Вопрос перед плей-офф: Если Селтикс находятся в стадии перестройки, тогда почему они борятся за плей-офф?
Это была всего лишь одна игра, когда Клипперс уничтожили Бостон в воскресенье, как бы напоминая, что пытающийся заскочить на последнюю ступеньку отходящего поезда под называнием плей-офф 2015, Селтикс всего лишь приятная история о борьбе и героизме ради ничего. Перестройка стала протекать быстрее, чем это ожидалось и эта мужественная, беззвездная команда уже претендует на 8 строчку в бедовой конференции. Но существует громадная пропасть между ними и тем результатом, который преследовали изначально организаторы строительства новых Кельтов.
«Очень важно помнить о нас, - сказал Бред Стивенс, когда приходил в гости в Grantland на прошлой неделе, - нам предстоит ещё долгий, долгий путь к намеченной цели!»
Эти слова говорят о трудности самого процесса перестройки и от того как далека эта «Фаза 1» у Селтикс от отметки в 50 побед в регулярном чемпионате.
Многочисленные руководители, конкурирующие между собой, назвали это изобилие сделок по обмену игроков в Бостоне, как «шедевр» перестройки. Контракты и их длинны, травмы и ещё множество нюансов и обстоятельств не позволили их звёздам побороться за большее, когда они были на пике, и Дэнни Эйндж сумел успеть получить неплохую выгоду за Кевина Гарнетта, Пола Пирса и Рэджона Рондо. У Селтикс есть шесть дополнительных пиков первого раунда, огромное пространство под потолком зарплат и они только что приобрели динамичного, молодого разыгрывающего – Айзею Томаса по дешёвке.
Но у них нет ни игроков-звёзд и нет ясного пути по их привлечению в свои ряды на рынке свободных агентов или путем обмена игроками. Селтикс сделали шаг к уровню «посредственности» так быстро, что теперь не понятно как из этого им выбраться. Они далеко не хороши, но и не плохи настолько, чтобы претендовать на первый пик драфта – вероятный шанс на будущую звезду. Даже если они и проиграют борьбу за последнюю путёвку в постсезон в Восточной Конференции, они всё равно получат право выбирать «внизу» лотереи, в диапазоне, который для них обеспечен на следующие несколько лет. «Это касается всех 30 команд, - говорит Эйндж по поводу барахтанья на уровне посредственных команд, - в этом вся суть нашей Лиги. Что бы что-нибудь достичь здесь вам, безусловно, необходима большая доля удачи».
Селтикс изначально хотели воздержаться от трейда с участием Томаса, так как это могло повлиять на общее количество побед в этом сезоне, но в итоге, после некоторого обсуждения приняли решение, поняв что они могут потерять больше или переплатить, если будут ждать до лета. «В идеале, он тот, кого комплектуют в команду летом, подгоняя под общую картину, - рассказывает об этой ситуации Дэнни Эйндж, - но кто-нибудь ещё мог попытаться выменять его и тогда возможно, пришлось бы бороться за него ещё с кем-то. Нужно было ковать железо, пока оно горячо».
Бостон имеет неплохой подбор талантливых игроков, плюс ко всему, Эйндж всегда умел выкопать в низах драфта добротных игроков. Очень сложно, конечно, выловить звезду. В этом году у него солидный, 15 пик, этого конечно недостаточно и маловероятно, что можно вытянуть именно будущего «франчайза». Но опять же под 21 номером он выбрал Рэджона Рондо, а под 27 Руди Гобера.
Давайте отложим разговор о звёздной вакансии и зададим себе следующий вопрос: Есть ли сейчас игроки из текущего ростера Селтикс, которые могли бы выходить в «старте» гипотетической, будущей, великой команды Бостона? Это понятно, что любой средний игрок Лиги, может быть пятым игроком в стартовом составе команды контендера, но я имею в виду именно игрока, который может нечто большее, чем дополнить необходимый минимум игроков на площадке, с необходимым минимумом уровня игры для самых высоких целей.
