«Space Jam» дотошным взрослым взглядом
Несколько недель назад я упомянул в подкасте, что никогда не смотрел фильм «Space Jam». И множество читателей, вероятно, моложе меня, отреагировали на это так, словно такого не может быть, как будто я пропустил фильм «Площадка»(The Sandlot) или «Поле чудес»(Field of Dreams) с Кевином Костнером.
Через пару недель после этого, ко мне на почту прислали пакет. Какой-то доброжелатель, который пожелал остаться неизвестным, послушав этот подкаст, глубоко оскорбился тем фактом, что обозреватель NBA на Grantland не смотрел «Space Jam», и отправил мне DVD с этим фильмом.
Это походило на потерю «Space Jam – девственности» в 36 лет.
Я смутно вспоминаю серию из «Симпсонов» или еще от куда, где кто-то из героев встречает главу крупной кинокомпании и пытается продать им ужаснейшую, тупейшую идею, типа «Х встречает Y», сценарий в одно предложение, где по сути только об этом и никакой сюжетной линии. И главе кинокомпании это понравилось, и он дает мешок с деньгами на реализацию!
Вот как-то так создавался фильм «Space Jam». Но это не фильм. Это 88 минут (с учётом титров в начале и в конце фильма, что составляет где-то 18 минут) сюжета без реальных сцен и с десятком наивнейших миниатюр, придуманных на ходу под несерьезные мотивы, не напрягающие никого вокруг.
«Прикинь, мы берем Майкла Джордана и Луни Тьюнз! И срываем куш! Ну, там просто накидаем пять страниц сценария из похрен каких историй пришедших на ум первыми – ну допустим, маленькие инопланетяне из межгалактического парка развлечений украдут таланты нескольких звезд НБА, и ну, я не знаю, я просто думаю вслух – и может, снимем это все! И каждый сопляк в Америке потащит своих родителей в кино!»
Для тех, кому нужно напомнить сюжет: «Этот убыточный парк развлечений называется «Гора Идиотов» и находится на другой планете. Хозяин парка задумывает спасти бизнес – для этого он отправляется на Землю, чтобы захватить персонажей мультфильма Луни Тьюнз, превратить их в рабов и заставить их развлекать посетителей!
Он отправляет своих мелких приспешников, вооруженных лазерами, для захвата Баггза Банни и компании. Но мультяшки обманом договорились о единственном шансе на спасение – предложив провести баскетбольный матч (так как инопланетные захватчики в начале были маленькими и для баскетбола совсем не пригодные). Но «агрессоры» оказались хитрее и с помощью внеземного колдовства отняли умения и силы у нескольких игроков НБА: Патрика Юинга, Чарльза Баркли, Ларри Джонсона, Магзи Богза и Шона Бредли. Так крошечные пришельцы превратились в команду гигантов – Монстарс (Monstars) .
Тогда Луни Тьюнс похищают Майкла Джордана, который в тот момент завязал с баскетболом и играет в бейсбол в одной из низших лиг, и убеждают его выступить за них в матче, в котором на кону находится все!
Повторяющейся проблемой всего фильма является тот факт, что никто ничего не воспринимает всерьез. НЛО летает над стадионом Баронов из Бирмингема (Birmingham Barons), и целая толпа наблюдает это действо в течение нескольких секунд, прежде чем увидеть как великолепно Джордан выбьет мяч в аут.
Юная Патрисия Хитон (Patricia Heaton) (играющая женщину на трибунах) , сидящую рядом с пришельцами на игре Никс, когда те крали умения у Юинга с Баркли. Кажется это очевидно, что рядом с ней сидит не человек, с нечеловеческим лицом, но она спокойно говорит своему спутнику, что у рядом сидящего человека, что-то под плащом. Ой, что это из него вылетело?! Это вражеский инопланетянин!!!!
