Элина Бабкина: «От предложения Playboy отказалась»
Новичок оренбургской «Надежды» и защитница национальной сборной Латвии в интервью блогу «В мечтах о слэмданке» рассказала о своей богатой на различные команды карьере, о тренерском подходе Дикеулакоса, лучшем отдыхе и изучении греческого.
– Ожидала ли, что когда-нибудь окажешься в чемпионате России?
– Если честно, да. Я всегда очень хорошо играла против российских команд и, особенно, против «Надежды». Знаю, что мной интересовались, какие-то российские клубы выходили на моего агента, вели какие-то переговоры, но до окончательных предложений дело не доходило. Я ждала, когда это случится, и дождалась!
– С какими главными воспоминаниями у тебя связаны поездки в Россию и игра против российских команд?
– Поездки связаны с холодом! (смеется) Яркие впечатления остались от встреч с УГМК и «Спартаком» в совсем юном возрасте, я всегда ждала этих матчей, потому что тогда у меня появлялась возможность не только увидеть лучших игроков мира, но и сыграть против них.
– А какой твой самый памятный матч против российской сборной?
– Это четвертьфинальный матч Евробаскета-2011 (72:83, Элина отметилась 21 очком – прим.), тогда, к сожалению, мы проиграли, но были близки к победе. У нас был огонь в глазах! Когда ваша команда выиграла турнир, мы осознали, что проиграли чемпионкам.
А на уровне молодежных сборных это конечно матч за «бронзу» чемпионата Европы в 2009-м году (78:75, на счету Элины 22 очка – прим.). Как мы тогда плакали от счастья, прыгали – это было потрясающе!
– Что считаешь своим главным достижением в составе национальной сборной Латвии?
– Это участие в Олимпийских играх-2008, мы туда отобрались через квалификационный турнир, я была самым молодым игроком команды. Это было невероятно – наша команда впервые участвовала в Играх!
– С кем у тебя ассоциируется российский баскетбол?
– С Марией Степановой, против нее всегда невероятно сложно играть. Я считаю, что она многое сделала для российской сборной. Не знаю, продолжит ли она выступления за российскую команду, но если нет, думаю, это серьезная потеря.
– А кто такой игрок в Латвии?
– К сожалению, Анете Екабсоне больше не выступает за сборную, она была многолетним символом команды. У нас ушли Зане Тамане, Гунта Башко, Ева Кублина, Лиене Янсон. Сильно обновился состав, нет ярко выраженного бомбардира, который может забивать по 25+ очков. Сейчас игра больше строится на скорости и взаимодействиях, чем на чьих-то индивидуальных действиях.
– Кто самый популярный спортсмен Латвии?
– Ох… Наверное, это все-таки кто-то из хоккея.
– А женский баскетбол в Латвии пользуется популярностью?
– Уровень национального чемпионата Латвии, к сожалению, достаточно низкий, у многих команд плохо с финансами. С другой стороны, может быть, хорошо, что больше возможностей проявить себя появляется у латышских молодых игроков.
– Ты выступала во многих зарубежных чемпионатах, где самый сильный национальный турнир?
– Думаю, что самый сильный – в России, здесь выступает много высококлассных иностранных игроков. Очень хороший уровень чемпионата в Турции. В других странах уровень, считаю, пониже.
– В Латвии тебя часто узнают?
– Да, особенно, если идешь на какой-нибудь матч, сразу встречаешь много знакомых и друзей.
– А в Европе?
– Бывает, узнают и в Европе. Конечно же, сразу вспоминается Турция. Я никогда в жизни не видела таких фанатов. Как-то мы гуляли с Зане Тамане, нас увидели фанаты «Фенербахче», окружили, стали петь песни, танцевать.
В Турции вообще особенная болельщицкая культура. В каждом городе на наши матчи приходил полный зал, везде нас поддерживали фанаты «Фенербахче». Фанаты там действительно выступают в роли 6-го игрока. Это добавляет сил!
Был случай, когда я выступала за польский «Лотос». Я ехала за рулем, меня увидели, начали сигналить, показывать жестами, типа, опускай стекло, давай поговорим.
Очень часто болельщики делают какие-то подарки, мне всегда приятен даже не сам подарок, сколько внимание. Это гораздо важнее!
– С негативными проявлениями эмоций болельщиков приходилось сталкиваться?
– Мы с Зане не были заявлены на матч против «Галатасарая» и в какой-то момент, видимо, когда особенно громко поддерживали «Фенербахче», этим обратили внимание болельщиков противоположной команды, они стали кричать на нас, казалось, были готовы нас даже побить, но быстро подбежала охрана, получился такой неприятный эпизод.
