9 мин.

60 самых ценных игроков НБА. Кайри Ирвинг

Билл Симмонс – о том, как 57 очков в кольцо «Сперс» изменили мнение о Кайри Ирвинге.

Автор: Билл Симмонс

Оригинал

Группа «В»: «Не обижайся, но я вешаю трубку»

10. Кайри Ирвинг

Когда мы составляли рейтинг для телевизионного шоу на ESPN, я поставил Кайри на 26-е место, что привело болельщиков «Кэвз» в безумную ярость. Можно было подумать, что я по ошибке сказал, что Зал славы рок-н-ролла находится где-нибудь в Цинциннати. Нельзя винить их за излишнюю резкость. Они же наблюдали за полуживыми «Кэвз», еле-еле добирающимися до 50 процентов побед в первой половине чемпионата, и уже воображали, что снимают документальный фильм о своей команде. Что, если бы я тебе сказал, что ты мог бы вернуться домой… и что, возможно, ты не захотел бы этого делать? Командная «химия» выглядела столь же ужасно, как актерский состав сериала «Реальный мир: Скелеты». ЛеБрон не был похож на ЛеБрона. Кевин Лав красовался с перманентным выражением на лице в стиле «Майк Майерс рядом с разоблачающимся Канье». А Дэвиду Блатту предстояла 20-летняя карьера в Патриотической лиге или NESCAC (конференция колледжей Новой Англии).

В январе все внезапно срослось: «Кливленд» сделал две точечные сделки, прибавил в защите и выдал 12-матчевую победную серию, включающую игру с «Портлендом», в которой Кайри набрал 55 очков. Болельщики «Кэвз» маленько пришли в себя. Кайри… на 26-м месте??? Ему только 22! Если бы он играл за «Бостон», ты бы отправил его в первую десятку!!!! ЗАСУНЬ СЕБЕ СВОЙ #%@%@, ты #&#$%!%!%!

В свою защиту: мне не казалось правильным, что нужно поощрять атакующего защитника в теле разыгрывающего, того, кто совершенно игнорирует традиционный рецепт: «сделай партнеров лучше и бери на себя только тогда, когда это нужно». Я называют таких игроков «нулевые защитники». В некоторых случаях (смотри: Расселл Уэстбрук), они настолько хороши, что это не имеет значения. В других (Тайрик Эванс, Стив Фрэнсис), это имеет значение. Пятилетний контракт на 90 миллионов также не выглядел аппетитно, как и то, что его команды никогда не были успешными, ну хотя бы на протяжении одного месяца. И еще – я чертовски ненавижу «Кливленд». Прямо до глубины души. (Шучу-шучу).

Но я не мог избавиться от мысли, что я облажался. Последующие две недели я пристально следил за «Кливлендом» и в итоге не стал включать Кайри во 2-ю часть. Чудесное преображение ЛеБрона (благодаря двухнедельной реабилитации в Майами) заслонило более убедительный сюжет: наконец-то, мы увидели, как Кайри может повлиять на успешную команду. Невероятный первый шаг. Великолепные снайперские качества. Полутермояростность в быстрых отрывах. Первоклассная способность решать в трафике. Все на месте. Если проецировать его способности, воспринимая его как Тони Паркера для богатых, то его баскетбольный потолок становится понятнее: он невероятно эффективный атакующий игрок, которому нужен еще один созидатель (или блестящая атакующая система), чтобы задействовать всех в нападении.

Может ли ЛеБрон стать таким созидателем? Без вопросов. Это уже происходит. Даже если у Кайри никогда не будет часов имени Майка Конли в голове, это не важно, если он играет рядом с правильными парнями. Я очень ошибался по поводу потенциала Кайри. Но, по крайней мере, я забронировал для него достойное место. Просто на это понадобилось больше времени.