Майкла Джордана затягивает в лунку для гольфа на глазах Ларри Берда и Билла Мюррэя, который просто американский, мать его, герой. На что, и экс-звезда Бостона и экс-охотник за привидениями – уходят, с рассуждениями, что слегка озабочены этим фактом. Как подытожил Ларри: «Не хотелось бы его бросить прямо так!»
Не, без шуток. Вы, правда, думаете, что нормальные люди могут так просто развернуться и уйти, в то время как на их глазах величайшего баскетболиста всех времен затянуло в лунку для гольфа, что тот аж потерял ботинок??? Ну не знаю, хоть в полицию бы позвонили!
Только Уэйн Найт (Wayne Knight) он же Ньюман отреагировал более менее адекватно, раскапывая несколько часов лунку в надежде найти пропавшего ЭмДжея. В это время мимо проходят Багз Банни (Bugs Bunny) и Даффи Дак (Daffy Duck), после выполнения миссии по похищению кроссовок Майкла и его шорт из университета Северной Каролины, и они как бы не замечают одиноко роющего на поле для гольфа героя Найта. Их это не волнует совершенно, они даже не понижают голос. Вы герои мультфильмов, выходите из центра Земли и ходите среди людей, о чем вы думаете вообще? Это одно из самых примечательных событий произошедших за последние десятилетия, а возможно и сотни лет, Мультяшки ЖИВЫЕ! Ну попытайтесь хоть немного быть скрытнее!
А как эти двое ведут себя в доме Джордана? Они так шумно ищут амуницию Майкла, что будят его детей, которых, что характерно, нисколько не удивляет наличие двух мультипликационных героев у них дома. Причем маленькие Джорданы знают, что их отец пропал, и Луни Тьюнз подтверждают, что это они, в сущности, похитили его, чтобы он сыграл за них в баскетбольном матче архи-важности. После чего детки преспокойно отправились спать!
Я понятия не имею, как Найт пошел на эту роль, но почему-то думаю, что не каждый актер смог сыграть такого тупого, обреченного лузера, как он. Кстати, Найт единственный в фильме понимал всю серьезность складывающейся ситуации. Когда его герой проследил за Багсом и Даффи Даком, чтобы попасть в их мир, и застал Джордана на тренировке вместе с его новыми партнерами по команде, он спросил Майкла: «Ты знаешь, что твои новые друзья мультяшки?» ДА НЕУЖЕЛИ!!!
Его рвение выйти на площадку и сыграть очень умиляло. То, как он просил Джордана взять его в команду, наверное, лучший момент, без участия Мюррэя, в фильме: «Я хоть и не высокий, но я и не торопливый!» Это лучший шаблон для шуток. Мне кажется, он был доведен до совершенства в сериале «Студия 30», которые жгут подобным образом в каждой серии.
По этому же шаблону происходит диалог в моем любимом моменте фильма «Эйс Вентура. Розыск домашних животных», где герой Джима Керри говорит Кортни Кокс, оставляя ее на фуршете: «Если я не вернусь через 5 минут – [пауза] – подожди еще немного!». Смех за кадром.
Отсутствие ощущения значимости матча в баскетбольных сценах тоже очень удручает. Это наиболее заметно на обеих тренировках и в самой решающей игре. Джордан там позиционируется как играющий тренер, но он по сути ничего не сделал для того, чтобы хоть как-то подготовить свою команду к матчу. Лола Банни (Lola Bunny), своеобразная Джесика Раббит для Багза Банни, единственная, кто из той команде хоть что-то понимает о баскетболе. Весь ее кастинг в команду ограничился убийственным кроссовером против Багза Банни, данком и сексуальным выходом из зала покачивая бедрами. Без базара, она самый лучший игрок команды, которого зовут не Майкл Джордан. Порки Пиг вышел на площадку в бабочке и упал в обморок, когда Его Воздушество начал кричать в раздевалке в перерыве после уничтожения команды в первой половине матча. Спасибо, что хоть пришел на матч, Порки!!!