Даже Стивенс, паталогический оптимист, в плане развития молодых игроков, рассказывает следующее о текущем составе команды. «Все знают, что чтобы выиграть титул, вам нужны игроки, трое из которых, делают абсолютно все вещи на площадке хорошо и не имеют ярко выраженных недостатков. Также чемпионские команды включают в себя и других игроков. И они тоже играют очень важную роль в общей команде. Задача моя и моих парней заключается в следующем: Возможно, мы можем быть лучше в чём-то потом, но сейчас попытаемся быть хороши в этом на столько, на сколько, это возможно в данный момент».
Келли Олиник, бигмэн с броском без защиты. Джаред Саллинджер, хронически находящийся не в форме и бросающий издали с процентом ниже 30. Джеймсу Янгу 19 и он играет на грани между Селтикс и её фарм-клубом из Д-Лиги. Эвери Брэдли, потрясающий защитник и с хорошим броском из-за дуги, но совершает много дальних средних бросков в ранних стадиях владения, и нуждается в динамичном игроке, который сможет вести мяч, создавая ему моменты для броска. Эйнджу очень симпатизирует Брэдли, и он уже ответил на вопрос о том, что же будет с 24-х летним защитником, когда Кельты начнут перестраиваться: несколько команд предлагали, по данным некоторых источников, низкие пики первого раунда и истекающие контракты за него перед дэдлайном в этом году, но Дэнни наотрез отказался его менять.
В тоже время, Эйндж отвергает мысль, что в нынешнем ростере команды нет игрока, способного занять роль ключевого стартера в будущем. «Я думаю, у нас есть ребята, способные сыграть в команде чемпионе одну из ролей», - утверждает генеральный менеджер Бостона. Стивенс уверен, что кое-кто способен вырасти в одного из трех лучших игроков контендера. «Я пока не вижу для некоторых потолка в их развитии, - говорит тренер Кельтов, - не исключено, что кое-кто из них может выстрелить подняться на следующий уровень».
Команда обожает Маркуса Смарта, выбранного под 6 номером на последнем драфте, единственного игрока в ростере, которому точно светит место в ядре будущей команды и которого надеяться вырастить в полноценную звезду. В нём уже сейчас видны задатки «убийцы» в защите, но он себя некомфортно чувствует при розыгрыше пик-н-ролла и вообще достаточно мало времени находится с мячом. Поэтому, когда он на площадке, с ним всегда выходит, тот, кто будет возится с мячом в нападении. Его бросок и навыки пасовать, оказались лучше, чем ожидалось и в последний месяц, он заметно стал прогрессировать в броске с ведения.
«Будет ли Маркус Смарт когда-нибудь Джефом Тигом? - спрашивает Брэд Стивенс, - нет, - в смысле, что кто-то может пролететь по площадке, ударив четырежды мячом об паркет, потом оттолкнувшись от линии штрафного броска забив фингер-ролл, а у него будет другой путь, в котором он будет действительно хорош».
Здесь и правда, скрыт настоящий талант. Умелые молодые игроки очень часто совершают резкие взлёты в собственном развитии. Также ещё один пик может перейти Кельтам от Бруклина, но Нетс стараются изо всех сил, чтобы это не произошло.
Сейчас Бостон идут ноздря в ноздрю вместе с Филадельфией в гонке по накапливанию активов для возможных обменов, если вдруг, какой из суперзвёзд станет доступен. Селтикс утверждают, что они не «танкуют» и это по сути технически верно, но если посмотреть на картину в целом, ситуация у них мало чем отличается от Филадельфии, где ведётся откровенный демонтаж команды. Обе команды, в основном нацелены на приобретение драфт пиков и активов, которые легко обменять. Томас оказался нужным Бостону, возможно, не столько из-за его игровых качеств, сколько из-за того, что в офисе Селтикс посчитали, что его недорогой долгосрочный контракт гораздо ценнее как актив для сделок, чем пик первого раунда, что они отдали взамен. (Эйндж сообщил об этом трейде Стивенсону всего лишь за час до её свершения, рассказал нам Стивенс, чувствующий, что его мнение учитывают при заключении подобных сделок). У Бостона ещё остались кусочки, оставшиеся со времён, когда они претендовали на победу в чемпионате, в отличие от Филадельфии они расходовали пики первых раундов на игроков, проживающих в Америке.
В поисках суперзвезды.