Что напоминает мне о косвенно связанной с этим истории…

Когда мы с Джаленом Роузом записывали интервью с Кобе, в одной из рекламных пауз нам нечего было делать, и я спросил у Кобе, есть ли у него любимые игроки из «новых». Ну, знаете, как великие шеф-повары всегда отмечают других поваров, которые должны стать великими? Кобе позиционирует себя как типичного альфа-самца НБА/помешанного на победах говнюка. Он чувствует такие вещи. Даже он сам хвастается тем, что может чувствовать их. Он увидел это еще в 2012-м у Уэстбрука (его любимой звезды прямо сейчас) и – к моему удивлению – увидел это сейчас в Кайри. Ему нравится Кайри. Это все изменило для меня. Когда шеф-повар Кобе благословил шеф-повара Кайри, я понял, что настало время уничтожить хард-драйв с мнением о Кайри и записать новый.

Знаете, кому очень понравилось, что Кобе похвалил Кайри? Джалену. Мы спорили о потенциале Кайри в течение долгих месяцев. Теперь Джален улыбался так, как будто ему только что принесли 7-фунтового лобстера. И он добавил еще одну важную черту: Джалену очень понравилось, что даже после перехода ЛеБрона Кайри не поменял стиля игры и не изменил себе. Не стал угождать ЛеБрону. Не упал до нелепой пародии на Джона Стоктона. Просто продолжил атаковать и набирать очки. Для Джалена это имело большое значение. Это сказало ему о том, что Кайри – большая звезда.

Что напоминает мне еще об одной косвенно связанной с этим истории…

Одно из самых клевых преимуществ моей работы – возможность общаться со многими значимыми баскетболистами и экспертами. Билл Уолтон и Лэрри Берд изменили мое пристрастное отношение к стилю Кобе. В течение года я смотрел баскетбол в крошечной комнатке с Мэджиком, а затем в течение еще одного года – с Дагом Коллинзом. Несколько раз я общался с Кобе не для печати. Я провел целый день с великим Биллом Расселлом. Познакомился со Стивом Нэшем и Стивом Керром. Провел много времени с Чарльзом Баркли. Как-то раз провел три часа с Дюрэнтом и Харденом. Вынимал мозг самыми разными вопросами десяткам известных людей из НБА в своих подкастах. За последние три года обсудил все, что только возможно, с Джаленом. Провел день в Вегасе с Айзеей Томасом – это превратилось во вторую главу моей книги. Обсуждал баскетбол с десятками бывших игроков и бывших тренеров, которые прошли через лигу – от Кики Вандевеге до Дэнни Эйнджа, от Дока Риверса до Элджина Бэйлора, от Джеффа Ван Ганди до Хьюби Брауна.

Как только ты понимаешь, как абстрагироваться от личного восприятия (они бесчисленны), личных взаимоотношений (очень много) и просто тупого упрямства (вроде недавней отповеди Баркли в адрес аналитиков), то понимаешь, что все они видят вещи, которые не видим мы с вами. Фанаты баскетбола часами отсматривают матчи на League Pass, изучают продвинутую статистику, читают все подряд, делают все, чтобы добраться до сути. Часто это работает – как, например, когда мы считали, что «Мемфис» будет выглядеть лучше без Руди Гэя, хотя представители старой школы были в шоке, когда его обменяли. Это наш главный козырь: мы можем изучить вопрос досконально и узнать как можно больше.

Их главный козырь: они могут играть или тренировать против кого-то вроде Уэстбрука или Кайри – даже один раз – и выделить что-то в его ДНК, что мы никогда не можем уловить. И опять же здесь нужно избавляться от постороннего шума/пристрастий/упрямства. Эти люди не доверяют продвинутой статистике, им наплевать на PER, SportVU, схемы с бросками или реальный «плюс-минус». И, как недавно показали парни с TNT после того, как Кайл Корвер попал на Матч всех звезд, не вполне ясно, готовы ли они принять то, куда движется баскетбол (скорость и пространство). Эти люди хотят видеть баскетбол черно-белым. Так он кажется им более понятным. Они привыкли к такому баскетбола с детства.

