6 мин.

Без меня меня меняли. Как «Юта» продолжает перестройку

Главное не победа, а участие. Участие в лотерее драфта-2014. 

Именно под таким высокодуховным девизом "Юта", как и ещё шесть-восемь команд лиги, проведёт этот сезон.

К лету 2013 года "Джаз" дошли до важнейшего этапа в становлении коллектива: нынешние лидеры команды стали ей мешать. Приносить солидную пользу - и в то же время очень сильно мешать. 

Эл Джефферсон представляет реальную угрозу как под кольцом, так и в пяти метрах от него - довольно редкое качество для бигмэна в нынешней НБА. Он обладает серьёзным набором атакующих умений, а не подушкой безопасности и способностью красиво ставить сверху без сопротивления. Кажется, что такой человек нужен чуть ли не половине НБА. А вот "Юте", которой предстоит молочными зубами кусать конкурентов в борьбе за 13-е место в конференции, не нужен совсем. 

Команда, где основными атакующими опциями были Джефферсон и Миллсэп, твёрдо упёрлась в свой потолок: балансирование на грани плей-офф, в случае чего - самоликвидация в первом раунде без шансов на что-то более приятное. При этом Элу и Полу прибавлять некуда: оба - мужчины в самом расцвете сил, на пике. Выйти на качественно новый уровень у них уже вряд ли получится.

"Юта" давно сделала ставку на Гордона Хэйворда, Энеса Кантера и Деррика Фэйворса. Суровая реальность такова, что для дальнейшего развития им жизненно необходим мяч - а при Джефферсоне на паркете вариантов было немного. Либо идти на подбор, либо концентрироваться на защите. Иначе никак.

Важно понять, что Эл сможет отрабатывать жирный контракт при обязательном выполнении одного условия - мяч будет в его руках по крайней мере в каждом втором владении. Джефферсон без мяча - это игрок уровня Спенсера Ховса: с хорошим дистанционным броском, слабенькой защитой и отсутствием серьёзной мышечной массы.

Без мяча в руках Эл стоит примерно 5-7 миллионов долларов в год - даже с учётом дефицита больших в лиге. Лично привязать себя на цепь стоимостью миллионов в 15, которая не позволит сохранить талантливых парней через год-два, ради приближающегося к тридцатнику бигмэна без защиты - откровенная глупость. Предлагать Джефферсону контракт на 5 миллионов в год - глупость в квадрате.     

У этой истории есть ещё один победитель - агент Большого Эла. Шикарный контракт с "Шарлотт" (и Зеллер, рацион которого на 70% будет состоять из очков второго шанса) с возможностью выйти на рынок через два года. Именно летом 2015 года подойдёт к концу контракт Тима Данкана с "Сан-Антонио Спёрс". Если Тим решит закончить с баскетболом, Джефферсон вполне может рассчитывать на попадание в состав "шпор". Ну а если Кемба Уокер не захочет делится мячом и за два сезона в "Шарлотт" Эл покроется ржавчиной, существенно сбив свою цену на рынке, никаких проблем не будет - третий год контракта принесёт ему ещё 13,5 миллионов.

Последний вариант, кстати, вполне может стать реальностью. Даже если оставить в раздевалке "Бобкэтс" атомную боеголовку, через полгода она заржавеет, а через год превратится в дуэльный пистолет первой половины 18 века. 

***

Пол Миллсэп за шесть сезонов в Солт-Лейк-Сити стал олицетворением "Джаз" - провинциального коллектива, который своей работоспособностью компенсирует природные недостатки. Миллсэпу не хватает роста (203 сантиметра - маловато даже для лёгкого форварда), "Юте" - большого рынка, солнечных пляжей и диснейлендов.

Пол стал примером для андерсайз-бигмэнов именно благодаря сумасшедшей работе над собой. Вплоть до прошлого сезона его не было ни в одной из социальных сетей. Но потом Миллсэп появился в Твиттере - и за всё время написал меньше твитов, чем Си Джей Майлз строчит за одну-две недели.

