«Вторые» в Европе. Сравнение посещаемости Единой Лиги с европейскими чемпионатами
Еще не время делать окончательные выводы о сезоне, однако уже январь, более половины регулярных чемпионатов в европейских лигах прошло, поэтому кое-какие промежуточные итоги подвести можно.
К сожалению официальные сайты чемпионатов Греции, Италии, Израиля данных о посещаемости не раскрывают, поэтому сравним Единую лигу ВТБ с чемпионатами Испани, Германии, а так же с Адриатической лигой, с которой Единую лигу часто сравнивали, особенно на первых порах. Ну и бонусом посмотрим на посещаемость в нашей российской суперлиге.
Итак, начнем с чемпионата Испании. Средняя посещаемость и процент заполнения кресел выглядят в Испании следующим образом:
Хотелось бы обратить внимание, что «Эстудиантес», занимающий предпоследнюю строчку в чемпионате по турнирным показателям в таблице посещаемости, забрался на 6 место. А вот аутсайдер в обоих таблицах одинаков – Вальядолид.
Теперь предлагаю оценить сколько процентов от населения города, в котором играет команда, занимает суммарная аудитория, посетившая все домашние матчи команды в чемпионате страны:
Минимальное количество зрителей, присутствовавших в нынешнем сезоне на матче чемпионата Испании – 2900.
Теперь перейдем к чемпионату Германии:
Посещаемость, сравнимая с испанской, однако во многих городах она ограничена вместимостью арены – в Германии у 7 команд арены вмещают 3 тысячи зрителей, в то время как минимальная вместимость арены в Испании – 5000. Но по проценту заполняемости трибун Германия обошла Испанию.
А вот во второй таблице результаты в некоторой степени объясняют, почему в Германии у некоторых команд не слишком большие арены:
Так, городок Квакенбрюк имеет население чуть более 12000 человек, а баскетбольная команда является единственной гордостью городка, если верить англоязычной википедии. Да и вообще, в высшей лиге Германии всего две команды из городов-миллионников, ближайший преследователь – Бонн с населением 300 тысяч, а 6 команд представляют города, где численность населения не достигает и 100 тысяч человек.
Для сравнения: в Испании из городов-миллионников 3 команды, всего две команды из городков с населением меньше 100 тысяч, все остальные из городов с населением от 200 тысяч человек.
Минимально же на матче чемпионата Германии в текущем сезоне собиралась аудитория 2200 человек.
Переходим к Адриатической лиге:
Здесь уже посещаемость заметно пониже, минимально зафиксированная на матче аудитория 500 человек. Стоит добавить, что и потенциальная аудитория у Адриатической лиги самая маленькая из представленных турниров.
6 команд из Адриатической лиги представляют города с населением менее 100 тысяч человек, две команды из города-миллионника Белграда. Несмотря на схожесть ситуации с размерами городов, откуда команды, с немецкой, общая аудитория матчей турнира в процентах от общего населения здесь выглядит чуть менее радужной, чем в первых двух турнирах:
Ну и переходим к лиге, которую ее руководители любят сравнивать с чемпионатом Испании. Цифры посещаемости пока сравнимы разве что с Адриатической лигой, имеющей куда меньше амбиций:
Аутсайдер по посещаемости испанского чемпионата здесь расположился бы на третьей строчке, а немецкого на 8-м.
В расчетах не учтена часть матчей 19.01.2014. Процент заполняемости рассчитывался от максимальной вместимости заявленной основной арены.
Целых 9 команд представляют города-миллионники. Несмотря на то, что Единая Лига ВТБ обладает максимальной потенциальной аудиторией из сравниваемых турниров, это никоим образом не сказывается на посещаемости. В лиге всего одна команда из маленького городка – «Туров» представляет город с населением 45000 человек, все остальные так же из крупных городов.
Потенциальная аудитория Единой Лиги ВТБ (если считать общее население городов) в 2,5 раза выше испанской, в 4,2 немецкой и 7,6 раз выше, чем у Адриатической лиги!
На фоне других чемпионатов следующая таблица смотрится грустно:
Добавлю, что минимальная аудитория, собранная в этом сезоне – 500 зрителей, как и у ближайшего конкурента – Адриатической лиги.
Посмотрим как отнеслись команды к словам Широкова о том, что команды с низкой посещаемостью, возможно, будут штрафовать:
Удивительны и необъяснимы цфры в Самаре – после яркого прошлого сезона команда испытывает ряд проблем с кадрами, однако зрительский интерес возрос. Ну и в Люберцах активная работа по привлечению людей на трибуны дает плоды, в остальных же городах налицо спад, причем достаточно заметный и ощутимый.
Теперь предлагаю взглянуть как ходят на суперлигу:
Всего о двух домашних матчах «Спартак-Приморье» есть информация на сайте РФБ, поэтому данных для него не приведено. Как видно, «Урал» и «Парма» по посещаемости выглядят на уровне питерского «Спартака», «Химок» и «Нижнего Новгорода».
А вот так выглядят цифры средней посещаемости и средней заполняемости кресел для сравниваемых турниров:
Данные для суперлиги о средней заполняемости не приведены из-за сложности найти информацию о вместимости некоторых арен.
Ну и напоследок посмотрим какое количество матчей в регулярном чемпионате и какое максимальное количество матчей всего играется в турнирах:
Более чем на 100 матчей меньше играется в Единой лиге ВТБ, чем в чемпионатах Испании и Германии. Наверное, в теории или в нашем случае – где то в параллельной вселенной – количество матчей может играть какую-то роль для рекламодателей, но у Единой Лиги есть ВТБ, поэтому поводов для беспокойств нет.
Пока очевидно явное снижение зрительского интереса в ряде городов, а так же то, что для того, чтобы конкурировать по околоспортивным параметрам с чемпионатами Испании и Германии клубам необходимо проделать работу, которой в настоящий момент из 20 команд занимается от силы 3-4 клуба, а руководству лиги пересмотреть весь формат турнира, на что они вряд ли пойдут.
На мой взгляд, пока лига не уйдет от такой формы проведения регулярного чемпионата, пока не увеличит количество домашних матчей (в Испании и Германии команды проводят по 17 матчей дома, в Адриатической лиге и Суперлиге по 13, а в Единой Лиге всего 9 – ДЕВЯТЬ! – домашних матчей). Ну и месячный перерыв в апреле и начало плей-офф на майских праздниках при любой работе менеджмента не даст высоких цифр посещаемости – если только солдатами трибуны заполнять...
спасибо за пояснения
:)