Ты талантлив? Ты отдаешь все ради победы? Заслужишь ли ты мое уважение на баскетбольной площадке? Можешь ли ты показывать хорошую статистику? Можешь ли ты делать что-то, что я не мог делать? Мог бы я стать чемпионом рядом с тобой? Пошел бы я с тобой в разведку?

Для них главное – это сам настрой на баскетбольную битву. Именно поэтому люди вроде Блэйка Гриффина сводят представителей старой школы с ума. Он все время плачется судьям, ноет, что его бьют, забывает о подборе, слишком часто мажет с линии штрафных и слишком много концентрируется на своей деятельности за пределами паркета. Они так и не могут понять, хотели бы они пойти с ним на баскетбольную битву. Они не могут сказать. Уэстбрук – обратный пример. Они могут смириться с его сомнительным выбором бросков, так как он – боец до мозга костей, воплощение игровой страсти, неутомимый воин ну и все такое, что эти парни обожают.

На протяжении многих лет я научился, КАК правильно воспринимать то, что они говорят. Они выражают это через призму собственного восприятия. Джалену нравится работа Джамала Кроуфорда по многим причинам, но главным образом за то, что три раза в месяц Кроуфорд ловит кураж и начинает заваливать такие броски, которые не может попасть никто в НБА. Сама перспектива того, что это может произойти – причина уважение Джалена к Кроуфорду. Он готов отбросить все негативное в его отношении (посредственная защита, отсутствие подборов, периодические 5 из 18), но концентрируется на куражных матчах и бесконечной уверенности Кроуфорда в себе. А почему? Он понимает уровень сложности того, что делает Кроуфорд. Так же, как я, допустим, понимаю уровень сложности, когда кто-то пишет особенно удачный текст. Так что мы договорились, что наши соображения о Кроуфорде диаметрально противоположны. Пусть Джален преувеличивает его значимость (на мой взгляд), я понимаю, почему это происходит.

В то же самое время Джален на протяжении трех лет разглагольствовал о потенциале Кайри и научился не воспринимать отсутствие энтузиазма на этот счет у МЕНЯ. Джален знал, что я не мог видеть то, что видел он. Я хотел бы, чтобы Кайри был тем, кем он никогда не будет – по сути Айзеей 80-х или Крисом Полом прямо сейчас, разыгрывающим, который на протяжении 42 минут делал партнеров лучше, а в последние шесть минут решал все сам. Джален повторял, что Кайри – игрок другого плана. Я повторял, что, пока не увижу, что с ним они могут побеждать, не изменю своего мнения. Компромиссом тут не пахло.

И вот… «Кэвз» начали побеждать… шеф-повар Кобе узрел у Кайри помешанность на победах/уверенность альфа-самца/черты говнюка... и я с радостью капитулирую. Здесь ЕСТЬ что-то уникальное, в чем мы вчера убедились по ходу эпического уничтожения «Сан-Антонио». Я всегда считал, что у Кевина Джонсона был лучший первый шаг из всех разыгрывающих, которых я видел. У него был такой дриблинг, будто он бежал с горки, если вы понимаете, о чем. Соперники были в ужасе от него. Они начинали пятиться до того, как он двигался. Именно так выглядели бедные «Сперс». Они просто отходили так, как будто в защитную линию били тараном. Добавьте сюда безумные попадания в трафике и трехочковые в стиле Стефа Карри… и Господи Иисусе! Хоть кто-нибудь когда-нибудь уничтожал «Сперс» Данкана-Попа вот так вот? Он набрал 57, но было такое ощущение, что это было 75.

Если Кайри продолжит прибавлять в следующие два месяца, то «Кливленд» будет напоминать «Майами» в 2005-м – в первый год Шака, когда Дуэйн Уэйд невероятно прибавил по ходу сезона и создал иллюзию того, что дуэт Кобе и Шака возродился. Главное отличие: ЛеБрон 2015-го лучше, чем Шак 2005-го. Еще одно отличие: Кайри на два месяца моложе Уэйда в 2005-м. Возможно, 10-е место и не лучший вариант для него. Безотносительно этого я рад, что изменил мнение о Кайри. Лучше поздно, чем никогда.