10 мин.

Первый год нового времени. «Лейкерс»

Фото: Fotobank/Getty Images/Garrett Ellwood/NBAE

Последние сезоны: от Арни к Курицыну 

Всего за несколько лет «Лейкерс» скатились от клуба, которому невозможно отказать, до организации, с которой никто не хочет связываться. Для этого им не пришлось избавляться от Кобе Брайанта, они не переехали из Лос-Анджелеса и не сменили вывеску на «Ротор» (Волгоград). Просто скончалось единственное разумное зерно, произошел КОНТРАКТ, а все остальное стало стандартным заезженным примером о приключениях крыс в бочке. Когда мимо тебя проходят даже те специалисты, которых к тренерам средней руки причисляешь с авансом, то #жизнь действительно #боль, а #все реально #тлен. Если ты относишь себя определяющим персонам в структуре такого клуба, умение вовремя уйти – не просто правило хорошего тона, но и требование места и времени.

Главный тренер: Байрон Скотт

Если бы несколько лет назад вам сказали, что «Лейкерс» не захочет принять ну ни один хоть сколько-либо достойный специалист, вы бы посоветовали обратиться к тем, кто занимается Охлобыстиными и Милоновым в крайне тяжелых случаях. Калифорнийцы пытались сохранить лицо, изображая борьбу и конкуренцию, когда на деле все прекрасно понимали: Байрон Скотт – единственный специалист, которому сюда дорога. Его команды будут бороться, он для всех местный, родной. Он даст Кобе себя подмять, и выполнит главное задание целевой аудитории: создаст антураж. Непримечательный еле-заметный тренер, не вызывающий внимания национального телевидения и репортеров, набор диких игроков в сумме с несколькими списанными ветеранами, два-три бегунка и на вершине конструкции Его Святейшество Кобе, в образе Джордана в кандалах из Space Jam: как же он будет находить в себе силы затаскивать этот базар-вокзал хоть в какие-то тягучие концовки? Незатейливо, скромно, три матча выиграли – пять проиграли. «Зато команда боролась!». Во-как!

Новая надежда: Джулиус Рэндл

Джулиус Рэндл прибыл по адресу, это игрок для большого города. Болельщик всегда с особым трепетом относится к молодым, которые оставляют себя на площадке, а в командах с огромных рынков, эти люди моментально становятся любимцами фанатов. Это снижает градус давления, что важно для Рэндла: он играет одной рукой, у него нет броска с дистанции, он приземленный баскетболист, которому еще стоит научиться переигрывать прыгучих и высоких игроков. Но, вы должны знать главное: Джулиус Рэндл будет биться-бороться, он единственный из топовых новичков, проявивший себя в ранге лидера на «здесь и сейчас», а «большого»-ребенка с таким количеством обманных движений и с таким настроем на подбор в НБА я не видел уже давно. Тяжелый форвард «Лейкерс» столкнется с теми же проблемами, что и Томас Робинсон в первый сезон: он не сможет быть эффективным игроком в нападении, и будет чередовать сильные выступления с чем-то вроде 1-7 и 2-9. Однако Рэндл хочет играть, он не все может в защите, но компенсирует свои недостатки желанием. Риск, связанный с игроком, который настолько одарен, и при этом так заряжен на борьбу – сведен к минимуму. Обстановка калифорнийцев ему лишь «в плюс»: вальяжность в обращении с мячом закончится после серии двухстороннок, когда он побегает с Кобе Брайантом и после пары потерь на ведении останется без мяча до конца тренировочного дня, а наблюдение за Карлосом Бузером, как форвардом, обделенным прыжковыми качествами, но нацеленным на отскок и помогающим в нападении, пойдет лишь на пользу. Джулиус стоил того, чтобы слить сезон, ему по силам вырасти в комбо из Зака Рэндольфа и Пола Миллсэпа, а это парень уровня «Матча всех Звезд». Проблема лишь одна: как игрок с его габаритами выйдет в поле против трансформировавшихся твинеров?

