7 мин.

Пособие по безработице. Как закончился МакХэйл и закончился сезон «Хьюстона»

Фото: REUTERS/Craig Mitchelldyer-USA TODAY Sports

Никаких ругательств. Никаких эмоций. Никаких соплей.

0.9 секунд до финальной сирены. «Портленд» берет тайм-аут. Кевин МакХэйл на камеру объясняет, как защититься секунду, чтобы серия переехала в Хьюстон, и, по сути, перевернуть сезон с ног на голову после крайне удачного добавления Парсонса, следовавшего за очень сомнительным решением относительно Дэмьена Лилларда и его аута со стороны арбитров.

 

– Дуайт идет к мячу, — приказывает тренер

– Нет, к мячу пойду я, — возражает Харден

– Нет! [Непечатное], — возражает тренер

Тренер расписывает, кто кого держит. «Body language» Парсонса выражает явное недоумение. Со стороны тренера следует однозначный жест «успокойся и доверься мне», после чего мы слышим задание: «держитесь своих игроков». Затем специалист акцентирует внимание на том, чтобы команда не пропустила трехочковый.

Что мы видим из этого тайм-аута?

1. Абсолютное отсутствие внутрикомандной дисциплины.

Игрок, не являющийся образцом оборонительной игры и не облающий должным авторитетом в этой области, позволяет себе подвергать сомнению выбор тренера на последней секунде матча во владении, от которого зависит судьба целого сезона. Игрок, который вообще не должен выходить на площадку на этот конкретный эпизод, пытается диктовать свои условия в ситуации, где он обязан молчать и выполнять любые команды.

2. Тотальная тактическая безграмотность тренерского штаба

Множество специалистов убеждены, что ставить игрока к выводящему из-за боковой в такой ситуации вообще бессмысленно, ведь он выключен из игры: мяч к нему не вернется, потому что у атакующей команды просто недостаточно времени на передачу, и, соответственно, есть возможность защититься 5 на 4 с одним свободным игроком, реагирующим на чей-то провал.

Даже если вы не считаете эту тактику правильной (я считаю ее спорной, как минимум) и ставите игрока к вводящему, сделайте так, чтобы он максимально закрыл ему обзор. МакХэйл, изначально ставивший в эту позицию Ховарда (как и Ван Ганди и Адельман ставили Яо), под давлением Хардена меняет это решение и ставит Джонса, который стоит в полутора метрах от Батюма и перекрывает траекторию передачи на Олдриджа, нарушая тем самым саму установку: не дать бросить три очка. Он открывает возможность отдать на дугу.

Ни один ассистент или сам главный тренер не указывают игроку на то, чтобы он занял правильную с тактической точки зрению позицию.

«Мне очень помогло то, что я видел мяч все время. Джонс не перекрыл его собой», – Дэмьян Лиллард.

Таким образом, «Хьюстон» просто потерял преимущество в одного защищающегося игрока, выключив Джонса из оборонительных действий.

3. Продолжение необъяснимой политики вокруг Хардена

При всех своих недостатках Джереми Лин в четвертой двенадцатиминутке настолько классно сел в ноги Лилларду, что тот не набрал ни одного очка, как и ЛаМаркус Олдридж. Вместо того, чтобы оставить Лина в игре, МакХэйл снял его в пользу Хардена, который плохо играет в защите и всю серию зевает игроков, что стоило «Рокетс» победы в концовке второй встречи. Это выглядит еще комичнее, если вспомнить решение тренера играть «матч-ап» Харден — Робин Лопес тогда, когда атака «Портленда» встала, а два лучших игрока не забили ни одного броска и не форсировали ни единого штрафного. Кевин просто дал сопернику возможность разыграть три раза к ряду мисс-матч 2-5 с семью дюймами преимущества у баскетболиста «Трэйл Блейзерс»

МакХэйлу могло просто не хватить характера, чтобы принять волевое решение и усадить Хардена, но главный тренер получает зарплату как раз за то, чтобы принимать подобные меры и нести ответственность за последствие своих действий или бездействий.

4. Тотальное непонимание принципов игры в обороне.

