14 мин.

Летающей тарелкой уже не удивишь. Что мы не знали о фрисби?

девочки

«Лаганча-бози?» – детишки из местных исфаринских деревень, участники «Лагеря Америка», недоверчиво смотрят на меня, когда я начинаю объяснять им, что за новую игру мы будем сегодня играть. Сразу переведу – на таджикском «лаганча-бози» значит «игра с тарелкой». Именно этот факт – детям трудно поверить, что игровому снаряду не обязательно иметь форму мяча – сразу вселяет в детей неуверенность в удачность моей затеи. Будучи порой редким предметом домашней утвари в некоторых особенно бедных деревенских семьях из отдаленных районов Таджикистана, тарелка явно не предмет для игры, и поэтому я ловлю на себе завороженные взгляды своих подопечных, когда начинаю демонстрировать им пластиковый диск с загнутыми вовнутрь краями.

Детей также напрягает отсутствие в названии новой игры – фрисби – такого родного слога «бол», до боли знакомого по словам «футбол», «баскетбол», «волейбол», и даже по ранее незнакомым, но вдруг полюбившимся «бейсболу» и «американскому футболу». Когда же я пускаюсь в пространные объяснения в принципе довольно простых правил новой забавы, дети начинают недоверчиво улыбаться. Нельзя бегать, если у тебя в руках тарелка? Нельзя отбирать тарелку из рук соперника? В игре нет ворот, а есть голевые зоны? С трудом разобрались с причудливыми правилами бейсбола и американского футбола, так теперь ещё и тарелкой кидаться надо, муаллим?

игра

Сложности не заставляют себя ждать. Приходится постараться, чтобы объяснить как именно пользоваться фрисби. И дело не в детях. Даже взрослым людям на первых порах без практики довольно непросто управляться с пластиковой летающей тарелкой. Диск устроен таким образом, что для создания необходимой подъемной силы его нужно метать особенным образом – держать выпуклой стороной вверх строго параллельно земле, ни в коем случае не «кидать» всё тело в момента броска, попытаться придать диску некоторое вращение в момент резкого выпускания из руки, и обязательно «проводить» его рукой в заданном направление (так называемый «follow-through» из терминологии баскетбола и гольфа).

Нелегко слёту усвоить и методы ловли летающей тарелки. При попытке поймать его одной рукой без должной практики, диск, пущенный умелой рукой, может запросто отбить вам пальцы. Поверьте: знаю по опыту – те пальцы, которые не успели пострадать во время баскетбольных матчей, получают свою долю синяков во время еженедельных баталий с фрисби. Новичкам советуют не выпендриваться, и на первых порах ловить двумя руками. Ни в коем случае нельзя пытаться принять летящий диск на грудь и следом «захлопнуть» его в ловушку двумя руками – чревато болезненными последствиями. При ловле летящей в вашу сторону тарелки следует постараться положить одну руку сверху, а другую снизу тарелки, при этом ловить её нужно ниже уровня шеи – пара моих подопечных за четыре года работы в «Лагере Америка» успели отделаться разбитыми губами и носом в попытке поймать диск на уровне лица.

алтимит

Наконец, усвоив начальные навыки обращения с диском (по крайней мере в теории), мы переходим к объяснению правил довольно молодого динамичного вида спорта, носящего название ultimate. Несмотря на весь мой обширный опыт работы с детьми и простоту правил игры, на первых порах происходящее на поле не назовешь иначе, как бардак. В пылу игры дети бросают диск как попало, постоянно роняют его на каменистую почву (что, естественно, не проходит бесследно для легкой пластиковой тарелки, привыкшей к более умелому обращению и к аккуратным газонам цивилизованных стран), норовят бегать с диском в руках, и всей толпой кидаться на игрока с игровым снарядом в руке. Отвлекшись на то, чтобы разнять спорящих друг с другом детей, постоянно рискуешь получить диском в голову от опьяневших от восторга новой затеей ребят. Гам, ссоры, постоянные воззвания ко мне как к учителю и судье – сорок пять минут, выделенные на занятия спортом, проходят незаметно. Мне не привыкать ко всему этому – впервые столкнувшись с этой игрой почти шесть лет назад в Америке, я вёл себя едва ли не хуже этих неискушенных деревенских детишек.

