Александр Волков про решение по Евробаскету в Украине
Вопрос Евробаскета-2015 пошёл двумя путями.
Первый путь — это мои переговоры, переговоры с европейской Федерацией, где мы искали возможность непринятия решения. В марте, в момент, когда это всё происходило, в мае была неясная позиция у нас здесь в Украине, и мы чётко понимали, что в мае будут перевыборы, появится новый президент, новый совет (ФИБА-Европа). Естественно, задача была добиться возможности протянуть принятия решения до того момента, как возникнет новый президент (ФИБА-Европа), и тогда у нас уже появится новый Президент (Украины). Проводилась такая работа, которая не афишировалась, по нескольку телефонных переговоров в день.
По сути Евробаскет стал настолько не денежно ёмким, что все те проекты, что были, они урезались, и осталось только (так как у нас есть инфраструктура, гостиницы) то, что надо для проведения такого масштабного соревнования, осталось только минимальное — построение арен, а самое главное арены, которая будет принимать финальную стадию чемпионата Европы.
Это был возврат к тем договорённостям, которые были раньше, чтобы государственные банки выделили кредит. На каких условиях тоже велись переговоры. В конечном итоге пришли к новому договору, пожали руки с банкирами, которые сказали, что мы выделим кредит с гарантией государства, и плюс они ещё, скажем так, выбили для себя более льготные условия чем были, скажем, до этого, уже более тяжёлые для инвесторов.
Была встреча в Кабинете Министров, на встрече присутствовали Новак и Демирель, с нашей стороны, руководитель Федерации и генеральный секретарь Федерации Ларин Александр, министр спорта Дмитрий Булатов, и естественно Арсений Яценюк.
Состоялась очень хорошая встреча, которая началась с дипломатических реверансов, но надо признать, что премьер-министр сказал: давайте, ребята, без этих дипломатических реверансов, начнём говорить по делу, какие у нас шансы, что мы можем, что мы успеваем. В ходе переговоров выяснилось, что, в принципе, в данных условиях будет тяжело провести Евробаскет-2015.
У нас не забрали, у нас перенесли. ФИБА-Европа в лице руководителей готовы идти на определённые решения, чтобы удовлетворить нашу сторону. В то же время премьер-министр дал понять, что он где-то согласен с тем, что ситуация нестабильная, и гарантировать никто не может, что в ближайшее время будет мир и покой.
Руководство нашего государства приняли Евробаскет и посчитали, что это нужный проект. Второе, инвесторы не отказались, а продолжают выражать готовность вкладывать и строить. Третье, естественно, что Федерация ни разу своим видом не показала, что мы отказываемся от этого проекта. Естественно, что вся европейская общественность баскетбольная, которая видит и понимает ситуацию и, видя наше желание и несгибаемое состояние, что мы не сдадимся, пошла нам на встречу.
К семнадцатому году есть несколько вещей, которые там будут в этом новом договоре зафиксированы: это сроки стройки, чтобы не расслаблялись ни инвесторы, ни банкиры, которые должны будут выделить этот кредит, потому что сроки это очень важно. ФИБА-Европа должна быть уверена, что завтра начинается стройка, и она закончится раньше чем чемпионат Европы, не за неделю, не за месяц. Эти арены будут испробованы и сыграны игры и чемпионата Украины, и Кубка, сборная должна там сыграть, это первый вопрос.
Второй, будет определённый срок понимания политической ситуации. Если политическая ситуация не будет стабилизироваться, то ФИБА-Европа будет принимать дополнительные меры, а так условия те же, что были на пятнадцатый год. Сегодня этот договор готовится, я думаю, что от двух до десяти недель этот договор будет подготовлен, и делегация ФИБА приедет опять.
Я планирую встречу с премьер-министром, и с руководителями городов, где планируется проводить Евробаскет-2017, и естественно, с новым Президентом Петром Алексеевичем Порошенко, чтобы все стороны вплоть до оппозиционных партий подписали этот договор. Мы его свели материально до минимума, там государственное участие минимальное, в виде кредита, и даже не полностью льготного, а частично льготного.
Этот стереотип, что остался у людей, что столько потрачено на чемпионат Европы по футболу в 2012 году, не понятно куда деньги, этого не будет, так как государственного участия как такового финансового не существует. Всё уменьшено до реальных инвестиций, практически на постройку только арен. Понятно, что какие-то деньги будут привлекаться от спонсоров, от продажи билетов на организацию самого турнира.
Я не строитель, но принимая участие в десятках совещаний по этому поводу, скажем так: сегодняшние арены, которые нам необходимы, они на 10-15 процентов уже построены, заложен фундамент, начались стройки, где-то больше, где-то меньше.
Общее число, если отталкиваться от самой важной арены, которая нам нужна, это киевская арена для проведения финальной стадии, от начала до конца, при нормальном строительстве — это 18 месяцев.
Соответственно, если какие-то работы выполнены, то от момента, когда будет подписан договор, для примера на этой неделе, на следующей неделе начнется нормальное строительство, инвесторы получат кредит и начнется строительство, то я надеюсь, к концу пятнадцатого года, при каких-то форс-мажорах, к началу шестнадцатого года, арены должны быть построены. Чтобы у нас был год в запасе, даже больше, чтобы у нас было время проверить эти арены и проверить как их правильно использовать, это очень важно.
Я думаю, нечего откладывать в долгий ящик, все равно арены нам нужны, все равно Украина отстает в спортивной инфраструктуре от европейских стран, нам это надо. ФИБА-Европа это четко понимает. Они не хотят рисковать и это будет одним из основных условий, скажем того, что у нас Евробаскет-2017 случится — это скорейшее построение арен, чтобы темп не терялся, чтобы сейчас на год, на полтора не отложили, «а у нас семнадцатый год, успеем». Нет, они четко сказали, что арены должны быть построены практически в срок к пятнадцатому году, может чуть позже. Никаких отсрочек не должно быть.