Даффи Дак, которого Джордан поставил в старт, несмотря на полное отсутствие хоть какого-то умения в баскетболе, вышел на площадку вот так:
Йосамит Сэм (Yosemite Sam), видимо, думает, что очки в баскетболе дают, если стрелять по мячу. Фогхорн Легхорн (Foghorn Leghorn) по своим габаритам вроде как бы и должен быть полезен в борьбе против Монстарз, но, очевидно, не имеет никакого понятия о происходящим на площадке, бесцельно водит мяч по площадке и насвистывает «Дикси».
Джордан редко использует Роадраннера (Roadrunner), хотя учитывая, что команда Тьюнз уступает в росте монстрам, они могли нивелировать этот компонент в скорости передвижения по площадке и выводе свободных игроков на трехочковой дуге.
За 10 секунд до конца матча, при счете 77:76, Джордан берет таймаут и выдает следующие наставления своим подопечным: «Кто-нибудь, перехватите мяч, отдайте его мне, и я забью, пока время не истекло!» ОТЛИЧНАЯ РАБОТА, ТРЕНЕР!!!
Хотя надо сказать, его речь перед игрой была не лучше: «Давайте выйдем на площадку и повеселимся!» Эй, очнитесь! Вы стоите перед лицом пожизненного рабства в парке аттракционов, без «больших», против монстров, забивающих сверху, с центра поля! Хотя Майк сделал пару неплохих ходов во второй половине, во-первых, когда вовремя выпустил Найта, а также затем, когда было гениальное решение выдать своим игрокам противогазы, когда в дело был пущен Пепе Ле Пью (Pepé Le Pew), чья вонь обезоружила на время защиту монстров, и тот забил легкие 2 очка, ставшие частью мощнейшего камбэка в игре.
Причем команды между собой не обсуждали ни правил, не пытались подготовиться как-то к игре. Жирный босс, что управляет «Горой идиотов», присутствовал на игре и не знал, кто такой Майкл Джордан. Серьезно??? Вы хоть какую-нибудь разведку проводили?
Как обе команды выбрали арбитром на матч Марвина Марсианина (Marvin the Martian), хотя всю свою жизнь он был отрицательным персонажем. Он либо совершенно некомпетентен как судья, либо умышленно организовал совершеннейшую анархию на баскетбольной площадке. Как только «Монстры» не убивали «Тьюнз»: и били с размаха руками, и падали на них, и просто банально вышвыривали их с площадки. Один из монстров использовал Эльмера Фуда (Elmer Fudd) как клюшку для гольфа, в то время как Твити Берд (Tweety Bird) была шариком.
Багз гонял по площадке на скутере. Лола била одного из монстров ногами по лицу перед данком через него. Вилли Койот (Wile E. Coyote) заминировал свое кольцо во второй половине, и когда один из монстров попытался вколотить сверху, взорвал его вместе с атакующим. Я имею в виду, что если так можно было делать, то почему Койот не играл всю игру? Что за ротация состава у Джордана?
Самые забавные моменты в фильме, это небольшие сценки, в которых персонажи проявляют свою неповторимую индивидуальность. Досадно только, что их было немного. Было бы очень круто, если бы сумасшедшие выходки героев Луни Тьюнз были на протяжении всего фильма на заднем плане, в фоновом режиме, так сказать.
Вы только посмотрите на эту милейшую тупость. Когда Джордан упал со всего размаха на землю во врачебном кресле во время осмотра Даффи Даком, те словно на олимпийских играх показали оценки на табличках.
Еще один момент, когда Банни и Ко пошли на совещание по поводу того, на каком поприще им можно будет побить пришельцев, они за 15 минут определили, что это будет баскетбол, хотя никто из них толком не имел представление о нем. В этот момент при общих дебатах все высказывали свою точку зрения, и Кот Сильвестр (Sylvester the Cat), предлагает: «А давайте мы возьмем лестницу, дождемся, когда хозяйка уйдет, и схватим эту мелкую птичку!»