Прибыв в США в шестнадцатилетнем возрасте и столкнувшись с фатальной тогда для меня нехваткой футбола, я был вынужден осваивать традиционные для американцев виды спорта. И если американский футбол и бейсбол поразили меня комплексом правил, которые нелегко сразу понять, то вот летняя забава жителей люто холодной Монтаны – игра с летающей тарелкой – приятно удивила. Так я и втянулся в ultimate frisbee, который за последние несколько лет обзавёлся официальным статусом и совершил серьезный скачок в сторону таких гигантов профессионального спорта, как NBA, MLB и MLS.

Следует сразу расставить все точки над «i»: «frisbee» – не официальное название игрового снаряда. По сути «frisbee» является товарным знак игрушечного подразделения корпорации «Wham-O» – компании «Mattel». Бытует легенда, что подобным популярным среди народа названием сей игровой снаряд обязан Уилльяму Расселу Фрисби, который по окончанию Гражданской войны в США основал пекарню «Frisbee Pie Company» в Бриджпорте, штат Коннектикут. Производимая его пекарней продукция пришлась настолько по душе студентам из близлежащего колледжа (ныне известного как Йель), что они стали там постоянными клиентами. А заодно и породили новую забаву – метание металлических подносов из-под купленных пирогов друг в друга. Дабы не нанести друг другу серьезную травму, озорники громко выкрикивали «frisbie-e-e-e!».

Естественно, как и любому мифу о сотворении, легенде о фрисби был нужен дьявол. Которым студентов Йеля выставили студенты других американских университетов того времени – в частности, студенты колледжа Миддлбёри в штате Вермонт, – которые также заявляют свои права на создание ныне набирающего обороты спорта.

Вплоть до Второй Мировой войны новой игре суждено было оставаться лишь забавой для скучающих студентов, пока предприимчивый делец Фред Моррисон не решился сыграть на новоявленном интересе американской публики к НЛО. В 1948-м в паре с другим инвестором, Уорреном Франчиони, Фред заказал «Southern Californian Plastics Company» первую партию дисков, модель «Arcuate Vane». Отсюда и стартует официальная история игровых летающих тарелок.

моррисон

История же самой игры ultimate связана с именем Джареда Кэсса, который в 1965-м году познакомился с Джоэлом Сильвером в летнем лагере, и поделился с ним идеей о новой игре, этаком видоизмененном американском футболе с использованием летающего диска. Поделился затеей и забыл. Джоэл же тщательно выведал у доверчивого знакомого все детали задумки, а по возвращении в родной Мэплвуд, штат Нью-Джерси, провозгласил себя создателем игры ultimate (характеризуя новинку как «ultimate sports experience»), и собрал первую в истории ultimate команду. Кэсс же вплоть до 2003-го не имел понятия о том, что фактически создал новый вид спорта, пока на волне массового им увлечения американская публика не взялась узнать, кто же создал эту забаву. Джоэл, несмотря на свою роль злодея в данной истории, также приложил руку к популяризации ultimate – организовал первый в истории официальный матч, прошедший между командой студенческого совета Columbia High School и командой местной газетенки «The Columbian» прямо на школьной парковке, а в 1970-м в компании пары друзей создал основной свод правил игры.

discraft

Ныне тот самый диск «фрисби» от компании «Mattel» уже не является самым используемым игровым снарядом – профессионалы по всему миру предпочитают продукцию фирмы «Discraft Ultra-Star» диаметром 27,5 см и весом 175 грамм (выше на фото). Однако само слово «фрисби» закрепилось в народе в качестве названия и самой игры, и используемого диска.