Абсолютная немедийность Пола - это нежелание отвлекаться на то, что способно помешать ему стать лучше. Долгое время я думал, что единственная медийная функция, которой владеет форвард, - отправить в корзину.

Проделывающий огромное количество черновой работы Миллсэп способен приносить ощутимую пользу и без мяча - именно поэтому руководство "Джаз" всё-таки вело переговоры по продлению контракта. Не сложилось.

Может, оно и к лучшему. Получилось символично: теперь от команды последних лет не осталось ровным счётом ничего. Нынче главный ветеран "Юты" - 23-летний Гордон Хэйворд, который провёл в Солт-Лейк-Сити ровно три сезона. 

***

С травмой Трэя Бёрка мы теряем больше, чем просто 6-8 недель без талантливого разыгрывающего. 

Сезон 2013-14 должен воспитать в нас (болельщиках и тех, кому интересна "Юта") высшие чувства: не нужно отвлекаться на результат, который не имеет никакого значения. Важна только сама игра - как отдельных баскетболистов, так и команды в целом. Никаких цифр, только ощущения.

Я шучу, конечно. Но так уж получается, что игру "Джаз" всегда определял стартовый разыгрывающий команды. Выход в финал конференции - только с одним из сильнейших первых номеров своего поколения.  И основные черты разыгрывающего совпадали с основными чертами всей команды.

Джон Стоктон - умная, но в то же время грязная игра, где жёсткость была частью тактики.

Дерон Уильямс - взрывная, талантливо-дерзкая, но теряющая концентрацию в важнейшие моменты.  

С беззаботным Девином Харрисом "Юта" была в лидерах по количеству очков в раннем нападении, но действовала прямолинейно, предсказуемо. Мо Уильямс играл нестабильно и часто проваливался в защите.

Уже осенью Трэй Бёрк (заодно с Алеком Бёрксом) в течение трёх дней персонально занимался с Джоном Стоктоном. Впитав несколько советов (не начинать игру с трёхочкового броска, чтобы не сбить прицел; улучшить игру в проходе - чем лучше ты идёшь в проход, тем больше возможностей для открытого броска ты получишь), в ходе медиа-дня Трэй на вопрос "как изменилась твоя игра после занятий с Джоном" разразился бесподобным ответом: "Поймёте после трёх первых владений в матче с "Оклахомой".

Не поймём. Потому что первый матч регулярки Бёрк точно пропустит. 

И месяц-два без Трэя - это другая игра. Совсем не та, что будет в ближайшие годы. 

***

Потеряв Бёрка, Тай Корбин отмотал на пару лет назад - к его первому году у руля "Юты". Номинальный разыгрывающий (раньше Харрис, теперь - Лукас) доводит мяч до зоны атаки, отдаёт его второму или третьему номеру под 45 градусов и бежит внутрь для постановки заслонов. Чаще всего с мячом оказывается Гордон Хэйворд, который ищет возможность заиграть бигмэна в 3-4 метрах от кольца или сбросить мяч выбежавшему из-под заслона на периметр партнёру. 

Вторая разновидность схемы - высокий (прямо на трёхочковой линии) розыгрыш пик-н-ролла. Действующие лица - Гордон Хэйворд и кто-то из парочки Фэйворс-Кантер. 

Потрясающая мобильность Энеса и Деррика приносит нам много-много радости. Высокие заслоны при наличии таких подвижных бигмэнов - очень логичный и результативный ход. Кантер чуть ли не чаще всех предлагает себя в быстрых отрывах - абсолютно сумасшедшее явление для центрового, который проводит на площадке более 30 минут.

А ещё он умеет вот так

За прошлое лето Энес стал легче на 14 килограмм. Дело тут не только в мобильности: у турка ещё до драфта были проблемы с коленями. Убрав лишний вес, Кантер существенно снизил нагрузку на колени. Эндрю Байнэм говорит, что это важно.

P.S. С июня мы вместе с несколькими талантливыми ребятами работали над новым проектом. Старт уже совсем скоро - следите за обновлениями