка готова. Давай-ка я тебе расскажу вот что, чтобы ты понимал. Если ты получал возможность поговорить с каким-то тренером, который находится в состоянии "после 6-ти бутылок пива", в 4 часа ночи, он мог отдать тебе что-то даром. Два раза я выигрывал чемпионат, выменивая классного скорера и не отдавая ничего. А, ещё у нас были конкурсы в перерыве, когда болельщик мог попасть с центра площадки и выиграть 7 500 долларов. Но у нас нечем было платить. Вот буквально, кто-то попадает и вам придётся избавиться от какого-то игрока, чтобы заплатить болельщику.

- В вашем новом тренировочном центре есть офис и для тренера, и для президента по баскетбольным операциям. Какой вы используете?

- Я использую оба. У меня есть один на верхнем этаже, где собираются менеджеры, и один внизу, близко к тому месту, где работают тренеры.

- Два офиса? Да ладно вам.

- Эй, это зависит от настроения. Какое у меня настроение, такой офис я и использую.

- Кто побеждает сейчас? Тренер, который одержим победами сегодня или парень, который думает на два-три года вперёд?

- Моя карьера сейчас в том положении, когда я всё больше пытаюсь построить команду, которая в один прекрасный день выиграет чемпионат, и всё меньше думаю о сегодняшних победах. Речь идёт о наборе молодых талантов и их развитии. Это то, для чего мы вернули Кевина Гарнетта.

- Одна из лучших историй, что гуляла по Лас-Вегасу во время летней лиги - это про то, как Гарнетт накричал на Пековича за то, что тот не возвращался в защиту, назвал его "motherfucker" и всё такое. Никто до этого не видел, чтобы с Пеком так разговаривали, ибо это Пек, и он устрашает. Вы помните это?

- Это случилось в течение сезона, а если быть точнее, то во время первой тренировки Кевина с нами после обмена. Об этом говорили в Лас-Вегасе, потому что КейДжи приехал и провёл разминку там с нами, и люди просто не могли поверить, насколько он был энергичен. И мы сказали: "Ладно, это вы ещё не видели, как он назвал Пека "motherfucker", из-за того, что тот не вернулся в оборону во время обычной тренировки". Никто никогда не видел такого с Николой. Это КейДжи. Он всегда говорил, что отрабатывать свой контракт - это значит отдавать всего себя в играх и на тренировках. Он ожидает этого от всех игроков в команде.

- И как Пекович отреагировал?

- Он опустил свою голову и начал бегать быстрее. Это то, что характеризует Гарнетта: он бежит назад быстрее, чем кто-либо. Если будущий член Зала Славы, один из лучших мощных форвардов в истории делает это в 38 лет, то, как ты можешь не делать этого? И тут одна вещь: КейДжи всё ещё может играть.

- Гарнетт будет в старте?

- Да, он будет в стартовой пятёрке. Это то, кто он есть. Лучший 4-й номер в нашей команде. Никто не умеет подбирать лучше. Он лучше всех играет на подстраховке. Лучше всех общается и взаимодействует с партнёрами. Кевин знает, как играть в нападении и может отдать пас.

- Это включает в себя Таунса или он центровой? Гибрид? Это вообще важно?

- Это абсолютно не важно. Он - игрок. У хороших команд есть парни, которые могут играть на нескольких позициях. Против таких сложнее защищаться. Кроме того, важна не позиция, на которой ты играешь, а позиции, против которых ты можешь обороняться. В каких-то играх Таунс будет защищаться против мощных форвардов, а Гарнетт против центровых. В других играх - наоборот.

- Таунс будет в стартовой пятёрке вместо Пековича?

- Ну, начнём с того, что Пек пока травмирован. И у нас есть ещё один неплохой парень - Горги Дженг.

- У вас очень много "больших", особенно теперь, с Неманьей Бьелицей.

- Да, согласен. Они просто все приедут в лагерь и будут бороться.

- Означает ли это то, что вы не сможете выпускать Шабазза Мухаммада на позиции 4-го номера при маленькой пятёрке?

- Нет, он всё равно может играть там. Мы можем наигрывать Уиггинса на 4-ке тоже. У нас большая глубина состава, много таланта и гибкости. Два года назад у нас этого не было. Мы были вынуждены играть в один и тот же баскетбол.