Одна из основных чёрт ultimate – это универсальность участников, которая пришлась бы по душе даже Ринусу Михельсу. Здесь нет разделения по позициям – нет квотербеков, нет ресиверов, либеро и других характерных узкоспециализированных амплуа. У каждого (вы слышите меня – у каждого!) участника есть возможность побыть и плэймейкером (как на кадре внизу, где я отдаю голевую передачу),

ассист

и голеадором (ловлю диск в зачётной зоне и зарабатываю очко для команды),

гол

и стоппером (пытаюсь как можно плотнее сыграть против моего друга Джеймса, о котором я ещё расскажу).

защита

Disclaimer: заранее прошу прощение у читателей за то, что мельтешу почти на каждой фотографии – они выполнены моей сестренкой, которая в процессе обращала больше внимания на своего старшего брата, чем на других.

Вторая привлекательная черта игры – простота правил.

В ultimate обычно играют две команды по семь человек в каждой. Официальные размеры поля (которые, конечно, сложнее соблюдать в условиях Таджикистана) – 100 на 37 метров. Голевые зоны имеют размер 18×37 м, а центральная 64×37 м. При недостатке места поле сокращается в первую очередь за счет зон. 

Цель игры — зарабатывать очки путём передачи диска с помощью паса игроку своей команды, находящемуся в голевой зоне противника.

Перед началом очередного розыгрыша команды выстраиваются по границе своей зоны. Диск находится у защищающейся команды. Когда обе команды готовы (сигналом является поднятая рука), диск вводится в игру игроком защищающейся команды. Нападающая команда должна либо перехватить диск в воздухе, либо дождаться того момента, когда диск коснётся земли. Если игрок атакующей команды коснётся диска в воздухе, но не поймает его, то диск переходит к защищающейся команде.

Игрок, поймавший диск, должен установить опорную ногу и не имеет права ее перемещать. Если игрок с диском двигается в момент приёма паса, то он должен, не меняя направления движения, остановиться так быстро, насколько это возможно. При этом бросающий может совершить бросок пока сбрасывает скорость.

После того, как игрок завладел диском, один игрок противоположной команды (защитник), находящийся на расстоянии не более трёх метров от владеющего диском, может начать счёт («stall»). После этого игрок с диском имеет 10 секунд на то, чтобы отдать пас. Игрок не может ловить свой же пас, если только диска в воздухе не коснётся другой игрок.

лови

Команде засчитывается очко, если игрок после фиксации диска первый касается голевой зоны соперника. При этом игрок должен осознавать, что он выиграл очко. Если он продолжает играть, то очко не засчитывается. Если игрок, поймавший диск в поле, вбежал в зону по инерции, то следующий бросок он осуществляет с линии зоны (с точки, ближайшей к месту получения диска).

После засчитывания очка, команда, которая только что владела диском, становится защищающейся. При этом собственной зоной становится та, которая только что была зоной противника. Таким образом, команды меняются сторонами после каждого очка.

Смена владения происходит при любом «неудачном» пасе. При этом защищающаяся команда немедленно становится атакующей. После смены владения атакующие должны вводить диск в игру с того места, где он впервые коснулся земли, или впервые покинул пределы поля. Потеря диска не приводит к остановке игры.

Потеря диска происходит, когда:

  • игрок с диском роняет его или даёт пас, который никто не ловит, и диск падает на землю;

  • защитник сбивает диск в воздухе;

  • защитник ловит диск;

  • защитник досчитал до 10 (то есть прошло 10 секунд с начала владения диском);

  • игрок своей команды ловит диск в ауте (то есть хотя бы одной ногой находится за пределами поля при приеме. Если он ловит диск в прыжке и при этом успевает отдать пас до того как приземлится, то потери не происходит).

Таким образом, для ultimate, в отличии от таких американских видов спорта, как бейсбол или американский футбол, характерно непрерывное течение игры. Потеря диска моментально приводит к атаке оппонентов, поэтому в ultimate особенно ценен быстрый и качественный переход из защиты в атаку, и наоборот (так называемый «transition», так приятно знакомый баскетбольным фанатам).

