10 мин.

Жизнь как розыгрыш. Интервью с Максом Колюшкиным

15_Kolushkin-2-XL.jpg

За полторы минуты до конца первой половины выездного матча с ЦСКА Максим Колюшкин дальним броском через руки Нандо де Коло набрал свое девятое очко, и на трибуне рядом с пресс-ложей прозвучало опрометчивое «кто этот парень?». Эта фраза автоматически активирует законы жанра, согласно которым «этот парень» становится героем матча, а его команда не может проиграть.

Кто этот парень, который в системе «Локо» еще с ростовских времен и даже успел выиграть два молодежных чемпионата России в 2010-м и 2011-м? Кто этот парень, который перемещается по площадке чуть ли не быстрее всех в Лиге и при этом весит чуть ли не меньше всех (73 кг)? Кто этот парень, который набирает 14 очков, 5 подборов, 3 передачи против ЦСКА, а через три дня ни разу не забивает «Плоешти»? Это 24-летний баскетболист, который за ВЕСЬ прошлый сезон сыграл 11 минут и 23 секунды, а в этом выходит на 12 В СРЕДНЕМ. Об остальном по порядку…

- Уверен, что тебя об этом спрашивают далеко не в первый раз, но все-таки – как ты попал в баскетбол?

– В родном Ростове-на-Дону, когда мне было одиннадцать, мой друг, занимавшийся баскетболом, позвал меня на тренировку. Я пришел… и остался. Тогда еще не думал, что займусь спортом профессионально – это было просто увлечением. Но уже меньше чем через год я поехал на первые соревнования, и они принесли мне массу новых крутых впечатлений.

- Вот Григорьев в своем интервью рассказывал драматичную историю о том, как он в детстве разрывался между баскетболом, музыкой, учебой за границей и хорошими оценками. А у тебя было то, чем пришлось пожертвовать ради баскетбола?

– До девятого класса я тоже неплохо учился. А потом начал тренироваться по два раза в день и перестал все успевать. Пришлось уходить из прежней школы и полностью сконцентрироваться на баскетболе.

- А как насчет свободного времени? Никогда не хотелось больше гулять, общаться со сверстниками, прыгать по гаражам?...

– Ну, разве что в двадцать два.

- Когда ты только начинал учиться баскетболу, какой аспект тренировок был для тебя самым сложным?

– Дриблинг, наверное. Мяч выскакивал и улетал в людей. Собственно, за годы ничего не изменилось!

- Ты всегда был самым легким в команде? Насколько часто это становится проблемой?

– В спортшколе была еще парочка таких же легких чуваков. На детском уровне особых проблем с этим не было. А сейчас я стараюсь компенсировать недостаток в массе и силе другими достоинствами – например, скоростью. Так что я не считаю, что мой вес может стать серьезной помехой для дальнейшего развития.

- С «Локо» тебя как судьба свела?

– Когда «Локомотив» был еще в Ростове, мы со спортшколой поехали играть за ДЮБЛ. А на следующий год в команду пришел Владимир Андроич (который, кстати, сейчас помощник тренера в «Фенербахче») и позвал в команду меня и еще нескольких ребят из спортшколы. Он скоро начал доверять мне больше игрового времени, а потом я заключил свой первый контракт с клубом. Тренер очень хорошо к нам относился: однажды во время «Финала Четырех» Евролиги, когда Панатинаикос играл с ЦСКА, он позвал всю команду к себе домой, угощал сербскими блинчиками и обсуждал с нами игру. Как большой друг Обрадовича он очень болел за ПАО.

z_f5d7883a.jpg

Четверо из игроков «золотой» молодежки «Локо» теперь играют в Единой лиге ВТБ: Максим Колюшкин и Андрей Зубков остались в клубе, Павел Коробков выступает за ЦСКА, Артем Комиссаров – за «Красный Октябрь» 

- Когда смотришь ваши фотографии времен юношеских и молодежных команд, кажется, что ваша жизнь была одним бесконечным приключением. Что тебе больше всего запомнилось из этого времени?

