Лига ВТБ, вектор развития
Известие о выходе из лиги ВТБ 5 литовских команд дало повод задуматься о направлении дальнейшего пути развития турнира. Хочу оговориться, три литовских команды вышли из лиги не успев провести ни единой встречи, т.е. попросту постояв на пороге. Лично я, скептически отнёсся к принятию баскетбольных карликов «Дзукия», «Леткабелис», «Невежис» в одну из сильнейших лиг континента. Ну, посудите сами, какой смысл европейским грандам, соревноваться с заведомо слабыми соперниками. Насколько рационально ведущим российским клубам путешествовать по районным центрам Литвы? Неужели, кто-то всерьёз рассчитывал, что встречи с планировавшимися новичками привлекут болельщиков ЦСКА, УНИКСа, Химок или Локо?
Любой турнир в первую очередь проводится для болельщиков. Именно благодаря высокой популярности процветают ведущие лиги мира НБА, НХЛ, НФЛ, футбольная Лига чемпионов. Повышенный интерес позволяет не только компенсировать затраты, но и зарабатывать на содержании команд.
Необходимо отметить, что в минувшем сезоне, наибольший зрительский интерес вызвали матчи между российскими клубами. Вместе с тем, не возможно, игнорировать информацию о снижении посещаемости ВТБ лиги. Вообще любителей баскетбола в России становится меньше, по популярности видов спорта, баскетбол не входит в первую десятку.
Почему же так происходит и что делается для улучшения ситуации?
Покопавшись во всемирной «паутине» я не нашёл ни одного аналитического материала о сути сложившейся в баскетболе России ситуации. Да, есть анализ посещаемости, который содержит неутешительные цифры о проценте наполняемости залов и средней посещаемости матчей, однако нет, ни попыток разобраться в причинах, ни тем более сколь-нибудь обоснованной программы развития.
Однако гугл выдал мне ссылку на программу Фомичёва Юрия Марковича, кандидата на должность генерального директора ассоциации баскетбольных клубов Украины. Оказывается наши украинские коллеги испытывая аналогичные трудности провели в прошлом году тендер на эту должность (затем погрязли в выяснении финансовой ситуации Суперлиги, а теперь им и вовсе не до турнира). Как я понял, в тендере приняли участие пять кандидатов, один из которых не только опубликовал свои тезисы, но и внимание, что самое интересное и неожиданное, отвечал на вопросы пользователей двух сайтов, подробно разъяснял и аргументировал каждый предложенный пункт!
Автор предложил и обосновал новый подход к популяризации как лиги, так и самого баскетбола. Проведенные им социальные опросы показали: низкую популярность спорта в целом, преимущественно возрастную аудиторию, высокую конкуренцию всей индустрии развлечений и многое другое.
Основываясь на полученной информации, кандидат разработал и удачно применил на практике систему «рекламного пула» - взаимное продвижение операторов различных видов рекламы, через спортивное событие - оператор пула. Предложенная программа предусматривает привлечение интереса широких слоёв населения через не спортивные СМИ, стимулирующие конкурсы и викторины, активное взаимодействие с управлением образования для привлечения студентов на практику и много других интересных идей, в т.ч. создание индивидуальных программ развития для каждого клуба. Заслуживает внимания и предложенная идея создания школы тренеров.
Таким образом, возникает логичный вопрос, по какому вектору, теперь направится развитие лиги ВТБ. Нужно ли продолжать развитие вширь, стремясь охватить географически как можно более широкий круг участников или лучше углубиться, сосредоточившись на популяризации баскетбола и повышении посещаемости игр лиги?
Безусловно, развитие качественных показателей лиги сложный и доселе не изведанный путь, требующий выполнения колоссального объёма работ, наличия грамотных, энергичных людей, умеющих анализировать эффективность проводимых мероприятий, акции конкурентов и способных принимать креативные решения в условиях постоянно меняющейся ситуации. Не зря сказано: «кадры решают всё». Жизнь показывает, что при желании нужные кадры можно найти.