поймал

Однако остановки в игре всё же присутствуют. Причиной для паузы может стать фол — нарушение правил в результате неслучайного контакта между двумя или более игроками разных команд. Фол может быть объявлен игроком, по отношению к которому он был совершён и должен быть объявлен громким выкриком слова «фол» непосредственно после его совершения. Игрок, против которого объявили фол, может либо согласиться с этим (в этом случае, если его команда владела диском, происходит смена владения), либо нет (в этом случае игра переигрывается с того момента, когда был объявлен фол).

Кроме фолов существуют и другие нарушения, не связанные с физическим контактом, такие как пробежка (перемещения с диском), «double team» (более одного защитника закрывают игрока с диском), «pick» (препятствование движению игроков противоположной команды) и пр.

И, наконец, самая привлекательная черта ultimate, то, к чему стремятся создатели всех командных видов спорта, и что особенно удачно притворяется именно в ultimate – это то, что профессионалы называют «духом игры» («spirit of the game»). «Дух игры» – это неписанный свод правил, призванный сохранить честность и соревновательный дух этого динамичного вида спорта, своего рода аналог футбольного «Fair Play», которые так активно пропагандируется ФИФА и который, увы, на практике осуществляется с трудом (спросите ныне поутихшего «мясника» Пепе, ушедшего на покой «тихушника» Матерации или «ныряльщика» Эшли Янга). Всё идущее вразрез с «духом игры» – будь то фол, неспортивное поведение или спорная ситуация – моментально пресекаются и решаются всеми (!) участниками игры.

Профессионалы приводят более упрощённое объяснение «духа игры» – «всё, что способно вызвать гнев или недовольство оппонента, моментально трактуется в пользу пострадавшего». Я на личном опыте сталкивался с проявлением «духа игры», когда игрок атакующей команды в попытке отдать пас партнеру непреднамеренно больно задел меня по руке во время моей попытки помешать удачному развитию атаки. От американца моментально последовали извинения, и диск был отдан в распоряжение нашей команды. Никаких споров в стиле «я его не видел, это было непреднамеренно, судья продажная!». Подобный «кодекс спортивной чести» не может не вызвать симпатию. Именно поэтому в «ultimate» нет такого понятия, как рефери, и отсутствует злоупотребление сводом правил. Нет флоппинга, нет попыток «разрулить» спорную ситуацию в свою пользу, нет попыток создать нечестный перевес в свою пользу.

Что касается культуры ultimate в Таджикистане, то она ещё очень молода. Завезённая сюда в основном работниками посольства США, эта культура многим обязана моему хорошему другу и бывшему шефу по «Лагерю Америка», Джеймсу Эллиоту Куиллу.

Став директором одной из самых успешных грантовых программ посольства США в Таджикистане в 2012-м, Джеймс, будучи полупрофессиональным игроком ultimate в Блумингтоне, штат Индиана, дал толчок ultimate в программе «Лагеря Америка». Будучи лишь третьим (после бейсбола и американского футбола) по популярности среди детей-участников лагеря видом спорта, ultimate наконец-то обрёл идейного вдохновителя. Джеймс заразил своей любовью к игре всех работников программы до такой степени, что вдохновил на подобные статусы наших ребят, проживающих в северной столице Таджикистана, Худжанде:

статус

Ныне, работая в Американских Советах по международному образованию в Душанбе, Джеймс стал админом группы «Dushanbe Ultimate Frisbee», которая объединяет 160 любителей этого зрелищного вида спорта в Душанбе, и через которую организовываются еженедельные матчи по ultimate на поле Медицинского университета имени Абу Али ибни Сино.

группа

160 членов группы ultimate в Фейсбуке плюс больше 2500 детей, которые обучились основам правил игры за шесть лет функционирования «Лагеря Америка» в Таджикистане – не довелось ли мне стать свидетелем становления в моей родной стране нового интересного вида спорта, о существовании которого в этой стране буквально восемь лет назад мало кто знал? Если да, то я – воистину счастливый человек!..