– Лучше всего запомнился первый год в молодежке. Мы все были из разных мест, никто до этого не жил в Краснодаре, и все в команде очень тесно общались. Если куда-то ходили – то все вместе. Может быть, именно такая сплоченность позволила нам в первый же год стать чемпионами. Это стало для нас действительно большим событием – особенно если учесть, что до этого никто из нас ничего не выигрывал. Мы до сих пор стараемся не теряться и держать связь друг с другом.

- В молодежке много хороших и талантливых игроков, но в основную команду пробиваются единицы. Как тебе, играющему среди таких же талантливых ребят, удавалось себя убедить, что именно ты пробьешься в большой баскетбол?

– Тренировался, старался дополнительно работать. Но основной мотивацией определенно было желание. Если ты чего-то сильно хочешь, то у тебя появляются силы это осуществить. Иногда, конечно, я переживал, что ничего не получится. Помогли сборы с Малковичем: когда он начал давать мне игровое время, я стал гораздо увереннее.

- Когда осенью 2012 года вы с Максом Ткаченко перешли в основную команду, спортивный директор молодежных проектов «Локо» Василий Григорьевич Сивер выразил опасение, что вам будет сложно вписаться в ритм «взрослого» баскетбола. Так и было? Чем принципиально отличается игра в основной команде от игры в молодежке?

– В молодежке все более сумбурно. Все куда-то бегут, кидают… В основе нужно больше думать, физически выкладываться, брать ответственность за принятые решения – ведь за неверный выбор тебя могут надолго посадить на скамейку.

В прошлом сезоне Колюшкина периодически отправляли поддерживать температуру тела к молодежке. И когда тренер решал выиграть матч во что бы то ни стало, получалось вот это:

- А ты помнишь свою первую игру за основной состав?

– Это был кубок России в Магнитогорске. Мы сидели в аэропорту семнадцать часов, опоздали на игру, вместе с кортежем милиции поехали сразу на арену, проиграли три очка… Зато я играл восемь минут и дал баззера во второй четверти!

- Попасть в основную команду одно, часто появляться на паркете – совсем другое. И понятно, что даже молодому игроку не по душе подолгу задерживаться на скамейке. Как ты реагировал на такие моменты застоя, и как тебе удавалось с этим справляться?

– Просто старался тренироваться дальше. Ты никогда не знаешь, что может случиться в следующий момент. Например, тебя могут отдать в аренду. Как меня отправили играть в «Спартак-Приморье» в позапрошлом сезоне.

- Кстати об этом. Когда ты только вернулся из Владивостока, ты был воодушевлен, говорил о массе ценного опыта и вообще, как будто в санаторий съездил. Сейчас, оглядываясь назад, ты все так же рад этому периоду, или предпочел бы быть с командой во время еврокубкового триумфа?

– Я получил там стабильное игровое время, набрался жизненного опыта, вырос как спортсмен. Так что нет, никаких сожалений.

- Представь себе, что ты не игрок «Локо», а просто абстрактный баскетболист. Тебе предлагают два контракта: один с неприличной зарплатой в престижном клубе, но ты прекрасно понимаешь, что появляться в игре ты будешь по очень редким праздникам. Второй – с гораздо более скромной зарплатой, в небольшом городке, в очень и очень среднем клубе, но тебя там ждут как родного сына, и ты знаешь, что будешь там звездой, любимцем публики и основным игроком команды. Что ты выберешь?

– Я бы поехал туда, где мог бы играть. Пусть даже за гораздо меньшие деньги. При условии, конечно, что остался бы играть в высшем дивизионе.

- Ты, Григорьев и Зубков до сих пор по привычке остаетесь для многих «воспитанниками» и «бывшей молодежкой». Как думаешь, это дает вам какие-то поблажки или налагает больше ответственности?

– Быть в первой команде – значит постоянно нести ответственность и не иметь поблажек.

- Что ты считаешь своим самым большим баскетбольным достижением?

– Мое самое большое достижение еще впереди. Универсальный ответ!

- Насчет более видимых успехов – все отметили, в каком ты был огне во время последнего матча с ЦСКА. Но некоторые также отметили, что в начале ты был довольно неуверенным и много паниковал. Как так вышло?

– Да я не паниковал особо. Переживал, конечно, перед игрой. Но потом поймал кураж, и все пошло как по маслу.

_WEL6756-L.jpg

- Если твои отношения с тренером будут складываться так же, как складываются сейчас, твоя стабильность – только вопрос времени?

– Надеюсь, да. Я буду много тренироваться, чтобы выйти на стабильный уровень. Это вопрос трудолюбия, упорства и умения не зацикливаться на неудачах.

Колюшкин, безусловно, проводит свой самый интересный и полезный сезон, но его игру пока нельзя назвать стабильной. На экваторе сезона Сергей Базаревич дает такую оценку своему российскому разыгрывающему:

– Я представлял, что Макс за игрок, еще до прихода в команду, но он сумел удивить весь тренерский штаб в первом предсезонном матче: он принимал хорошие решения в нападении и вообще неплохо выглядел. И все-таки то, что Макс делал с ЦСКА, было для нас откровением. При этом понятно, что он нестабилен, рассчитывать на такую его игру в каждом матче пока трудно.

- Когда Базаревич стал главным тренером «Локо», Андрей Ведищев отметил, что ждет от него совмещения хороших результатов с развитием молодых игроков. Когда тренер выпускает тебя на площадку и не сажает обратно даже после трех-четырех ошибок, а у тебя все равно не получается – нет ощущения, что ты его подводишь?

– Есть, конечно. Но он не враг себе: ему невыгодно держать на площадке игрока, не приносящего пользу. Так что если он тебе доверяет – значит, в этом есть смысл. Это вселяет уверенность и дает силы играть. И самому уже не хочется обманывать его доверие.

Кстати, о доверии и его оправдании. Обе «большие» игры Колюшкина в этом сезоне стали ответом на форс-мажорные обстоятельства в команде. С ЦСКА из-за дисквалификации не смог сыграть Дилейни, а Калниетис выходил на паркет впервые в сезоне. 31 октября в Красноярске было еще круче: Дилейни травмирован, Калниетиса нет и близко, но есть Майлз, у которого в день игры температура подскакивает в район 40. Колюшкин срочно назначается в стартовую пятерку и набирает 13 очков и 7 передач. Но вообще Макс может поймать волну и в более штатных ситуациях:

- Есть или были люди в команде, у которых тебе хотелось чему-то учиться?

– Я старался брать пример с Сереги Быкова. У него можно многому научиться – дисциплинированности, отношению к делу, работе на тренировках и способности концентрироваться перед играми.

- А с кого из баскетболистов вообще ты берешь пример в плане техники?

– Мне всегда нравилось, как играют Айверсон и Картер. Из российских игроков меня всегда впечатлял Куделин. Очень хорошо помню его игру в ростовском «Локо».

- Вы с Максом давно заработали репутацию главных шутников «Локо» и часто разыгрываете других игроков в команде. Какая история была самой запоминающейся?

– Два года назад на сборах мы бегали по номерам гостиницы и кидались в парней шариками с водой. И вот я открываю дверь в комнату Калатеса – а он стоит в ванной, набирает воду в шарики и складывает их в огромный пакет с кучей готовых «снарядов»! Нам, правда, потом нормально так влетело – ковролин между номерами был весь мокрый. А у Григорьева была очень смешная история с Месси. Они оба ехали на машинах и остановились на светофоре – Месси был в двух-трех машинах сзади. Макс схватил бутылку воды, чтобы выбежать к машине Джея и стукнуть его через окно, пока горел красный. Григорьев выбегает, открывает дверь машины, засовывает голову, замахивается бутылкой… и видит совершенно ошалевшие глаза незнакомого мужика! Перепутал машину. Месси, наблюдающий за всем этим из соседней машины, чуть со смеху не умер.

- Кем и где ты себя видишь через десять лет?

– С Григорьевым, играющим в «Фифу-2025»! 

- Что, на твой взгляд, отличает успешного игрока от просто хорошего?

– Трудолюбие и упорство. Как там в поговорке? «Баба с возу, кобыле легче». А нет, это какая-то другая поговорка…

- Если бы ты сейчас встретил пятнадцатилетнего Колюшкина, какой бы ты совет ты ему дал?

– «Чувак, больше ешь и измени прическу!». 

wer0179-XL.jpg