Игорь Заманский: «Возвращаешься в раздевалку спустя 40 минут, пока не пообщаешься со всеми желающими»
Игорь Заманский – игрок, проверенный временем, знакомый чуть ли не каждому любителю российского баскетбола со стажем. За его плечами не один сезон на самом высоком уровне, как впрочем, и не один завоеванный трофей. Но даже те болельщики, которые привыкли к постоянным переходам внутри российского первенства, должны были немало удивиться решению ветерана присоединиться к «Красному Октябрю».
Мотивы перехода в стан «сталеваров», самые яркие моменты карьеры, впечатления от волгоградских дорог и атмосферы своего нового коллектива – все это и многое другое в эксклюзивном интервью Игоря Заманского и очередном обновлении «Красного Blog`а».
- Начнем с классики. С чего начался ваш путь в профессиональный баскетбол?
– На самом деле с легкой атлетики, которой я занимался с 7 до 10 лет. Были прыжки в длину, бег на 400, подобные дисциплины. Один день в неделю в субботу был баскетбол, и так получилось, что меня затянуло. Изначально отец мне говорил, чтобы я выбирал сам, но желательно, чтобы каким-либо видом спорта я бы все равно занимался. Мне понравилось, и в один прекрасный день я пришел домой и сказал, что не хочу бегать и прыгать, а хочу заниматься командным видом спорта, и мне нравится баскетбол.
Дед меня отвел в спортшколу, а именно в Калининскую ДЮСША. Как раз помню, как мы пришли, тренировка уже закончилась, Борис Георгиевич Ливанов попросил меня сделать некоторые вещи, посмотреть на мое состояние. В итоге, он сказал, что я могу смело начинать заниматься в общей группе. Насколько я помню, и как мне раньше рассказывали родители, тренеры по легкой атлетике неоднократно звонили нам и говорили, что мне ни в коем случае нельзя бросать и у меня большое будущее в легкой атлетике. Но родители не стали чинить препятствий: «Нравится баскетбол? Занимайся баскетболом». То есть с 10 я уже был баскетболистом.
- Как попали в свой первый профессиональный клуб, питерский «Спартак»?
– Мне было 19 лет. В те времена главным тренером как раз был Борис Георгиевич Ливанов, вот он и пригласил несколько молодых игроков, в числе которых был и я.
- В одном из интервью вы говорили, что ситуация в «Красном Октябре» чем-то напомнила вам ту, что сложилась в «Спартаке». Что вы имели в виду?
– Я больше имел в виду чисто технические моменты, а не игровые. Тогда команду взял некий спонсор, так и здесь командой начал заниматься частный владелец, Дмитрий Петрович Герасименко, который взял команду на себя. Понятно, что без подобных моментов невозможно, ведь клуб лишь первый год на уровне ЕЛ ВТБ. То же было и в Питере: с залом какие-то проблемы, моменты по форме и прочие бытовые нюансы.
-Вы не раз говорили, что Казань – одно из лучших мест, в которых вам довелось поиграть. Расскажите о том особенном спортивном духе, который буквально пронизывает город?
– Да, действительно после «Спартака» я уехал в Казань. В 2001 году, как я помню, там уже было три команды: футбольный «Рубин», хоккейный «Ак Барс» и баскетбольный УНИКС, На эти три команды ходил весь город. В самой Казани знали почти всех в лицо, даже на улицах узнавали.
Кстати, я же там ходил и на футбол, и на хоккей. Вот, что мне и не нравится в футболе, а иногда и в хоккее – это малое количество голов, а иногда и их полное отсутствие. И тогда, когда я посетил матч «Рубина» были 0:0, да и погода не очень. Тогда я помню, мне это совсем не понравилось: просидел 90 минут, поболел, а голов так и не увидел. Это был мой последний матч в Казани, но на футбол я еще также ходил в Питере. В 2001 посещал и домашние матчи «Ак Барса». Было очень зрелищно, потрясающая атмосфера, игра смотрелась, да и шайб было много. Мне очень понравилось.
Когда я второй раз приехал в Казань, город конечно, совсем изменился. И по инфраструктуре, и по количеству спортивных команд, добавился волейбол, водное поло. У людей появился колоссальный выбор – куда ходить и за кого болеть. От этого упала и посещаемость УНИКСа. Но все равно болельщики прибавляются, даже иногда связываемся с ними, переписываемся. Кстати, болеют и за нас, пишут: «Казань за Красный Октябрь». Очень приятно, что еще помнят.
- УНИКС тех времен имел сильный состав, но взял лишь два Кубка России, а чемпионство так и не выиграл. Не было обидно, что не хватило совсем чуть-чуть?
– Конечно, шансы были, и были весьма большие. В профессиональном спорте, в том числе и в баскетболе есть разные нюансы. Однако не могу сказать, что было обидно, так как казанский период стал самым успешным в моей карьере. Не стоит забывать, что помимо Кубков России мы также выигрывали и Североевропейскую Лигу.