Хьюстон Рокетс в дохарденовскую эпоху, наиболее близки в сравнении с нынешними Селтикс. Окажись Кельты на Западе, они бы сейчас тоже находились на дне турнирной таблицы, а на Востоке, они как раз оказались на уровне середнячков – точно также как и Хьюстон, до того как они получили Хардена. Прям-таки и хочется назвать подобную стратегию, как несбыточная мечта – ведь очень сложно представить себе, что звезда, игрок-фундамент будущей команды, редчайший вид игроков, оказался в свободном доступе на рынке обменов. Хьюстон несколько лет был в этапе строительства, пока Харден не оказался в стане Рокетс. Неизвестно, был ли сейчас Дэрил Мори генеральным менеджером Ракет, если бы Тандер решили подождать ещё год с обменом Бороды.
Суперзвёзды всё же двигаются. В период с июня 2007 года, семь топовых игроков находящихся в прайме сменили свою прописку – в среднем по одному игроку в год: Кевин Гарнетт, Крис Пол, Кармело Энтони, Дерон Уильямс (это сейчас он перестал котироваться как суперзвезда, но в то время, многие считали, что Нетс делают всё правильно), Дуайт Ховард, Кевин Лав и Джеймс Харден. Плохая новость для Селтикс заключаются в том, что четверо из этой семёрки отправились или в Нью-Йорк или в Лос-Анджелес, а за пятого отдали двух игроков - первых пиков с двух подряд драфтов. Всё верно: в Bizzaro мире от НБА, в Миннесоте, где всё время всё через задницу, появился шанс, возможно лучший какой мог произойти, перестроится, обменяв свою звезду на новых перспективных игроков, из-за того что Леброн штормом свалился на голову Кливленда.
Обмен суперзвезды с последующим подписанием на долгосрочный контракт мало чем отличается от завлекания таких игроков с рынка свободных агентов. Вы должны заинтересовать их своим рынком, своим ростером, своим тренером, своей культурой.
У Селтикс всё это есть, даже учитывая, что у них нулевой опыт в привлечении суперзвёзд с рынка свободных агентов. (Прости, Nique!) Стивенс не в восторге от постоянной перетряски ростера, которая происходить последние два сезона, но это позволило создать для Бостона репутацию такого инкубатора для талантов, - место, где игроки становятся лучше, неплохо проводят время и набивают цену на свои следующие контракты. «Это прекрасно, когда игроки начинают играть хорошо, тем самым давая толчок своим карьерам, пусть даже они отыграли у нас только месяц, - говорит Стивенс, - надеюсь люди видят, что здесь благоприятная среда для того чтобы развивать свои сильные стороны и делать всё то, что для них лучше».
Бостон, возможно, выиграл больше игр, чем это следовало бы ожидать от команды находящейся в стадии ранней перестройке, но бултыхание команды на отметке 0,500 по соотношение побед и поражений это сигнал о том, что команда пытается возродиться – то, что просто не скажешь, например, о Сиксерс. И это вполне возможно придаёт Эйнджу больше «плюсов» на переговорах в трейдах.
Очень сложно представить доступного для обмена суперзвездного игрока, кроме как Кевина Лава и ДеМаркуса Казинса – если вообще эти ребята будут доступны для обменов. Селтикс попытаются отработать по всем этим игрокам максимально, но им нечего будет предложить, сомнительно, что на них вообще обратят внимание. Звёздные игроки, сидящие на контрактах новичков, включая Энтони Дэвиса, могут только стать ограниченно свободными агентами. Их команды могут повторить или превысить предложение конкурента и если это произойдёт, то следующая возможность подписать их как свободного агента, возникнет лишь по завершению контракта, по крайней мере через половину декады от того момента. (Такие игроки, в теории, могут подписать однолетний квалификационный контракт и через год с чистой совестью стать свободным агентом, но ни один игрок топ-уровня никогда не делал так).
Другие молодые звёзды лиги, только начали играть на своих вторых контрактах. Стэф Карри играет в контендере в замечательном городе. Та же история с Джеймсом Харденом и Блейком Гриффином. Прайм Ховарда остался в прошлом. Ближайший взлёт потолка зарплат исключает вероятность сброса своих звёзд по финансовым причинам, как это было в случае с Харденом.
