Стараюсь работать в тишине, за меня должны говорить победы
Главный тренер московского баскетбольного клуба ЦСКА Димитрис Итудис встретился с российскими журналистами в Стамбуле, где армейцы принимают участие в выставочном турнире Gloria Cup, и рассказал о том, с какими трудностями он сталкивается в ходе предсезонной подготовки, вспомнил, как отреагировал на предложение возглавить «красно—синих», и поделился впечатлениями от игры Милоша Теодосича за сборную Сербии на чемпионате мира.
— Димитрис, до начала сезона остается две недели. Довольны ли вы тем, как проходит ваша первая «предсезонка» в ЦСКА? — Начнем с того, что наша предсезонная подготовка состоит из трех частей. Первая часть, двухнедельная, прошла в Москве, где я начал доносить до игроков основу моей игровой философии. Вторая и самая важная часть прошла в Греции, где на протяжении двух недель мы давали игрокам серьезные нагрузки в условиях высокогорья. Отмечу, что команда справилась с этими нагрузками. Только Милош Теодосич, Нандо де Коло и Хряпа из—за старой травмы голеностопа не прошли этот сбор. Сейчас мы на третьем этапе, проводим контрольные матчи. В целом я вижу все то, что хочу видеть. Но быть полностью довольным я не могу, потому что до сих пор у нас не было возможности посмотреть на площадке всех игроков. Теодосич только приехал после чемпионата мира, Уимс, Хряпа и де Коло пока не залечили свои травмы. Чтобы понять уровень команды, сделать выводы, я должен иметь возможность задействовать все, скажем так, «ингредиенты». Но я настроен позитивно, ребята вернутся, и у нас все получится.
— Кто—то из игроков ЦСКА вас особенно впечатлил за месяц «предсезонки»? — Я не буду кого—то выделять, поймите меня правильно, я люблю всех своих игроков. У каждого человека, включая меня, есть плюсы и минусы. Но если ты прилагаешь усилия, чтобы исправить свои слабые стороны, ты добьешься успеха. Сейчас каждый новый день — это новый урок для меня и моих игроков, каждый день вместе мы чему—то учимся.
— Расскажите, насколько сильно вы были удивлены, получив предложение ЦСКА. — Да я не могу сказать, что вообще был удивлен. Уже много лет нас с руководством ЦСКА связывают прекрасные отношения, как с предыдущим руководством, так и с действующим. За те десять с лишним лет, что я работал в «Панатинаикосе», мы не раз пересекались в матчах Евролиги, встречались, обменивались идеями. Конечно, когда президент ЦСКА Андрей Ватутин сказал, что мы договорились, я начал прыгать от счастья, но продолжалось это ровно одну минуту. После чего в голове сработал щелчок, и я начал думать о том, что нужно собирать команду, нужно собирать тренерский штаб. Я же уже 25 лет работаю тренером, не новичок в своем деле, поэтому все эти профессиональные вещи у меня на подкорке. Нужно сказать отдельное спасибо руководству «Банвита», ведь у меня было еще два года контракта с турецким клубом. Они отпустили меня, хотя могли сказать нет. Для меня это огромная честь, огромная привилегия попасть в ЦСКА — организацию с такой богатой историей.
— Вы уверены, что готовы к тому давлению… — Послушайте, наша профессия и есть давление, вся жизнь тренера — это одно сплошное давление.
— Вы же понимаете, о чем речь. Нельзя сравнить давление на тренера ЦСКА с давлением на тренера «Банвита». — А никто и не сравнивает, я понимаю, что это разные вещи. Но я убежден, что ты должен принимать вызовы, которые тебе бросает жизнь. Конечно, можно сидеть дома, готовить, смотреть телевизор, сидя на диване. Но это история не про меня.
— В какой баскетбол будет играть ЦСКА Димитриса Итудиса? — Мы стараемся создать команду хороших атлетов, команду, которая будет бежать на протяжении всех четырех четвертей. Но для того чтобы получить возможность убежать в отрыв, нужно взять подбор на своем щите или успешно отзащищаться, это очевидно. Вы наверняка видели, как играл мой «Банвит» в прошлом сезоне, даже если нет — вы знаете, что представлял собой «Панатинаикос», где мы работали с Желько Обрадовичем. Это моя философия, это моя система. Ставка делается на командную игру, каждый человек на площадке вовлечен, каждый является важной частью системы.
— Игроки говорят, что вы даете им больше свободы на площадке, чем предыдущий главный тренер Этторе Мессина. — Я не хочу проводить параллели между собой и Мессиной. Мессина мой хороший друг и великий тренер, тренер, оставивший свой след не только в ЦСКА, но и во всем европейском и мировом баскетболе. Что значит, игроки чувствуют свободу? Каждый тренер дает игрокам определенную свободу, но это вовсе не значит, что мы будем играть, как «Гарлем Глобтроттерс». Я буду выглядеть глупцом даже в собственных глазах, если по каким—то причинам не буду давать Виктору Хряпе, Сонни Уимсу или Милошу Теодосичу проявлять на площадке свои лучшие качества. Конечно, задавать вектор буду я, это моя работа, за это мне платят, но именно игроки на площадке должны воплощать в жизнь мою тренерскую философию. Я хочу, чтобы мои ребята читали игровые ситуации и выбирали правильное решение.
