6 мин.

Большое интервью с Джеймсом Аппелем. Часть 1

- Как началось ваше знакомство с Россией?

- Когда одиннадцать лет назад я закончил школу, я решил взять годичный перерыв (Gap Year – понятие, широко распространённое в западной культуре. Год, в котором студенты берут отпуск и делают что-то, кроме учёбы, например отправляются в поездки или работают. Годичный перерыв чаще всего делают после окончания средней школы и до начала университета, хотя в последнее время его все чаще берут и простые рабочие в попытке отдохнуть от круговорота забот). Я много куда мог поехать, но решил поехать в Россию и выучить русский язык. Я провел четыре месяца в языковой школе, и, как для носителя английского языка, передо мной были открыты многие двери.

- Почему вам все еще интересна наша страна?

- Она интересна мне с профессиональной точки зрения – читать российские газеты или смотреть русский футбол из России, к примеру, и наблюдать за чемпионатом издалека – совершенно разные вещи.

К тому же, мне повезло – я завел себе много хороших друзей в Москве – всегда приятно вернуться сюда и встретиться с ними.

Джеймс 

- Вернемся к вашему первому визиту в Россию. Вам восемнадцать лет, вы в Москве и вы британец. Что удивило вас больше всего?

- Всё. Всё совершенно по-другому, чем у нас. Люди говорят, что Москва – это не Россия, но даже здесь очень странно. Когда ты вырос в Лидсе, в Москве всё приводит тебя в замешательство. Это словно страшный сон. Есть правила, которым никто не следует, и негласные принципы, о которых тебе никто не говорит.

Когда ты вырос в Лидсе, в Москве всё приводит тебя в замешательство

Под табличками «здесь не курить» и «там не курить» все стоят и курят, а водители ездят так, словно и нет никаких правил.

Прежде чем понимаешь неписаные законы, проходит время. Например, в помещениях русские не свистят и всегда снимают обувь.

- Ни для кого не секрет, что в Англии много иммигрантов из России. Как англичане относятся к ним и что вы думали о русских до того, как впервые побывали здесь?

- Сначала я отвечу на второй вопрос. Я решил приехать сюда в 2003 году. За месяц до этого Абрамович купил Челси, и стереотип о богатых русских, покупающих Ягуары и яхты, только начинал образовываться. Это относительно новый феномен.

Честно говоря, у меня не было какого-то конкретного отношения к русским до 2003 года – в Лидсе русских нет, и до покупки Абрамовича мои знания о русских ограничивались лишь тем, что показывали в фильмах о Джеймсе Бонде.

Знаете, однажды, когда в 2004 году я жил в Чертаново, я шел к лифту, и женщина придержала мне двери, чтобы я смог зайти. Она сказала что-то вроде «Pyatnadtzatiy etazh», а я смог лишь ответить «Sorry, I don’t speak Russian». После этого она сказала «Ah! London! Berezovsky! Very bad!». Я так и не понял, что она имела ввиду.

Возвращаясь к первому вопросу: популярность стереотипа о том, что большинство русских, живущих в Англии – богачи, просто удивительна.  Это не так. Но знания среднестатистического англичанина о русских обычно ограничиваются мыслями вроде «раз уж он владеет моим любимым клубом, он наверняка хороший парень!» и «если он купил клуб наших непримиримых соперников, он, должно быть, урод».

Вообще, в Англии очень много иммигрантов из разных стран: из Вест-Индии, из западной Африки, из южной Азии… Русских не так уж много в процентном соотношении. Но в Лондоне, особенно на западе города, постоянно открываются русские супермаркеты и магазины с очень странной одеждой. Но есть и довольно престижные русские места вроде ресторана «Мари Ванна». Туда ходят все, а не только русские. Там правда здорово.

- Давайте мысленно вернемся в Россию. Опишите самое большое безумие, которое с вами здесь приключилось.

- Вот вы спрашиваете…  Знаете, тут всё время случаются безумные истории и порой просто нельзя понять, насколько они безумны, потому что общий уровень безумия высок.

Но если говорить о самых ярких воспоминаниях, то я расскажу о истории, случившейся три года назад. Я отправился в Казань на матч Рубин – ЦСКА. Я прибыл в город, сходил на стадион, купил билеты, скинул багаж в гостинице и решил отправиться на экскурсию по центру города.  Там очень красиво, и туда обязательно стоит съездить. Я подошел к стойке информации для туристов, и мне попался очень хороший местный парень, который провел меня по историческому центру и показал мне Кремль.

Знания среднестатистического англичанина о русских обычно ограничиваются мыслями вроде «раз уж он владеет моим любимым клубом, он наверняка хороший парень!» и «если он купил клуб наших непримиримых соперников, он, должно быть, урод». 

Когда он узнал, что я спортивный журналист, он сказал мне, что в этот день в Баскет-Холле будет интересная баскетбольная игра с участием местной команды УНИКС. Я согласился пойти туда, и УНИКС обыграли соперника с большим отрывом. Затем я узнал, что в команде гостей, Люберецком Триумфе, играют два американца, и я задумался - как же эти двое умудрились попасть в Россию, какие решения в течение карьеры привели их сюда? То есть, ты профессиональный баскетболист из Америки, из NBA, и тут ты вдруг приезжаешь в Люберцы. А это ведь очень, очень непростой район. Стало очень интересно узнать, как же они попали туда.

На следующий день, после матча Рубина, я должен был лететь в Москву. Когда я прибыл в аэропорт, в зале вылета были ребята из Триумфа, в том числе и те двое американцев. Решив, что мне все равно будет не с кем разговаривать, я подошел к ним. Мы познакомились, это были Пол Миллер и Брион Раш – он сейчас играет в Астане.

Брион Раш

В самолете я подсел к ребятам и оказалось… В общем, они открыли мне глаза на жизнь иностранных спортсменов в России. Многие думают, что они шикуют, а дома за ними всё убирают и подтирают им задницы, но они сказали, что Москва невыносима, что они не могут толком сориентироваться в городе, так что они просто сидели дома круглые сутки.

Пол общался по скайпу с родными, играл в Плейстейшн и смотрел телевизор, затем водитель просто заезжал за ним, и они отправлялись на тренировку или на игру. А потом обратно домой. Они оба ни разу не ходили в бар или в ресторан.

Я удивился: «Пол, это просто смешно! Ты наверняка был хотя бы на Красной Площади или где-нибудь еще!», а он мне отвечает: «Неа, я тут уже три месяца, и я нигде не был!». Так что я дал ему свой номер, и на следующий день мы вновь встретились с ним и еще с несколькими иностранцами, прогулялись по городу и пошли пить в бар. Ситуации, в которых после череды событий ты знакомишься со случайными встречными и в конце концов пьешь в баре с профессиональным баскетболистом, довольно типичны для России.

И это лишь одна история. Могу рассказать хоть двадцать. Но именно эта запомнилась больше всего. Это было так странно.

____________

В следующей части:

  • о схожести проблем британского и российского футбола

  • о том, сколько британцев знают разницу между Владимиром Быстровым и Петром Быстровым

  • о поколении Онопко, Мостового и Карпина

Спасибо за внимание и подписывайтесь на блог Пультом в Телевизор, чтобы не пропустить следующую часть!

Вторая часть

Третья часть

____________

Источник:

http://russianfootballnews.com

Материалы по теме:

Интеврью Джеймса для блога "Рубиновое сердце"

Конференция Джеймса Аппелля на sports.ru

Джеймс в передаче "Удар Головой" с Михаилом Боярским