«У нас нет какого-то генерального плана, - говорит Эйндж, - просто когда приходит время обмена, мы надеемся, что у нас хватит активов для того чтобы его совершить».
Кое-что будет в центре внимания на рынке обменов. Так всегда происходит. В ближайшие два сезона, Тандер могут оказаться в подобной ситуации, хотя сейчас для этого нет никаких предпосылок, повторяю, для этого нет никаких предпосылок!!! Я говорю про возможный обмен Рассела Уэстбрука и Кевина Дюранта. Ведь новейшая история не исключает, что может случиться такое, когда суперзвезда, о которой мы даже не думали, оказывается доступным для обмена. Именно тогда Селтикс готовы сделать свой ход. Но на это могут уйти годы.
Вот почему Бостон схож с другой построенной командой: Хоукс сезона 2014-2015 построены на умном выборе на драфте без лотерейных пиков и точечными подписаниями свободных агентов, которые соответствовали системе Майка Буденхольцера. Вам нужен очень хороший тренер, чтобы достичь больших побед не имея в наличии игроков из ТОП-10 по лиге. Ястребы вряд ли добились результата 56-18, если бы у них Ларри Дрю до сих пор стоял у боковой линии. Стивенс стал первым ключевым подписанием для Бостона.
Атланта распустила своих топовых игроков прежде, чем начала собирать подходящих, нужных тренеру Буденхольцеру исполнителей и Бостон имеет возможность сделать тоже самое. Селтикс этим летом имеют свободного места в «платёжке» около 20 млн. $, и даже если они полностью сожгут эти деньги, на момент волшебного лета 2016 года их может стать ещё больше. Они могли бы сохранить всех своих ребят, включая напористого и злющего Джо Кроудера и продолжать охотиться за тем, кем хотели. «Мы будем очень активны на рынке свободных агентов», - заявил Дэнни Эйндж.
Беспрецедентное повышение уровня потолка зарплат даёт новые инструменты, даже если оно даст такую же возможность всем к лету 2016 года. Если Лав воспользуется опцией своего контракта этим летом, он мог бы подписаться на один год, чтобы следующим летом вновь выйти на рынок свободных агентов, когда максимальные зарплаты прыгнут вверх вместе с «кепкой» (Лав правда утратит права Берда в этом случае).
Если же очевидных звёзд получить не получится, Бостон будет пытаться подписать игроков, которые смогут полностью оправдать свой контракт. В прошлом это означало подписать не суперзвёздного игрока на максимальный контракт, который он подписал бы в любом случае; это как Грег Монро сегодня, или как Джош Смит и Эл Джефферсон до этого. Все ставки будут сделаны этим летом. У Селтикс передняя линия совершенно слаба под кольцом и если они посчитают, что Монро может исправить этот факт ценою максимального контракта, они вполне могли бы побороться за него (он, кстати, клиент Дэвида Фалька, как и Эван Тёрнер).
Ещё есть такой аспект в борьбе за плей-офф сейчас – это может сделать клуб более привлекательным для новой волны звездных игроков средней руки, которые становятся доступны на рынке. Пример нынешних Шарлотт очень показателен и может вдохновить. Хорнетс переплатили Элу Джефферсону, тем самым увеличив свою боеспособность на площадке и в плане привлечения других свободных агентов, правда они сделали свою ставку на неправильного игрока в лице Лэнса Стивенсона, но я до сих пор считаю, что это был оправданный риск, ведь он тогда показывал весьма неплохую игру.
Хотя выглядит вероятнее, что Кельты не будут устраивать охоту за игроками типа Монро, а будут искать более дешёвые варианты. Селтикс не нужен ДеМаре Кэрролл, им нужен следующий ДеМаре Кэрролл, свободный агент, который сейчас находится вне радаров популярности. Они будут искать игроков, которые показывают интересные цифры в ограниченное игровое время; некогда перспективная молодёжь, которая не оправдала возложенных на них надежд во время их контрактов новичков и опытные ветераны, находящиеся ещё не на закате карьеры с необходимым уровнем мастерства подходящего для этого Бостона. Это будет довольно интересно посмотреть, как Кроудер и Зеллер продлят свои контракты летом, учитывая, как они заиграли здесь и отлично вписались в общую игру Селтикс.