Господин жизни: Кобе Брайант

«Так, встали, «гулящая женщина порочных половых связей», пошли и набрали «произведенные путем грязного соития» очки», – Кобе Брайант всегда был прям, как асфальтоукладчик. В седьмой встрече серии с «Финиксом» он одновременно котировался лучшим игроком НБА, и худшим партнером по команде. У тренерского штаба было минут десять на то, чтобы постараться спасти серию, внести тактические изменения, поговорить с робким окружением, но после этих слов Фил Джексон просто отстранился, он не стал никому ничего объяснять, люди так и вышли на вторую половину. Он все понял. «Солнечные» тут же увеличили перевес до двадцати очков, дальше был запрос об обмене и целая череда изменений и трансформаций, ставших историей. Ты можешь пытаться душить партнеров собственным авторитетом, когда ты котируешься как лучший игрок НБА, или как основное орудие в команде-претенденте, но когда твои силы на исходе, истинное желание побеждать заставляет обратиться к игровой мудрости. Уступить Ховарду, подыграть ему, добиться равноправного голоса с верхушкой клуба для оказания влияния в вопросе стратегии при выборе тренера и вектора движения, отойти от упора в деньги, наконец. Принять все меры, которые помогут тебе продлить карьеру. Игрок в возрасте регрессирует, сила/слабость команды определяет темп. Брайант задавил Дуайта, не создал вокруг себя должной культуры и поплатился за это тем, чего не видел на протяжении всей своей карьеры: он стал Гарнеттом, Айверсоном, именитым игроком в беспросветно бездарной организации.

Только сейчас Кобе начинает осознавать, какую роль в его карьере играло окружение и мудрый владелец, и каким образом они сумели под голливудской вывеской продать огромную часть собственных заслуг, вложив их в именной бренд игрока. Люди, болеющие за Кобе, не являются его персональными поклонниками, они одновременно поддерживают «Лейкерс», потому что это понятия совершенно неразрывные. Джерри Басс через свой клуб и деньги дал Брайанту все, что мог, все эти годы он сплетал эти понятия воедино, создавая иллюзию того, что это Кобе тащит калифорнийцев, а не они позволяют ему и всем так думать. Это тонкий внутренний момент, и ты должен быть мудрым и тихим, чтобы не палить контору, не выглядеть Кьюбаном или Прохоровым с первых полос. Он был вынужден пойти на нарушение главного завета: игрок не может быть выше организации, а когда пришел черед ответа... Без Джексона, без владельца, с потерявшимся в трех соснах Капчаком, лишь один человек мог сплотить шапито вокруг себя. Тот факт, что теперь это не команда, а аттракцион, говорит о реальной готовности влиять больше, чем сотни пафосных и сопливых статей в русле «не заслужили МЫ».   

Пятое колесо: Митч Капчак

Одно дело – приводить игроков под крылышко к Филу Джексону, другое – пытаться самостоятельно выстроить конструкцию падающей команды. Взгляните на то, каким был кадровый потенциал «Лейкерс» без «Дзен-мастера» десять лет назад, и на то, как он выглядит сегодня, и вы начнете понимать, каков реальный уровень Капчака, как руководителя команды современной лиги. Вместо выстраивания системного долгосрочного проекта, который может одинаково хорошо проходить дистанцию в пять лет, не падая ниже определенной планки, руководитель идет в авантюры с созданием суперкоманд, попыткой переиграть три хода Бьюфорда в один свой: династия в ожиданиях – русский киновысер на выходе.

История с Мэлоуном и Пэйтоном закончился крахом и уходом лучшего центрового лиги в ультимативной форме. В новом десятилетии сказка повторилась точь в точь, и калифорнийский клуб вновь остался с Кобе (и контрактом 2.0), одним-двумя достойными игроками и набором крайне противоречивых исполнителей, на фоне которых один выделяется особым оттенком (Смуш Паркер – Ник Янг). Если раньше на выручку мог прийти Басс-мудрый или Джексон, то сегодня наверху банановая республика, страна диких обезьян. Единственная ценность руководителя «Лейкерс» заключается в умении отыскать отличных дешевых игроков на 7-12 место в командной иерархии, однако оно вряд ли чего-то стоит, когда провисают позиции со второй по шестую. Рекрутинг больших мальчиков, несмотря на эпичную вывеску, работать не хочет, сохранение собственных активов вообще сложно описать без нарушения нового закона о блоггерах, и болото в сухом остатке вряд ли приводит к удивлению. И если раньше Брайант был достаточно хорош, чтобы с Одомом и набором «ноунеймов» царапаться за попадание плей-офф, позволяя менеджеру убеждать агентов в том, что «мы в одном Пау игроке от возвращения в элиту», то сегодня разговоры о здешней конкурентоспособности – попытка оскорбления и бессмысленной траты времени, не больше. Выпейте лучше кофею.