- Множество игроков на позициях "больших" может быть плохой новостью для Энтони Бэннетта. Вы уже решили, что будете делать с его опцией на четвёртый год?

- Мы будем наблюдать за ним этим летом. Он хорошо проявил себя на Панамериканских играх. Его талант неоспорим. Самое главное в данном случае – набрать форму. Сейчас Энтони в хорошей форме. Но это будет серьёзная конкуренция со всеми парнями, включая Бьелицу, о котором никто не говорит.

- Скауты рассказывают мне, что проблема Бэннетта, как это принято говорить, "между ушей".

- Дело в уверенности. Но его недостаток уверенности появился из-за того, что он не был по-настоящему здоров с того момента, как покинул "UNLV". Всегда говоришь игрокам, чтобы они не позволяли травмам отнять у них талант, но иногда это случается.

- Как долго вы хотите тренировать?

- Я люблю развивать игроков. Пока у меня есть страсть к этому, я буду продолжать это делать.

- Вы приглашали на свои тренировки Майка Мэлоуна, когда его уволили из "Сакраменто". Вы хорошо ладили. Когда-нибудь начали думать о том, что он может стать вашим преемником в "Миннесоте"?

- У себя в голове - да. Но мы никогда серьёзно не обсуждали это.

- В каком состоянии ваша привязанность к Mountain Dew?

- Я не пил Mountain Dew 10 недель. Почти отвык. Но я должен отказаться от всего этого. Мы должны изменить много вещей в этом году, и это одна из них.

- О каком количестве мы говорим?

- Я не был одним из тех парней, которые пили по шесть банок в день. Я пил три в день, а иногда делал глоток, оставлял где-то и забывал о нём. Но я был бы не против маленького Mountain Dew.

- Вы случайно не переняли это у Кэрона Батлера в "Вашингтоне"? Он обожал Mountain Dew. Называл это просто "the Dew", что всегда казалось мне очень смешным.

- Нет, это было ещё до Кэрона. И я не использовал трубочку, как он.

- Мы увидим больше пик-энд-роллов с Уиггинсом в этом сезоне?

- Помните: первое, что вы должны сделать, дабы поставить себя в уверенное положение в лиге - это быть в состоянии играть в глубоком посте и набирать очки, или зарабатывать фолы. Мы делали то же самое с Гарнеттом, когда ему было 18. В этой ситуации другие команды не могут поставить против вас более маленького игрока, который позаботится о вашей игре на периметре. Вы выгоняете этих парней с площадки. Так что я хотел, чтобы Уиггинс играл в посте. И во второй половине сезона он набирал столько же фолов, сколько Джеймс Харден. Он отправлял людей в камеру пыток. Но Эндрю должен быть лучше в других аспектах. Он совершал броски на ранней стадии матча и уставал. Уигги не был готов к тяжёлому сезону НБА. Мы навалили на него невероятное количество давления, требуя от него набирать очки. Стали больше играть пик-энд-роллов с ним в конце сезона, и он почувствовал себя лучше. Но Эндрю всё равно должен быть ещё лучше. Сейчас он работает над владением мячом. Если улучшит этот момент, я дам ему больше ответственности. Если нет, то нет. Уиггинс - это пустой холст. Очень немногие игроки приходят в лигу с умением рисовать на этом холсте и создавать игру такой, какую они хотят.

- Эндрю действительно взрывной, когда получает заслон при пик-энд-ролле. Но в то же время, у него нет такого качества, как смена ритма. Он или несётся под кольцо, или совершает бросок.

- Всё верно. Мы над этим работаем. Но это тонкая грань, так как мы хотим, чтобы он шёл под кольцо. Это как с ЛеБроном. Когда он нацелен на проход, то ему не нужно менять ритм.

- Но изменение ритма позволяет тебе видеть момент для паса, так ведь?

- Мы насильно даём Уиггинсу информацию о том, что он должен видеть и замечать. Райан (Райан Сондерс, сын Флипа и его ассистент) работает с обоими, Эндрю и Заком. Они просматривают около часа видео-нарезок каждый день с именно такими ситуациями. Уигги стал студентом этой игры. Это как играть куотербэка. Ты как-бы понимаешь, что должен делать, но когда ты больше узнаешь о том, как команды защищаются против тебя, когда лучше замечаешь, где партнёр будет открыт или куда он собирается забежать, это всё становится больше, чем просто реакцией.