— Ваша тренерская философия полностью совпадает с философией Желько Обрадовича? — Наши подходы очень похожи, это ни для кого не секрет. Иначе и быть не может, когда ты работаешь бок о бок на протяжении 13 лет. Все эти годы мы говорили, обменивались мнениями, даже дрались…
— Дрались? — Шучу, конечно, но мы сильно спорили, порой ругались. Мы вместе выигрывали, вместе проигрывали. Само собой, наши философии во многом похожи, но в конце концов все зависит от того подбора игроков, который у тебя есть. Знаете, я готов работать 24 часа в сутки, если это нужно для клуба, для развития игроков. Я буду строгим, буду жестким, если игрок не будет показывать то, что он может и должен показывать. Но в целом я всегда стараюсь работать в тишине — говорить за меня должны победы, титулы.
— Что сказал Обрадович, узнав о том, что вы возглавили ЦСКА? — Сначала он позвонил и поздравил меня, а вскоре мы встретились на свадьбе у Димитриса Диамантидиса. Желько просто поздравил меня, пожелал удачи.
— В прошлом сезоне вы впервые играли против «Фенербахче» Обрадовича в чемпионате Турции. — Впервые в жизни, после стольких лет, проведенных вместе, видеть его по другую сторону… (Улыбается) Это были очень странные ощущения, не буду скрывать. Первый матч против Желько был потрясающий, «Банвит» проигрывал 18 очков, но на последней минуте мы вырвали победу.
— В четверг вы снова играете против Обрадовича, теперь уже с ЦСКА. Кто будет платить за ужин после матча Gloria Cup? — (Смеется) Вы знаете про эту нашу традицию, да? За ужин платит победитель, и пока Желько не платил ни разу, потому что в прошлом сезоне я выиграл оба матча. Но сейчас мы играем контрольный матч, так что это не считается. Но после игры у нас будет семейный ужин.
— Вы следили за чемпионатом мира в Испании? — Далеко не все матчи видел, потому что мы были на сборах, но некоторые игры смотрел, все решающие матчи я, конечно, видел.
— Главные впечатления от турнира? — Этот чемпионат мира в очередной раз показал, что успеха добиваются голодные, сохраняющие холодную голову, при этом бьющиеся до последнего команды. Великолепный пример — это сборная Сербии, они никогда не сдавалась, даже в проигранных матчах на групповом этапе, всегда оставались одним целом, доверяли друг другу. Сербы обыграли сборную Греции, тем не менее, у нашей команды светлое будущее, сейчас в Греции много сильной молодежи.
— Что скажете о Теодосиче? — Милош сыграл исключительно, он вел команду за собой, был настоящим лидером. Сейчас Теодосич в лучшем баскетбольном возрасте, он через многое прошел, он лидер, победитель. И дело даже не в том, сколько очков он набирает, важнее то, как он ведет на себя площадке, что и как он говорит партнерам, как управляет игрой. Уверен, он будет таким же лидером и в клубе, в его уровне никто не сомневается.
— Теодосич лучший разыгрывающий, не играющий в НБА? — Для меня — безусловно. Он мой разыгрывающий, а значит, он лучший. Ровно так же, как другие игроки ЦСКА — лучшие для меня. Наша задача стать лучшей командой, это будет очень сложно. Поймите, на данный момент мы даже командой называться не можем — нет ее пока, мы только приступили к строительству, только закладываем фундамент. Мы общаемся, знакомимся, стараемся найти общий язык. По мере возможностей я стараюсь проводить время с игроками и вне площадки, когда у меня был день рождения в начале сентября, я организовал ужин для всей команды. Очень важно узнать и другие стороны игроков, общаться и в неформальной обстановке.
— Кто лучший игрок, с которым вы когда—либо работали? — Я могу перечислять их бесконечно. Пежа Стоякович, Фанис Христодулу, Деян Бодирога, Желько Ребрача, Димитрис Диамантидис, Фрагискос Алвертис, Вассилис Спанулис — мне посчастливилось работать с целой россыпью великих игроков. И сейчас мне повезло, потому что я буду работать с игроками ЦСКА.
— Вы полностью довольны составом команды? — Пока не знаю, как я уже сказал, возможности увидеть в деле всех игроков еще не было. Но вы знаете, что ЦСКА всегда готов оперативно среагировать на любую опцию, открывающуюся на трансферном рынке. Да, мы получили не всех людей, кого планировали подписать, несколько игроков остались в НБА, не смогли приехать. Но команда создана, в команде собраны сильные и умные игроки, каждый из которых понимает, какие ожидания с ними связаны, какая на них ложится ответственность.
М.Сербин, rsport.ru