4 мин.

Сергей Базаревич против «Каршияки». Начало

У простых смертных мысль о поездке в Измир скорее всего вызывает исключительно положительные ассоциации. Живописная бухта на берегу Эгейского моря, горы, свежий воздух, богатая блюдами на любой вкус кухня, современная инфраструктура, соседствующая с руинами древнегреческой Смирны.

бухта Измира

Но у баскетболистов все иначе. Им путешествие в третий по величине город Турции сулит мало приятного. Виной тому – неуступчивая местная «Каршияка» и ее фанаты, готовые приоткрыть портал в преисподнюю любому сопернику, который пожалует на их арену. Наставник «Локомотива» Сергей Базаревич и его давние подопечные Аарон Майлз и Никита Балашов знают об этом не понаслышке. В конце апреля 2013 года «Красные Крылья», которые тогда возглавлял 49-летний специалист, отправились в Измир на «Финал четырех» кубка вызова ФИБА.

В полуфинале самарцы сдержали финишный натиск французского «Гравлина» и заслужили право на рандеву с хозяевами «Финала четырех» - «Каршиякой». К золотому матчу «Крылья» подошли без поражений в турнире, турки же по ходу дистанции допускали немало осечек. И тем не менее российский клуб не был фаворитом того противостояния: слишком силен был фактор своих трибун.

трибуны

Karsiyaka Arena сконструирована так, что в случае аншлага зрительское давление на паркет ощущается даже визуально. Про звуковую составляющую, которую организуют турецкие фаны, говорить и вовсе излишне. Словом, биться за первый в истории Самары европейский титул «Крыльям» предстояло в кипящем бесовском котле. Каждое судейское решение в пользу россиян сулило арбитрам хорошую прожарку на инфернальном огне, а попадания измирцев встречались истошными дьявольскими воплями.

– У меня после того матча остались две важные вещи, – воспоминания Никиты Балашова, который новую встречу с «Каршиякой» вынужден пропустить из-за травмы, прекрасно дополняют картину произошедшего. – Первая – это медаль, конечно. Вторая – зажигалка, которая прилетела мне в голову сразу после финального свистка.

«Каршияка» с прекрасным КПД трансформировала энергию трибун в игровую активность, подавив «Крылья» жесткостью и упорством. У волжан зачастую не получалось преодолеть даже первую линию обороны измирцев. Так что многие атаки гостей завершались не самыми логичными дальними бросками, из которых лишь несколько достигли цели.

- В первой половине мы совершили 18 попыток из-за дуги, хотя редко позволяем себе такое количество за целый матч, - сказал потом Базаревич. - Да, многие из бросков были оправданными. Однако наши снайперы никак не могли попасть. Поэтому в большом перерыве я попросил команду успокоиться, тщательнее готовить атаку и не торопиться.

Правда, получаться начало не сразу: на первых минутах третьей четверти преимущество «Каршияки» выросло до 17 пунктов – 53:36. Трибуны дружно затянули победные мотивы, сидевших на креслах давно не осталось. «Крыльям» виртуально присвоили роль почетных декораций.

Проводить тайм-ауты в такой атмосфере – все равно что пытаться поговорить по телефону на дискотеке. Но Базаревичу удалось достучаться до своей команды и выправить самарский корабль, который в начале второй половины несся прямиком на рифы. Наставник перекроил игру, попутно встрепенув игроков и разбудив в них желание биться в защите. За остаток четверти «Каршияка» набрала всего два очка, и к последнему перерыву отставание, еще недавно казавшееся приговором для «Крыльев», было практически нивелировано – 55:54.

Последние десять минут прошли в сверхплотной борьбе. У турков первую скрипку играл Бобби Диксон, до сих пор являющийся одним из лидеров команды. Но и у гостей нашелся своей герой: 37-летний Дехуан Коллинз, которого россияне в команде называли «дядя Коля». В заключительной четверти американец набрал 13 очков, реализовав три трехочковых на решающем отрезке. За минуту до конца он дальним попаданием принес «Крыльям» «+3», но ему тут же ответил из-за дуги Диксон.

Затем самарцы промазали, взяли подбор и вынудили соперника сфолить. Вторым штрафным броском Ламэйн Уилсон смог нарушить равенство: 77:76 за 12 секунд до конца. Турки пытались вырвать победу в турнире средним броском с сиреной, но Джон Диблер промахнулся, позволив Базаревичу добыть с «Крыльями» третий кубок.

победа

Главный тренер рассказывал об этом моменте с упоением.

- Сразу после финального свистка меня переполняла радость от того, что мы все-таки заставили турецкую торсиду, не утихавшую на протяжении всего матча, замолчать, - признался Базаревич. - Играть в такой обстановке было очень тяжело. Но мы справились и с давлением трибун, и с соперником, который в первой половине добился солидного перевеса. Ребята просто молодцы!

В ностальгических репликах Аарона Майлза спустя пару лет остался только концентрат эмоций:

– Это было сумасшедшее ***ьмо, просто сумасшедшее! В хорошем смысле, конечно! В самом лучшем смысле!

Нынешняя встреча «Локомотива» с «Каршиякой», безусловно, даже близко не сравнится с тем матчем по своему значению. И все-таки прием, который окажут турки краснодарцам, обещает получиться неприветливым. Пускай соперников роднят клубные цвета, да и актуальные турнирные задачи давно решены, но вряд ли измирские болельщики забыли, как Базаревич победно вскидывал руки на их паркете.