- Как вы перешли в «Красный Октябрь» после УНИКСа мы знаем, а как это произошло в первый раз, когда вы затем оказались в Подмосковье?
– Да, примерно также. Банально закончился контракт, пришло предложение из «Химок», и я согласился.
- Самый яркий момент из подмосковного периода вашей карьеры?
– Да, одна игра запомнилась мне очень хорошо. Это было во времена моих выступлений за подмосковное «Динамо», а сам матч был против ЦСКА. Решалось, кто займет первое место в регулярке: ЦСКА или УНИКС. За 5-10 секунд мы проигрывали два очка, и последний трехочковый бросал я. Очень обидно, что тогда не забил. Как сейчас помню, что мяч попал в заднюю дужку. Потом много переживал, даже ребята из Казани звонили: «А ведь ты мог вывести нас на первое место».
- Вы человек достаточно открытый, наверное, у вас всегда был хороший контакт с болельщиками?
– В какой команде я бы ни играл, у меня были отличные отношения с болельщиками. Никому ни в чем не отказывал: сфотографироваться ли или просто пообщаться. Поэтому до сих пор я общаюсь со многими болельщиками через социальные сети, держим связь.
- Какие воспоминания остались от вызова в сборную в 2002?
– Тогда дальше тренировочных сборов и товарищеских турниров у меня со сборной не зашло. Но сборы были очень жесткими именно по физподготовке. Как тогда помню, мне братья Пашутины сразу сказали мол: «Готовься Игорь, будет сложно». Беговые тренировки были настолько тяжелыми, что легкая атлетика показалась мне раем.
- Следили за сборной после этого?
– Конечно, следил, переживал за ребят. И Евробаскет-2007 помню с победным броском. Но тут нужно поднять еще одну важную тему. То, какое сейчас правило по легионерам действует в Единой Лиге… Я даже не могу слов подобрать или сравнить это с чем-то… По большому счету, кроме игроков сборной России у нас играют практически одни иностранцы. Я думаю, если бы разрешили в заявке 12 иностранцев, в некоторых командах было бы и 12. Для сборной России и для молодых игроков это большой минус.
- То есть, вы считаете, что сейчас в российском баскетболе какого-то положительного движения, некоего прогресса не наблюдается?
– По крайней мере, я не вижу. В сборной России не будут же иностранцы играть, правильно? А в лиге одни иностранцы. Да, есть клубы, где на ведущих ролях сборники, но как тогда проявить себя остальным, если ты весь сезон сидишь на скамейке. Конечно, могут пригласить в расширенный состав, но дальше тренировочного лагеря это все равно не зайдет.
- А как же тогда «Красный Октябрь», где результат делают именно легионеры?
- Здесь совсем другая история. Клуб, по сути, только-только зародился , а результат необходим здесь и сейчас, чтобы закрепиться и почувствовать себя уверенней. Надеюсь, что совсем скоро мы увидим в Волгограде немало россиян хорошего уровня.
- Было ли сложно психологически переходить из УНИКСа, который борется за самые высокие места в, по сути, проект, который строился с нуля?
– Мне не 18 лет. Приблизительно я знал ситуацию, которая будет здесь. Я не подписывал контракт с «Красным Октябрем» просто для того, чтобы хоть как-то выступить. Наш президент невероятно много делает для успеха, поэтому у нас уже есть выход в плей-офф Единой Лиги ВТБ и полуфинал Кубка России. Не думаю, что многие верили, что это возможно, особенно, когда мы попали в четвертьфинале на ЦСКА. Также посмотрите на те команды, которые остались позади нас в группе Единой Лиги. Я считаю, что они очень хорошего уровня, а мы их опередили уже в первый год. Но, сезон еще не закончен. Поэтому все может быть.
- Вообще подкупает та атмосфера полного взаимопонимания в самом клубе, в том числе и большая поддержка волгоградской публики?
– Насколько я знаю, по посещаемости среди российских клубов мы занимаем первое место. Конечно, приятно играть, когда полный зал болеет за тебя. И не просто сидит как в театре, а болеют стоя на ногах, причем неважно – проигрываем ли мы или выигрываем. Ведь, в конце концов, мы же для них и играем, не думаю, что интересно было бы выступать для пустых трибун. Поэтому для «Красного Октября» очень важно иметь такой имидж, имидж команды, на которую болельщик идет с удовольствием.
- Если смотреть со стороны, то прекрасно понимаешь, почему Игорь Заманский – капитан команды. Но, что для вас значит это «капитанство»?
– Я уже был капитаном в прежних командах, поэтому для меня это не внове. Как говорил Станислав Георгиевич Еремин, у которого я многому научился: «Капитан – это мост между тренером и игроками». То есть какие-то вопросы внутри коллектива можно решить через меня. Могу, конечно, дать и лишний совет молодым ребятам, настроить их перед матчем, чтобы у них не было мандража. А так в целом, все обычно, делаю все то, что делают капитаны в остальных командах.
- Тяжело быть связующим звеном между иностранцами и русскими игроками?
– На самом деле нет. С иностранцами играю уже очень давно, и научился находить общий язык и с ними, и с местными игроками. Но такого, чтобы разделять на русских и иностранцев – этого нет. Конечно, есть ребята опытные, которым я могу сказать не все, а есть молодые. на которых иногда могу рявкнуть. Но за рамки никогда ничего не выходит. Идет обычный процесс общения и взаимодействия внутри команды без какого-либо деления.
- Игорь Заманский очень редко появляется в статистических топах, набирает больше всего очков и просто привлекает к себя внимание. Сложно ли психологически принимать то, что твоя работа большинству банально не видна?
– Люди, которые разбираются в баскетболе, все это прекрасно понимают, подходят после игр и говорят мне об этом. Никогда, с начала профессиональной карьеры у меня не было желания гнаться за статистикой и набранными очками. Знаете, где-то год назад, я задумывался на эту тему: «А почему собственно не забивать по 20 очков за игру, чтобы о тебе говорили?». Но мне этого не нужно. Все просто. Я забиваю 2 очка, и команда выигрывает – я доволен. Я забиваю 20 очков, и команда проигрывает – и зачем это нужно? Поэтому, повторюсь, для меня на первом плане только результат команды.
- Какое место займет Волгоград в вашем сердце, когда вы завершите карьеру?
– Останется на таком же уровне, как и другие города, в которых я выступал. У меня нет никакого выделения. Про каждый город можно сказать что-то хорошее и что-то плохое, но выделять кого-то я не буду.
- Тогда, какое общее впечатление оставил город?
– Конечно, то, что мне рассказывали изначально не совпало с увиденным. Город хороший. Единственное, что лично мне очень не нравится – это дороги (улыбается). Мне уже хватает двух поездок на автобусе на утренние и вечерние тренировки. Даже не представляю, как люди ездят по таким дорогам каждый день.
- Как вас поддерживает семья?
– Каждый день созваниваемся. Дочка занимается волейболом, играет в турнирах, уже где-то получила MVP, одним словом, успехи у нее уже есть. А вот сыну я не предлагал широкий выбор, сразу сказал, что вариант только один – баскетбол. Вот, сейчас ждем лета, когда сможем потренироваться вместе, а пока ему и садика хватает. А так, конечно переживают, когда мы проигрываем, и радуются, когда выигрываем.
- Ваша семья комфортно себя чувствует в Петербурге. А какое отношение лично у вас сложилось к родному городу?
– Я очень люблю свой город. По большому счету, многие говорят: «А, Питер, постоянная сырость, дожди». Я может и привык к этому, но я люблю его. То есть, если, допустим, сравнить с той же Москвой, то я конечно выберу Питер. Вообще Москва – это не мой город. Постоянная суета, шум, люди куда спешат, опаздывают.
- А вообще не обидно, что баскетбол в Петербурге, мягко говоря, на вторых ролях. У «Зенита» есть Халк, у СКА Ковальчук, а у «Спартака» одна из самых низких посещаемостей и достаточно средние перспективы?
– Конечно, обидно. Хотя, опять же, я не знаю ситуацию изнутри. Обидно, что построили , на мой взгляд, лучшую баскетбольную арену в России, а на нее ходят очень мало людей. Та же ситуация и с составом. Мне неизвестно, почему туда не хотят приезжать звезды. На определенном этапе были какие-то проблески, но, то, что я вижу сейчас… Город и команда достойны большего.
- Закончим на теме «Красного Октября». Сезон подходит к концу, и сейчас многие постепенно подводят итоги. Как вы оцениваете не только достигнутые спортивные результаты, но и работу клуба на остальных направлениях?
– Сезон еще не закончен, но уже сейчас можно сказать, что команда выступила достойно. Были, конечно, положительные моменты, были и не очень. Читал и критические замечания в адрес клуба, есть вопросы от болельщиков, но это все взгляд со стороны, они многое не видят и не могут видеть. Надеюсь, что в следующем году Дмитрий Петрович приложит все усилия, чтобы команда выступила еще лучше.
Есть прогресс и в организационных моментах, это видно невооруженным взглядом. Думаю, что в межсезонье, клуб подкорректирует те недочеты, которые были допущены в дебютном сезоне, «поставит весь процесс на рельсы» и тогда, мы увидим еще более сильный «Красный Октябрь». Если вернуться к теме болельщиков, то повторюсь, что они просто замечательные. Лично для меня самое приятное то, что ты возвращаешься в раздевалку после матча спустя 40 минут, пока не пообщаешься со всеми желающими. Именно они принесли нам не одну победу.
- Как оцените шансы «Красного Октября» в серии с «Локомотивом-Кубанью»?
– Мы уже начали серьезную подготовку. По сути, у нас уже есть опыт полуфинальной серии, успели оценить их слабые и сильные стороны. Ближе к самой игре, будем уже разбирать конкретно по тактике каждого игрока. Площадка ровная, мяч круглый, поэтому шансы есть всегда.