- Как далеко сможет зайти та команда, если Рикки так никогда и не научится бросать?

- Рикки будет в порядке. Я думаю, что он станет шутером вполне адекватного уровня. Он оказывает такое огромное влияние на команду, делая другие вещи, что быть великолепным шутером ему и не нужно. Рубио просто должен попадать броски с 5-6 метров и, возможно, 3-очковые из углов. Потому что если вы оставите его, то он сам воспользуется этой слабиной или создаст момент для кого-то ещё.

- Можете ли вы создать достаточно пространства с разыгрывающим, который не умеет бросать, как минимум одним 2-м или 3-м номером, который любит играть в посте (Уиггинс и Мухаммад) и двумя большими, которые в основном живут на углах "краски" и внутри?

- Нужно ли нам бросать и попадать 3-очковые? Без вопросов. Считаю, что Уиггинс будет солидным снайпером из-за дуги. Суть в том, что у вас есть то, что у вас есть. Если ваши лучшие игроки не очень круты в вопросе 3-очковых бросков, то вы не можете просто заставить их бросать. Мы должны строить команду вокруг них и получить некоторых игроков, которые могут растянуть оборону. Кстати, тут есть ещё одна важная вещь: Таунс, Гарнетт и Пэйн - это не те "большие", которые играют только в посте. Они спокойно могут забивать броски с 6 метров, так что нельзя сказать, что у нас не будет пространства.

- Таунс, впрочем, много играл в посте в "Кентакки". Он тоже интересен, если вернуться к словосочетанию "пустой холст", ведь он хорош во всём на чужой половине площадки. Как вы собираетесь выяснить, что из этого всего нужно подчеркнуть? Тут следует понять, в чём из всего этого нуждается именно этот ростер? В этом есть смысл?

- В этом очень много смысла. Таунс будет делать всё. Но, когда речь о молодых игроках, вы должны дать им привыкнуть к физике НБА. Они должны играть внутри. Мы отправим Карла-Энтони в пост. Сначала он будет делать это, а потом мы уже поднимем его к периметру.

- Звучит так, будто вы думаете, что игра в посте сохранит видное место в этой лиге, которая движется в сторону смолбола и 3-очковых.

- Причина, из-за которой команды перестали играть в посте в том, что никто больше не умеет это делать. Команды были бы совсем не против этого. Пост может способствовать смолболу. Если парень может забивать из поста, то соперник должен будет пытаться заманить его в ловушку, и ты получишь открытый 3-очковый. И это именно то, что мы пытаемся получить - открытые 3-очковые.

- Я согласен. Единственная вещь, которая заставляет меня притормозить: командам стало сложнее делать передачи внутрь, ведь соперник может прийти на помощь отовсюду.

- Это потерянное искусство. Игроки приходят из университетов, не играя в посте, поэтому никто не знает, как правильно доставлять туда мяч. Одно из моих самых больших разочарований - когда игроки пытаются доставить мяч в пост передачей от паркета. Нет. Ты не можешь давать пас от паркета 7-футеру в пост. Пусть он поднимет руку и набрось ему мяч туда.

- Как часто вы думаете о травме Сэма Касселла во время плей-офф 2004 года? Бедро, вроде бы. Прямо перед финалом конференции против "Лейкерс".

- Всё время. Это было бедро, да. Он забил бросок против "Сакраменто" в 7-й игре полуфинала конференции и исполнил тот танец с большими шарами, чем создал трещину в бедре. Без всяких вопросов, я думаю об этом танце всё время. Но это НБА. Я был в четырёх подряд финалах конференции с "Миннесотой" и "Детройтом" и мы имели дело с травмами в каждом. Команда, которая выигрывает титул - это обычно самая здоровая команда.

- Кажется, вы с оптимизмом смотрите на то, что сможете стать частью гонки за плей-офф.

- Вот, что Кевин Гарнетт сказал нашим игрокам: "Если ты приезжаешь в лагерь 29 сентября с мыслью, что мы не попадём в плей-офф, даже не трудись приезжать". Это всё, что должно быть сказано.

***

Фото: JORDAN JOHNSON/NBAE VIA GETTY IMAGES

***

Спасибо за внимание. Надеюсь, удалось передать это интервью достаточно понятно, но в то же время без потери смысла. Подписывайтесь на блог и твиттер!