Взрывпакет: Джереми Лин

Джереми вновь вернулся в мечту: это не игрок для каких-либо притязаний, но на большом рынке с азиатским оттенком, у тренера, который помогает разыгрывающим сделать толчок, Лин обретет себя, по крайней мере, медийное пространство ему в этом поможет. Он по-прежнему не в состоянии защититься даже против Дэнзела Вашингтона, примет ряд совершенно диких решений в ключевые моменты игры, но он будет обострять, а сотрудничество с Нэшем не оставит его без дивидендов. Это Смуш Паркер, только без сквозного вентиляционного отверстия в голове. Это тот разыгрывающий, который дополняет стареющего Кобе в нападении, а контрактный год сделает все остальное, в том числе, создаст иллюзорное чувство заинтересованности в его услугах в феврале: авось, и сделка сложится.

Стартовый состав: Джереми Лин – Кобе Брайант – Уэсли Джонсон – Карлос Бузер – Джордан Хилл

Оценка за межсезонье: Не для того тебя растила

Команда, связывающая себя долгосрочными обязательствами с Ником Янгом – расписывается в собственной безнадежности. Это не оскорбление, это следствие стереотипов. Через 9 месяцев ему тридцать лет, а он до сих пор в глазах общественности выглядит Иванушкой-дурачком. НБА – лига репутации, и я не знаю ни одного клуба, обладающего чувством собственного достоинства и борющегося за любые значимые места, и при этом желающего видеть его в своем составе. Достаточно вспомнить, как он реально помог «Клипперс» в их первом за долгие годы розыгрыше плей-офф, бодаясь с «Мемфисом», и как легко они его отпустили на вольные хлеба. Раз уж тебя в этой лиге восприняли клоуном, готовь сани летом. Даже, если я вам скажу, что согласно продвинутой статистике Янг защитился лучше всех в команде в прошлом чемпионате (Уэсли Джонсон?), совместив это с самым сильным сезоном в карьере, вы все равно не измените о нем собственного мнения. Отсюда общее восприятие: когда болельщики на постыдном фоне пытались подогревать себя мнимыми шансами на Лава, Энтони, ЛеБрона – наивно игнорируя судьбу Джеймса Долана четыре года назад, делая тем самым день каждому злопыхателю – Джереми Лин, переплата за Джордана Хилла и Ник Янг на четырехлетнем контракте с потерей Газоля в сухом остатке – выглядят особенно тщедушно. Болельщики «Лейкерс» по старой памяти верили в то, что Капчак могуч, клуб привлекателен, а место под потолком позволит развернуться, а на деле нарисовалось самоутверждение: доколе наверху бардак, а КОНТРАКТ не истек – это клуб третьего эшелона. Ведь только такую команду не захочет принимать ни один тренер вплоть до начала августа, словно это не Голливуд, а свалка ядерных отходов. Задумайтесь: Бузер подобран с драфта отказов, а это значит, что в команду не пришел ни один востребованный ролевой игрок на усиление с улицы, который при прочих равных выбрал бы именно эту команду. Что еще?

Взгляд за угол:

Болельщику нужна драма, и смотреть, как команда систематично привозит двадцать очков для многих на порядок скучнее, чем наблюдать за тем, как упершись рогом, Кобе Брайант пытается выиграть матч против середняка Восточной конференции. «Лейкерс» сделали ставку на создание платного аттракциона: люди будут отдавать свои кровные за возможность посмотреть на закат легенды и достижение им очередной статистической планки: количество полотенец, брошенных в пацанов за всю карьеру, литраж пота, высосанный из игровой майки или Карим Абдул-Джаббар, чего уж мелочиться. Легенде калифорнийцев хватило смелости признать, что он уже не тот игрок, кем был еще три года назад, однако это нисколько не повлияет на его отношение к партнерам и окружающим. В противном случае, нашелся бы хоть один достойный баскетболист, который на самом деле рассматривал «Лейкерс», как шаг вперед на ответственном этапе собственной карьеры. Бессистемность лишь приукрашивает. При самых оптимистических прогнозах можно было бы говорить о том, что этому коллективу по силам зацепиться за восьмую строчку в параллельной конференции, но на Западе у них столько же шансов, сколько и у русского футболёра в европейском топ-клубе. Нет их, в общем.

Хрустальный шарик:

  • Очки: Брайант – 17.3

  • Подборы: Хилл – 7.1

  • Передачи: Нэш – 5.7

  • Перехваты: Брайант – 1.3

  • Блок-шоты: Хилл – 0.9

  • Потери: Лин – 3.2

Прогноз: тринадцатое место