– Тебя часто приглашают участвовать в каких-либо мероприятиях?
– Обычно приглашают перед выступлениями за сборную. Во время клубного сезона как-то стараются делать так, чтобы как можно меньше приходилось отвлекать нас от баскетбола, тем более, когда команда играет в Евролиге, получается 2 матча в неделю, плотный график.
– В каком мероприятии ты хотела бы поучаствовать?
– Я бы хотела поговорить о баскетболе в какой-нибудь школе или лагере. Ну а как девушка, я люблю, когда меня профессионально фотографируют, интересно было бы сняться для какой-нибудь рекламы на телевидении.
– А в каком никогда бы не согласилась участвовать?
– В мероприятии, которое противоречит моим принципам, которое, не в моем характере.
– А такие предложения поступали?
– Да, Playboy предлагал, но это не для меня. Прежде всего, я баскетболистка, а не модель.
***
– «Надежда» стала 7-й для тебя командой за последние 5 лет…
– Так много? Но я спокойно это воспринимаю. Это часть нашей работы. Тем более, всегда интересно знакомиться с новыми людьми, новой культурой. Очень приятно, что за все эти годы в каждом городе и стране у меня остались хорошие друзья, с которыми я всегда могу пообщаться, которые искренне рады встречам со мной. С адаптацией же к игре вообще нигде проблем не возникало.
– Где для тебя лучшее место в Европе?
– Наверное, где-нибудь в Греции. Я никогда в жизни не видела такую красивую страну. Там острова, море…
– Самое необычное место, где тебе приходилось играть в баскетбол?
– Я бы отметила весь свой сезон за румынский «Тарговиште». С одной стороны, там нет развитой баскетбольной культуры, а с другой – каждый день там для тебя – новый день. И это же было во Франции, потому что я первый год выступала за рубежом. Все было необычно.
– Что во Франции стало для тебя самым трудным?
– Французские игроки не говорили по-английски, иностранки не говорили по-французски. Между нами часто возникали недопонимания, мы были сами по себе.
– Вспомни самый сложный выезд в твоей карьере.
– Это было еще по юниорам, я играла за школу «Ридзене», у нас был турнир в Самаре, мы долетели до Москвы, а потом уже на поезде добирались непосредственно до Самары.
«Веселая» поездка была на один из матчей, когда я играла за «Лотос». Все вылеты самолетов были задержаны и нам на поездах пришлось добираться до места. Получилось 48-часовое путешествие, после которого нас на следующий же день ждала игра.
– Игра с кем в одной команде дала тебе наибольшой опыт?
– Это Пенни Тейлор, вместе с которой я выступала в «Фенербахче». Она была действительно всем для нашей команды! Пенни – не только прекрасный игрок, но и замечательный человек. Для команды стало настоящим ударом, когда она получила травму, мы потеряли игровой ритм. Это случилось в полуфинале Евролиги, мы проиграли титул, начались поражения, которых до этого не было вообще.
– А кто из тренеров оказал наибольшее влияние на твое профессиональное развитие?
– Я благодарна всем наставникам, с которыми мне довелось поработать. И даже тем, кто не верил в меня, они сделали меня сильнее. Мое же профессиональное становление началось в рижском ТТТ, где я получила свой первый опыт, потом была сборная Латвии, где от Айнарса Звиргздиньша я по-настоящему узнала насколько баскетбол сложная игра.
В «Шаль-Лез-О Баскет» главный тренер не доверял молодым игрокам, делал ставку на опытных, но это тоже для меня была своеобразная проверка. В «Лотосе» за сезон сменилось два тренера – вторым к нам пришел Джордж Дикеулакос. Потом он же возглавил и сборную Латвии.
– Ты поиграла под руководством Дикеулакоса во многих командах, что это за тренер?
– Очень требовательный, строгий в вопросе дисциплины, детально разбирает каждого соперника. Мы отрабатываем как игру отдельных игроков соперника, так и противодействия конкретным комбинациям. От каждого игрока Джордж берет лучшее и встраивает это лучшее в командный механизм.
– В прессе встречается, что иногда ты прибегаешь к услугам тренеров по индивидуальному развитию. Зачем тебе это?
– Это лето получилось особенном тяжелым. Я взяла 10 дней выходных, в которые начала самостоятельно тренироваться, дважды в день, утром тренажерка, вечером зал. Американки, выступающие в Европе, становятся год от года сильнее, они могут пихнуть, жестко сыграть, я решила, что хочу развивать себя так, чтобы достойно им противостоять. И могу сказать, что такой подход уже приносит свои плоды.
