8 мин.

История формы «Селтикс»

Сегодня «Бостон» впервые в своей истории выйдет на паркет не в зеленой форме, не в белой форме, и даже не в застиранной белой форме. На протяжении 67 лет команда вносила лишь незначительные изменения в свой облик, а потому подобное кощунство с игровой формой – как серпом по глазам.

Сама серая форма-пижама будет надеваться 6 раз в этом сезоне и призвана «отметить самые великие моменты в истории «Селтикс» на знаменитом паркете старого «Гардена»... но черт возьми, адидас, если и есть какой-то способ отметить историю, то это явно не выдумать худшую форму в этой самой истории.

Впрочем, тут и особенно выбирать не из чего – «Бостон» практически не менял форму от Расселла до Берда. Когда у всех были редизайны, ретро-формы, «альтернативные» цвета, «Селтикс» продолжали обходиться белым и зеленым минимализмом. Тем не менее, сегодня повод вспомнить всю эволюцию игровой формы «кельтов». Начнем мы, по традиции, с самого начала.

История прошла полный круг и замкнулась – первая форма «Селтикс» в 1946 году была с рукавами! И ремнями. И смешными полосатыми носками, как из книжек доктора Сьюсса. И знакомыми по текущей третьей форме большими треугольными вставками на боку трусов.

Первыми пропали рукава – уже во втором сезоне их не было. Шорты продержались немного дольше (тем более что это были буквально те же самые шорты – сшить удобную форму было непросто и недешево), а пояса дожили даже до появления в команде Боба Кузи. Бывало, что пряжками ремней вспарывали себе животы особо неудачиливые любители нырнуть на паркет за мячом.

Вот две фотки Боба, одна еще с ремешком, другая уже с резинкой:

Заметьте, что домашняя форма гласит на груди «CELTICS», а гостевая – «BOSTON». Это традиция американского спорта: чтобы зрители на трибунах понимали, откуда приехала гостевая команда, на форме гостей всегда раньше значилось название города/штата/университета, а не прозвище.

Сами надписи оформлены полукругом, огибая игровой номер. Шрифт – тоже не такой, к которому мы привыкли, но первые 10 титулов Расселл брал именно в подобной форме.

В 1960-е «Селтикс» первыми в лиге стали использовать разминочные футболки и куртки. У курток была (и, естественно, осталась до сих пор) своя особенная «кельтская» черта – на спину была нанесена фамилия игрока. «Бостон», в котором игроки менялись редко, мог себе позволить такую роскошь, как именные тренировочные жакеты.

К слову, на игровой форме фамилии появились только в 1972 году! Билл Расселл всю карьеру играл без нашивки «RUSSELL» на спине, только с одинокой цифрой «6». Как вот в финале против ЛАЛ в 1968 году (у которых уже были фамилии):

К тому времени «Бостон» уже почти намертво переключился на прозвище команды, а не название города на гостевой форме (окончательный переход на «CELTICS» произойдет в 1972 году). Вот кадры из гостевого поединка того же финала:

Я даю так много фотографий из финала того года, потому что это последнее явление «ретро»-формы, со старым шрифтом, которая стала использоваться как винтажный вариант в современных «Селтикс». Уже в 1968 году буквы не так сильно заточены в круг, как в 1950-е, хотя все равно расположены по дуге вокруг номера. Но уже в следующем году, в последний сезон Расселла, произошло важное изменение – шрифт на форме стал тем, который мы знаем и сегодня. Два финала против «Лейкерс» (68 и 69) отличались двумя вещами – наличием Чемберлена в составе соперника и шрифтом на майках «Селтикс». А результат был прежним – победа старых, списанных «кельтов»...

За исключением постоянно удлиннявшихся трусов, да появления логотипа НБА на майках и трусах, а также добавления шемрока на виртуальную «пряжку», эта форма без изменений прошла эпоху Хавличека, эпоху Берда, эпоху Пирса.

Такой скромный тандем – белая форма с зелеными номерами и надписями и зеленая с белыми, с небольшими тонкими полосочками тримминга по рукавам, горлу и боковине трусов, – держался до 2005 года, когда «Селтикс» ввели третью форму. Сделали они это, естественно, самыми последними в лиге.

Форма была попыткой скрестить «олдскул» и «молодежность». «Старая школа» заключалась в надписи «BOSTON» на груди (чему очень был рад, например, MVP Финала-76 Джо Джо Уайт, потому что именно в такой он дебютировал в лиге) и треугольных вставках на шортах (чему не рад был никто, потому что прошло почти 60 лет и никто не помнил про них).

Пол Пирс презентовал диковинную форму и... как ни странно, она прижилась и используется до сих пор. Через год «Бостон» придумал еще одну форму, которая на несколько сезонов попала в гардероб «кельтов» – форму ко дню св. Патрика.

НБА во второй половине 2000-х стала сильно продвигать всевозможные «Ноче Латина», рождественские и throwback-формы и тому подобное. Не обошли стороной и один из самых светских среди церковных праздников – день св. Патрика. Команды одевались в зеленое, обшивались клевером с ног до головы... а что «Бостону»-то делать, если они уже зеленые и с шемроком? Придумали на основе третьей, зелено-черной формы собрать новый вариант униформы, заменив черный на золотой. В принципе, сработало – и дух праздника остался, и новый комплект появился.

Дальше – хуже. Сначала в 2007 была расцветка итальянского флага, которая не считается, потому что тогда была выставочная игра. Затем была рождественская форма-2012, которая была настолько бездарна, что Джеральд Уоллес попытался сорвать её с Кевина Гарнетта:

Зеленое на зеленом, которое плохо контрастировало на телекартинке с серым на сером, а самым ярким пятном была КРАСНАЯ повязка на голове Пирса... Затем пришло Рождество-2013, когда «Бостон» был так плох, что его вообще не пригласили играть, но форму-то сшили и пустили в продажу... Так что то, что ожидает нас на это Рождество – это еще не самое отвратительное, что случалось с рождественскими формами.

 

Лучшее, что может быть в какой-то специально сшитой униформе – это отсутствие рукавов. Вот на день святого Патрика-2014 «Бостон» отошел от традиционной патриковской формы и прилепил к ней рукава, и вышло так плохо, что всех тошнило зеленым «Гиннессом»:

Увы, эксперименты с рукавами продолжаются и приводят нас к тому серому кошмару, который мы будем вынуждены видеть сегодня в трансляции матча против «Буллз». К сожалению, пока майка является не только униформой баскетболиста, но и сувениром, НБА и маечные фирмы будут придумывать все новые и новые уродливые комплекты форм – с рукавами, разноцветными вставками, светоотражающими номерами, OLED-дисплеем на спине, фонариками на животе, кружевами на шортах или даже с подтяжками с древними аппалачскими орнаментами потомучтомысможемэтопродать.

За всем этим разноцветным рукавистым балаганом иногда забывается более тонкое, незаметное, но более интересное и красивое изменение в форме – как и в самую победную эпоху, как и в момент зарождения клуба, как и в эру Боба Кузи, «Селтикс» с 2014 года снова гордо носят название своего города на всех выездных играх: