Деррик Браун: «Здесь для большинства цель жизни – выживание как таковое»
Интервью Деррика Брауна о Евролиге и уроках выживания по эту сторону океана, а также новый взгляд на ТОТ САМЫЙ данк через Хайнса.
- В какой игре, на твой взгляд, оказалась решена судьба «Локо» в Евролиге?
– Не думаю, что это какая-то конкретная игра. В нескольких матчах мы уступали на последних минутах, в том числе в овертайме. Доведи мы дело до победы хотя бы в одном из них, сейчас бы разговаривали в Барселоне.
- Когда-нибудь сам для себя сравнивал силы прошлогоднего состава и этого – насколько нам не хватало некоторых парней, которые покинули клуб?
– В прошлом сезоне у нас был хороший состав, но нынешний точно не хуже. Вообще, о прошлом думать не надо – это ведь то, что в принципе невозможно контролировать. У нас отличная группа игроков. Так часто бывает, когда к концу что-то начинает не получаться, люди тыкают пальцами, пытаются объяснить неудачи всеми возможными и невозможными причинами. Но это трусливый подход. У тебя есть то, что есть, и ты стараешься добиться максимума. У нас хороший состав, хороший тренерский штаб, хорошая организация и менеджмент. Мы просто немного не вытянули. И виним в этом только себя.
- Если не рассматривать НБА, которая вообще другой мир, в этом сезоне ты выступил на самом высоком уровне в своей жизни. Что ты вынесешь из этого опыта?
– Это невероятный турнир с точки зрения уровня конкуренции. Мне очень нравится, когда каждая, абсолютно каждая игра влияет на твое турнирное положение. То есть в каждой игре на кону весь твой сезон. Да, здесь игры короче, чем в НБА, и их меньше, но именно поэтому в каждую из них игроки вкладывают больше страсти.
Второй очень важный момент – разнообразие фанатской культуры. То есть в итоге все действо в Евролиге ориентировано на вот это напряжение соперничества, которое создают клубы разных стран, соревнуясь друг с другом. В этом больше баскетбола и меньше бизнеса, хотя Евролига – это тоже бизнес. Просто здесь все более искренне.
- Рич вот считает, что в Европе вообще с большим уважением относятся к баскетболу и играют в него в целом правильнее.
– Я бы так не сказал. Если мы начнем углубляться в это, то потратим на разговор целый день, но в общем я думаю, что и в европейском, и в американском подходе к баскетболу есть вещи, которые неплохо было бы объединить. Я бы очень хотел, чтобы люди по обе стороны океана стали более открытыми к новым подходам – это пошло бы игре на пользу.
- Ты уже полностью перевоплотился в европейского игрока или все еще думаешь об НБА?
– Я очень ценю время, которое провожу здесь. И не только с точки зрения баскетбола – здесь у меня произошел серьезный личностный рост. Именно оказавшись здесь, я понял, что должен серьезно работать над собой не только как игрок, но и как человек, которому надо достойно распорядиться жизнью. Если бы я сюда не приехал, я бы никогда не узнал очень важных вещей о баскетболе и о жизни.
- Например? Самое важное, что ты узнал?
– Больше всего меня поразило, что у огромного числа людей, возможно, у целого народа, может быть совершенно другое отношение к жизни, чем в моей стране, в моем штате. Это сложно объяснить, но я бы сказал так: если у меня дома мы думаем о том, как быть счастливыми, и это у многих цель в жизни, то здесь для большинства цель жизни – выживание как таковое. Не то, чтобы тут все умирают с голоду, но люди сражаются изо всех сил за возможность утвердиться в чем-то, встать на ноги, быть готовыми к ударам судьбы. Причины у этого всего, наверное, не очень хорошие, но проживая жизнь так, люди в России замечают неизвестные для меня вещи, открывают возможность воспринимать мир новым для меня способом. Здесь я стал совсем по-другому оценивать успех или неудачу. И я по-настоящему благодарен за это.
- Это то, что может удержать тебя в Европе надолго?
– Если говорить о баскетбольной карьере, к этому примешивается еще целая куча условий. Мне хочется быть в команде, которая полагается на меня, мне нравится ощущение ответственности – если ты не будешь готов, то серьезно подведешь команду. Это то, чем я руководствуюсь, принимая решение о своей карьере. И в «Локомотиве» мне все нравится. В следующем сезоне обязательно найду себе преподавателя русского языка, хочу к будущему лету говорить по-русски. Может, не свободно, но на каком-то уровне. Я пробовал найти преподавателя и в этом сезоне, но проблема в том, что время для занятий у меня есть только днем между тренировками, и этот человек должен приезжать ко мне домой, а это далековато за городом. В общем, если какой-то хороший преподаватель русского для иностранцев читает это и готов потратить на меня время, пусть свяжется со мной, я буду рад.
- Какая игра тебе запомнилась больше всех?
– Наша самая первая игра в Евролиге с «Црвеной Звездой». Из-за атмосферы, конечно. Вот там были неистовые болельщики. Я такого не видел никогда. Ну, может, в Америке в колледже, но там трибуны все равно добродушнее. Но чтобы так поддерживали профессиональную команду – это было невероятно.
- Ты лучший данкер Евролиги, и вряд ли кто-то может с тобой в этом соперничать. Какой данк стал твоим любимым?
– Пожалуй, на выезде против ЦСКА. Через Альдемира с «Галатасараем» тоже было неплохо, но тот данк в Москве произошел на последних секундах и вывел нас вперед. То есть это были сами по себе очень ценные два очка. Ну и сделать это в таком стиле – я тогда чувствовал себя здорово. Правда, всего несколько секунд – потом мы проиграли.
– Иногда кажется, что ты немного сдерживаешь себя и не вкладываешь в данки всю мощь. Это чтобы не разбить кольцо или экономишь силы для плей-офф с ЦСКА?
– Многие не задумываются, что вообще-то для данка нужно много энергии. А ее не плохо бы распределить на весь матч. Если бы мне был 21 год – тогда я в принципе не мог устать, сколько бы ни играл, – я бы данковал гораздо чаще. Сейчас надо думать о том, что два очка – это два очка, а главная задача – выигрывать. Но иногда сложно удержаться.
- Кто из игроков команд-соперников впечатлил тебя больше всех?
– Серхио Родригез. С большим отрывом. У него не только техника, но и этот соревновательный огонь в глазах.
- Эта похвала особенно ценна из уст человека, который играл в НБА, где у разыгрывающих самая конкурентная позиция.
– Серхио очень хорош. Тут нечего добавить. Очень, очень, очень хорош.
- Ты с партнерами по команде прошел через пекло Евролиги – как это приключение сказалось на ваших отношениях друг с другом в команде?
– Игроки часто говорят о важности атмосферы в команде, и это правда. Но в первую очередь баскетбол – это наша работа. Нам платят деньги, чтобы мы выигрывали, и никого абсолютно не волнует, нравится тебе кто-то в команде или не нравится. И это самое главное. Но при этом тебе может повезти оказаться в команде с отличными парнями, с которыми у тебя сложатся хорошие отношения. И мне повезло. У нас, правда, происходит все, как в семье. Ты можешь поругаться со своим братом или ослушаться отца, но всегда знаешь, что вы семья, и в самый важный момент все придут друг другу на помощь. Тренер может накричать на меня очень сильно, мы можем крепко поспорить с кем-то из парней о каком-то игровом эпизоде, но все знают, что это рабочие моменты – в действительности мы друг за друга горой, и это пригодится нам в ближайших важных играх.
- Собственно, про ближайшие игры – мы должны пройти «Красный Октябрь», а потом нас ждет ЦСКА, который за последние два сезона «Локо» обыграл всего один раз. Можете ли вы в этом плей-офф сделать это трижды?
– Да. А ты думал, что я скажу нет? Все видели, как мы играли с ними в этом сезоне. Первая игра закончилась в овертайме, вторая решилась на последних секундах. Я уверен, что мы можем играть с кем угодно, не только с ЦСКА. Мы просто должны научиться подходить к каждой игре полностью готовыми. Тут все дело в голове, а не в таланте.
Полностью согласен. Одна из основных причин смотреть европейский баскетбол.