– В этом сезоне в чемпионате России на паркете одновременно могут находиться сразу 5 иностранок. Как с этим обстояло дело в странах, которых ты выступала? И как ты относишься к лимиту на легионерок?
– Везде, где я играла, действовало ограничение, по которому всегда на площадке должно было находиться не менее 2-х местных игроков. Так было и в Польше, и в Турции. Единственным исключением являлся чемпионат Румынии, в котором не было никаких лимитов.
Считаю, что какой-то лимит на иностранок все-таки необходим, ведь нужно из кого-то формировать национальную сборную и важно развивать молодых российских игроков, но, с другой стороны, это ужасно, что некоторые игроки, которые не заслуживают находиться на площадке, они даже не борются за это право. Они не заслужили этого, но получили это бесплатно, а то, что ты получаешь от баскетбола без вложения сил, это не ценится, так ты не станешь высококлассным игроком.
***
– Что для тебя лучший отдых?
– Уехать на море, где нет людей. Лежать, отдыхать. Есть маленький остров Элафонисси в Греции, там людей нет вообще. Наверное, это идеальное место. Даже не знаю, знает ли кто-то о его существовании?
– А какое место ты бы хотела посетить больше всего?
– Таиланд, я хочу познакомиться с их культурой, поплавать в море, побывать в джунглях и покататься на слонах.
– Глори Джонсон мне красочно рассказывывала о том, как в юном возрасте решилась на прыжок с огромной тарзанки, вспомни какой-нибудь безбашенный поступок из своего детства…
– Я никогда не была девочкой, которая делала какие-то экстремальные вещи, конечно, я была не из легких детей, но не могу вспомнить чего-то необычного.
– Если не баскетбол, то в каком виде спорте ты видела бы себя?
– Теннис. Сама в теннис не играю, но очень люблю смотреть, особенно, когда играют профессионалы. И мне нравится их экипировка. (смеется)
– Ты великолепно говоришь по-русски. Когда ты выучила язык?
– В моей семье папа разговаривал со мной по-русски, хоть я и ходила в латышскую школу, русская речь постоянно звучала в нашем доме.
– А сколько всего языков ты знаешь?
– Английский знать сейчас просто надо. Ты не можешь его не выучить. С этим, кстати, у меня возникли сложности в Турции. Там по-английски не говорит практически никто. Тебя не понимают, даже когда ты вызываешь такси куда-либо.
Сейчас я учу греческий. Это дается тяжело. Сравнивала бы греческий язык с турецким. Они настолько сложные, что кажется, что их просто невозможно выучить.
– Будь то Франция, Турция или Польша, чему ты посвящала свободное от тренировок время?
– Когда у тебя две тренировки в день, утром и вечером, тебе не очень-то хочется куда-то идти. Да, иногда, конечно, где-то собирались, общались. И с Джорджем Дикеулакосом у нас никогда нет выходных!
– Где у тебя были лучшие условия в бытовом плане?
– В Праге и в Гдыне. Кстати, именно в УСК и «Лотосе» я познакомилась со своими лучшими подругами – Еленой Дублиевич, Анаэль Ларди и Милкой Бьелицей.
– В Оренбурге условия хорошие? Как адаптировалась в команде?
– Да, все супер, мне так кажется, что я здесь живу не первый год, спасибо!
Про «Надежду» всегда знала, что здесь хорошая команда, в чем теперь лично убедилась. Быстро адаптировалась, коллектив принял хорошо. Единственное, сложно перестроиться на местное время, 5 часов разницы, приходится даже прибегать к помощи снотворного.
***
Интервью с игроками ПБК «Надежда» в сезоне-2013/2014:
Глори Джонсон: «До конца сезона постараюсь забить сверху»
Зои Димитраку: «Хотела бы посмотреть как зимой ныряют в воду. Но только посмотреть!»
Наталья Жедик: «ДеВанна говорит: «Забьешь отсюда – получишь 5 тысяч!»
Марина Кузина: «Меня либо любят, либо ненавидят»
Наталья Анойкина: «Говорили легионеркам, осторожно, из-за угла может выйти медведь!»
Татьяна Бурик: «Директор «Спартака» просто исчез»
***
Беседовал Антон Виноградов (winant2008@gmail.com)
Фотографии: FIBAEurope.com, личный архив Элины Бабкиной
Очень обидно они проиграли за выход в сильный дивизион. Она сидела в зале и плакала хотя обе команды уже давно были в раздевалках.
А я на правах организатора подарил ей цветы, ну чтоб сильно не расстраивалась)