Когда до конца игры остается секунда (или в районе этого), то есть у игрока атаки нет возможности стукнуть мяч о пол, отдать передачу, применить даже короткий болл-фейк, навесить или пойти в проход, принято предпринимать тактику «switch everything»: каждый меняется с каждым, вне зависимости от позиций, лишь бы только любой игрок атаки не получил мяч в одиночестве. Каждый бросок в такой ситуации будет с сопротивлением. Какой бы ни была разница в росте, воспользоваться ей практически нереально. Как следствие, важно лишь не потерять концетрацию и крикнуть «rotate» первому, кто предпринимает решение «меняться».

Гифка: Харден указывает Парсонсу поменяться с Беверли

«Когда мы вышли после тайм-аута на площадку, Харден, Беверли и Парсонс активно спорили между собой о том, будут ли они «размениваться» в этом владении или нет. Они не приняли этого решения в тайм-ауте» – Дэмьян Лиллард.

Отсюда:

а) игроки нарушают прямое указание тренера (каким бы неправильным оно ни было), получив задание оставаться со своими (отсылка к пункту 1)

б) тренерский штаб неправильно расставил игроков и так не донес до них того, кто реально кого держит и как точно они действуют в случае двойного забегания.

Как следствие:

В данном случае тактика «switch everything» дает тебе три очевидных варианта правильно защититься, которые игрок уровня НБА в состоянии предпринять за полсекунды, располагая волей главного тренера:

а) Беверли уже видит, что Парсонс не успел за Лиллардом на низком старте.

Он находится в очень удобной позиции для того, чтобы «go under the screen» или просто «проскочить под Харденом». Траектория движения Дэмьена у него на прямой линии. Он отдает Уильямса Чендлеру, а сам со своими ногами имеет достаточно времени, чтобы достать Лилларда. Батюм отдает передачу, видя, казалось бы, освободившегося игрока, мяч в игре, тяжелый бросок с сопротивлением.

б) Харден видит, что Парсонс не успел за Лиллардом на низком старте.

Он меняется на Дэмьена, оставляет Мэттьюза Парсонсу, а Беверли остается с Уильямсом. Три игрока периметра закрыты, Ховард полностью перекрывает Олдриджа, «Портленд» вынужден брать последний тайм-аут. Прекрасная защита «Хьюстона».

в) Харден и Беверли видят, что Парсонс не успел за Лиллардом на низком старте.

Джеймс и Патрик вдвоем выходят на мяч, оставляя Мэттьюза с Парсонсом и Уильямсом: Лиллард может получить его лишь с двумя игроками «Рокетс». Передача на освободившегося Мо невозможна, ее траекторию перекрывают игроки «Хьюстона». Олдридж отсеян. Пас парашютиком на Уэса или Мо-Уилла перекрывает высокий Парсонс. Тайм-аут «Портленда» или бросок в четыре руки.

«Мы идеально защитились в последнем владении, просто у Лилларда первый шаг быстрее», – Кевин МакХэйл

PS: Прямые ошибки МакХэйла лично и тренерского штаба позволили французу Батуму найти передачей открытого игрока, который является одним из исторических лидеров по качеству игры в концовках, одним из лучших баскетболистов всех времен по показателям в овертаймах, и тем, кто даже в этом матче чуточку ранее завалил с сиреной для того, чтобы он совершил бросок, коих назабивал уже огромное количество за последних два сезона.

Не нужно сравнивать два знаменательных победных баззер-битера, произошедших на этой арене в противостоянии «Трэйл Блейзерс» и «Рокетс».

Брендон Рой забил бы такую же трешку один раз из десяти. В ситуации с Лиллардом – Дэмьян попал бы раз восемь. Во многом именно поэтому Кевин МакХэйл провел последний матч в качестве главного тренера команды НБА.

«Хьюстон» в шести матчах проиграл последние четверти с разницей в восемь очков в среднем и умудрился уступить в серии 2:4, перезабивав своего оппонента. Дуайт Ховард показал самый высокий «рейтинг эффективности» в своей карьере, учитывая и регулярку и плей-офф, а менеджмент техасцев заходил во вражескую тренерскую и поздравлял тамошних обитателей с победой.

«Портленд» прошел дальше, потому что в данной конкретной серии он был сильнее и больше этого заслуживал, этот клуб был должен своим великолепным и многострадальным болельщикам,  а их соперник из Техаса, в свою очередь, идет отдыхать.

Вместе со мной. Нас тоже справедливо обыграл сильнейший.