«Вы можете переплатить игроку, потому что других способов заполучить его у вас нет, - рассказывает Эйндж, есть совершенно разные периоды охоты за свободными агентами, это 1 июля и август месяц».
Исполняешь всё то, что говорит Стивенс, и смотришь за игрой Селтикс, их игра напоминает игру Атланты и Уорриорз – розыгрыш мяча в нападении, до тех пор, пока он не окажется в наилучшем для атаки кольца месте, полная отдача и самоотверженность.
Самый лучший комплимент, который можно сказать Стивенсу – это то, что когда смотришь за игрой Кельтов, у тебя создаётся впечатление, что в команде каждый игрок снайпер с высоким процентом реализации. Когда начинаешь перебирать игрока за игроком в составе, понимаешь, что это далеко не так. Стивенс максимизировал систему с быстрым движением мяча, где четыре человека расставлены вдоль дуги угрожая атакой из дали, распасовывают мяч по площадке.
Стивенс конечно адаптируется под своих игроков, но именно такой вид атаки больше всего импонирует ему. «Я хотел бы играть так всё время, - рассказывает он нам. Также Стивенс очень любит вариативность и рассказывает, как это тяжело достичь особенно в защите, ставя в пример защиту тех же Голден Стейт, как они переключаются при каждом движение мяча. «Гибкость, вариативность в защите это очень важная вещь, - говорит Стивенс, - Уорриорз очень гибко переключаются, ставя в Дрэймонда Грина. Это очень важно. Если у вас есть игрок способный отзащищаться против 2, 3 и 4 номера соперника, у вас появляется огромная вариативность в защите при переключениях и это очень помогает».
Грин становится свободным агентом в этом году и Селтикс могут претендовать на кого-нибудь из тройки Грин/Кавай Ленард/Джимми Батлер трио ограниченно свободных агентов. Мало,вероятно, что эта фишка сыграет, но всё же Селтикс начнут активную работу с 12:01 первого июля, с уверенностью, что другие цели будут в зоне досягаемости числа до пятого.
Такой игрок как Монро, что затормаживает движения мяча, без броска, и с медленными ногами в защите, не совсем подходит под систему гибкости и вариативности. Можно просто убрать галочки с тех игроков, которые не подходят, во всех уровнях зарплат. Подписываешь оставшихся, и можно смело выигрывать 45 игр на жалком Востоке. Если провести такие действия, то за пару сезонов можно стянуть у себя больше игроков подходящих под эту систему – и так медленно двинутся к планке в 50 побед за сезон.
Но это длинный и непростой путь, который можно пройти упорной и грамотной работой офиса команды и щедрой долей удачи. Одна ошибка на таком пути, один Стивенсон, один Джош Смит, может пустить под откос весь проект. Каждый путь строительства команды контендера – будь то, путь Филадельфии, Хьюстона или Атланты – это путь продуманных и рожденных в спорах действий, счастливых случаев и удачных шагов, упорной работы и необходимых перерывов ожидания, с целью предугадать развития событий и действий конкурентов.
Бостон должны пройти свой путь без главного инструмента доступного для команд находящихся в процессе перестройки: ТОП-5 драфт-пика. У Хоукс вряд ли бы получилось это всё без Эла Хорфорда – третий пик драфта 2007 года. Этот сезон для Селтикс оказался приятной историей, учитывая все обстоятельства, плюс ко всему Эйндж скопил определенное количество пиков первого раунда. Но большой успех не всегда зависит от таких вещей. Бостонский офис вырвался из круга, где находятся Лейкерс, Никс, Нетс и другие команды с грандиозными мечтами, но это не гарантирует им выход из круга команды среднего класса.
я не понял эту фразу. Разве Эйндж выбрал Гобера?
Перевести это оказалось сложно, поэтому нам предложена фантазия на тему:
"В этом году у него солидный, 15 пик, этого конечно недостаточно и маловероятно, что можно вытянуть именно будущего «франчайза». Но опять же под 21 номером он выбрал Рэджона Рондо, а под 27 Руди Гобера."