И это в них самое крутое – их стремление показать индивидуальные черты характера, то, что им присуще, то, что никогда у них не отнять, даже если их жизни находятся под угрозой. Сильвестр только хочет съесть птичку. Йосамит Сэм хочет просто стрелять во все подряд.
Фильм нисколько не утомляет нас показом их тренировок, разработкой стратегии, подборкой состава. Зато за 10 минут можно увидеть 3-4 просто наисмешнейших прикола.
Производители фильма, конечно же, рассчитывали в основном на детскую аудиторию. Это несерьезный фильм. Это не «Крестный отец». Я это понял. Но некоторые моменты чересчур сумасшедшие. Найт забивает бросок в клатче матча после того, как на него падают все монстры вместе и превращают его в большой блин, раскатанный по площадке. Когда ему оказывают помощь, надувая его насосом до размера маленького дирижабля, он взмывает верх и начинает выпускать все газы не самым пристойным образом. И в какой-то момент он пролетает мимо табло, на котором значится «-10» для Луни Тьюнз.
Далее проходит где-то 25 секунд, Найта увозят, и никаких действий на площадке не происходит, идет обсуждения этого момента. Затем нам показывают табло, на котором значится «77:76»:
Ну давайте, скажите, мне, что просто очень спешили вот и допустили подобный ляп.
А вот еще одна вещь произошедшая в первой половине. В тот момент, когда игроки команды «Монстарс» начали очень часто забивать, так что цифры их счета менялись со скоростью табло игрового автомата и оператор выдал следующую надпись:
И было отчетливо видно, что счет в тот момент перевалил за 70. Но когда команды вышли во второй половине, на табло ясно горело «66:20». Видимо, в команде Монстарс не было специально обученного человека, который следил бы за подобными казусами и предъявлял в случае чего претензии.
Роли – камео, конечно были превосходны. Магси Богз – лучший комический актер среди всех игроков НБА, помимо Джордана. Он даже лучше, чем Баркли. Шон Брэдли – это худший вариант для ведущего на «Saturdaynightlive», который постоянно пользуется шпаргалками, читая их медленно и монотонно. Хотя смотреть, как он забавно шагает, в момент, когда у него украли умения, было очень смешно.
Также интересен момент, где игроки и тренер «Лейкерс» в лице Дэла Хариса (Del Harris), Седрика Себалоса (Cedric Ceballos) и Владе Диваца (Vlade Divac) отказываются идти переодеваться из-за того, что игроки лиги таинственным образом разучились играть. Дивац, как всегда, великолепен и предупреждает Харриса: «Это может быть Вторжение Похитителей Тел»
Но вы не представляете, какое разочарование меня постигло, когда я увидел комиссионера НБА, дающего интервью о приостановке игр:
Это не Дэвид Стерн (David Stern). Он не похож на Дэвида Стерна. Они даже говорят по-разному. Это должно быть включено в каждую ретроспективу о карьере Дэвида Стерна по случаю его выхода на пенсию в этом сезоне: «Наряду со скандалом с Тимом Донахи (Tim Donaghy) еще одно черное пятно на его карьере – это отказ сняться в камео в фильме «Space Jam».
Напоминание Адаму Сильверу (Adam Silver): Если будет сниматься вторая часть «Space Jam» и там будет роль комиссионера – отложите все дела. Наследие прямо перед вами!
Джордан же был изумительно хорош как актер – гораздо лучше, чем любой другой игрок НБА. Возможно, это и не удивительно, все-таки это чувак с огроменным опытом в различных съемках рекламных роликах, всевозможных программ, интервью и прочего.
У него очень хорошо получались гримасы «классического Джордана в игре», несмотря на то, что он играл против несуществующих персонажей в одиночку.
Он, конечно, на поле для гольфа выглядел не на все пять с плюсом. Даже Майкл Джордан не может там не выглядеть как идиот.
Но главный герой фильма, конечно же, Билл Мюррей. Он мог бы, наверное, просто отыграть на своем «Я сыграю в этом говенном фильме только для того, чтобы пообщаться с Майклом Джорданом и получить охеренный чек за это» уровне. Но нет. Билл был просто в огне. Он вышел за свои традиционные рамки между высокомерным мудаком и очаровательным унылым говном.
Помахав несколько секунд клюшкой перед ударом в гольфе, он дал понять, насколько хорош. Билл поднимает вопрос о том, может ли он играть в НБА, и когда ЭмДжей отвечает ему отрицательно, он тут же поднимает больной расовый вопрос: «Потому что я белый, да?!» Он просто переключает на себя все сцены со своим участием: и во время последнего таймаута, и в момент, когда решает, что пора завязать с баскетболом, хотя он только что организовал перехват и передачу, после которой забили победный матч. Повторюсь в очередной раз, Билл Мюррей – американский герой.
На самом деле, фильм поднимает несколько реальных проблем. Мюррей заикнулся о расизме, когда Багз выпил «секретного состава Майкла Джордана» и показал свои мышцы, я сначала испугался, не пропагандирует ли фильм легализацию допинга. Но нет, это была всего лишь вода, психологический ход, для того чтобы поверить в себя.
Также запомнилось, как Багз и Даффи разговаривают о том, что не видели ни цента от продажи символики со своим изображением. А это могло послужить как прецедент в деле О’Бэннона.
В матче «Никс» против «Санз», когда пришельцы украли умения у баскетболистов, Дэнни Эйндж совершил, на мой взгляд, худший бросок для действующего игрока НБА в фильме про баскетбол. Эйндж получил мяч на восьмой секунде атаки и выбросил в сторону кольца в одном прыжке, так, как будто время закончилось. Интересно, Дэнни помнит о таком позорном камео?
Я не знаю, были ли права у Бэрри Уайта(BarryWhite) и Криса Рока (CrisRock) на то, чтобы переделать «Basketball Jones». Я знаю лишь, что я не понимал величие наследия «Space Jam».
Больше такого не будет. «Space Jam» – действительно фильм не для взрослых, но, если замешать чистую НБА с мультяшками, то получается смесь интересная для всех и влюбляющая в эту игру малышей.
Я двумя руками за сиквел.
Ибо других причин анализировать тактику баскетбола в матче Лонни Тьюнз и пришельцев не вижу.
P.S. He got game в тот момент цепанула гораздо больше, не по детски))
если уж взялся за тактику, то объяснил бы, что почти не использовались трехочковые, монстарз - прототипы недавнего Майами 1-го сезона, где 1й номер и центр были совсем уж запасными вариантами в атаке, все комбинации - через 2-3-4 номеров (да особо и без комбинаций - проходы, фаст-брейки)))) а владелец команды - зелененький такой, которому во время игры массаж делали - своего рода Пэт Райли.
Джордан, как и везде играл "отдай мяч мне" - его команда играла вообще без центра, своеобразный смолл-бол (да и вообще мульт указывает на вымирание центров (эххх если бы Шака взяли). Указал бы на процент, на использование средних бросков и трехочковых, сколько взяли тайм-аутов - хотя возможно, это оттого, что они смотрели хронику раннего баскета, когда дуги еще не было. Билл Мюррэй уже играл в футболке! В команде обязательно был белый игрок, и именно белый игрок отдал решающий ассист.. Тема даффи и экипировки отлично обыграна.
команда Джордана выиграла именно из-за длины скамейки.
а еще там картинка с площадки все еще лучше освещения ФИБАшных ЧЕ, ЧМ и ВТБ))))
Короче, тема "занудства" не раскрыта.