Наследие хардкорного фаната. Спайк Ли. (часть первая)
Чуть меньше, чем через месяц стартует очередной сезон в НБА. Не знаю, как вы, но я каждый год жду праздника, надеясь увидеть что-то, что меня удивит, что-то такое, чего я ну никак не ожидал. И надо признать: раз за разом эти надежды оправдываются.
Из последнего: горячий Голден Стейт 2013 и Шпоры, которым не хватило совсем чуть-чуть… Весь прошлый провальный сезон от моих любимых ЛАЛ (увенчанный травмой Коби) стоит вообще особняком… Видимо, их историческая ценность состоит в том, чтобы быть примером того, как в максимально короткие сроки придать команде обаяние руин…
Вы уж простите автора за многословность. Этот материал - первая из двух частей, посвященная тем, кто прошел удивительный путь от рядового болельщика до VIP-персоны и обладателя лучших мест на трибунах. И эта часть, в свою очередь, будет разбита еще на несколько. Для вашего же удобства. Очень уж объемным получился материал. А сокращать его не хочется.
Спайк и Джек (обязательно назову так своих бойцовых псов, если они у меня когда-нибудь появятся). Культовый режиссер и великий актер. Такие похожие в своем фанатизме, но разные по своей сути. Зеркало черных кварталов Нью-Йорка и гламурный лоск Лос-Анджелеса. По-разному яркие, но, при этом, такие логичные представители своих вотчин. Как говориться: если бы их не было, то стоило бы придумать.
Противопоставлять их друг другу было бы не совсем правильным занятием, так как для меня оба они - неотъемлемая частичка лучшей баскетбольной лиги мира. Такая же, как Ларри и Мэджик, Уилт и Билл, скайхук Карима и 81 от Коби, Майкл, хоронящий Юту в 1998 и полеты Винса и Джулиуса, евростеп Ману и кроссовер Ответа, самонаводящиеся передачи Кидда, сочные данки через Шона Брэдли, штрафные Прайса, удаления Шиди и разговоры с мячом Почтальона... И уж точно они в моем личном рейтинге «Частичек НБА» стоят гораздо выше Миличича, Оловокэнди и Подкользина. Поэтому я решил просто рассказать тем, кто не знал и напомнить всем, кто знал, но по каким-то причинам забыл, о том, какой след оставили эти два персонажа в мире НБА и что они вообще сделали для баскетбола.
Любовь к когда-то выбранным командам, пронесенная через десятилетия, и та страсть, которая всегда отличала две эти великие личности, могут служить отличным вдохновляющим примером для всех нас.
В общем, всем тру-фанам и глорихантерам, всем эгоистам и альтруистам, всем интровертам и экстравертам... Всем тем, кто предельно адекватно или как-то по-своему, но одинаково сильно любит баскетбол, посвящен данный материал.
Для заголовков к данному материалу отлично подошли названия фильмов мистера Ли :)
Ему это нужно позарез… или начало пути
Достоверно известно, что история его увлечения Никербокерами восходит к 70-м. Тогда уроженец Атланты Шелтон Джексон Ли (к тому времени уже проживавший в Бруклине и, видимо, успевший стать патриотом Нью-Йорка) выбирал какой же из двух главных спортивных франшиз - баскетбольному Никс или бейсбольному Янкиз - отдать свое сердце. Неизвестно по каким причинам он сделал свой выбор, но вот уже более 40 лет всем ясно, в чью пользу он его сделал. Быть может, потому что спорт №1 для него - баскетбол (об этом Спайк не раз говорил), а может, просто потому что от дома добираться до Манхеттена (где расположен Мэдисон Сквер) ему было гораздо удобнее, чем ехать через весь город до Южного Бронкса (именно там располагается Янки Стэдиум). Суть в том, что Спайк есть у Никс уже 40 лет (или около того). И это сильно. Признайтесь себе в этом, даже если не выносите фильмы про проблемы чернокожих. Или ненавидите Никс всей душой. Или топите за Пэйсерс, Хит или Нетс. Или испытываете страсть к коническим головным уборам белого цвета, а дата 1865 и аббревиатура KKK заставляет радостно биться ваше белое арийское сердечко.
Откровенно говоря, до 1986 года, когда свет увидел его первый значимый фильм «She's Gotta Have It» (Ей это нужно позарез) Спайк вообще мало кого интересовал. Теперь же он заинтересовал специалистов. На Каннском кинофестивале 1986 года фильм выиграл приз молодежного жюри в номинации «иностранное кино». С бюджетом в 175 тыс. долларов, фильм был снят за две недели. После релиза картины, бокс-офис одних только Соединенных Штатов составил 7 млн. долларов. Спайк заявил о себе.
Следующими своими работами мистер Ли зарабатывал себе имя, параллельно придавая огранку своему уникальному режиссёрскому стилю.
Кстати, об имени. По легенде, своим прозвищем Шелтон обязан маме. Именно она первой разглядела колючий нрав своего сына и стала называть его Спайком (шип, колючка). Ох уж эти мамы, всегда они в точку попадают.
Спайка пригласили в Голливуд, где в 1988 году он снял фильм «School Daze» (Школьное изумление), который стал первым фильмом, сделанным чернокожим режиссёром на крупной киностудии. Это был его личный прорыв и, по сути, - знаковый момент для всей киноиндустрии, хоть об этом сейчас как-то подзабыли.
Сделал как надо… или лучшие места в Мэдисон Сквер
Начав с комедий, Спайк перешел к более жесткому кино, показав в картине «Do The Right Thing» (Делай как надо) взрыв насилия, который прорвал назревший нарыв взаимной вражды между белыми и черными. Вышедший в 1989 году, фильм был по достоинству оценен публикой и кинокритиками, за что впоследствии получил номинации на «Оскар» за лучший сценарий и «Золотой глобус» за лучший сценарий и лучшую режиссуру. Фильмы Ли исследовали и выпускали на обозрение зрителей такие непростые проблемы, как расовые отношения, роль медиа в современной жизни, городская преступность и бедность и проблемы политического характера.
Факт: одну из главных ролей в этом фильме сыграла Роузи Перес. Та самая горячая латиноамериканская красотка, которая вызывала эрекцию при просмотре культового «White Men Can’t Jump». Там она играла девушку героя Вуди Харрельсона, увлеченную телевикторинами, а в «Делай как надо» - девушку Муки (героя Спайка Ли). Забавное такое совпадение. А может и не совпадение.
Далее последовали «Mo Better Blues / Блюз о лучшей жизни» (1990), «Jungle Fever / Лихорадка джунглей» (1991) и один из самых нашумевших фильмов Спайка – Malcolm X / Малькольм Икс (1992), окончательно возведшие режиссера в ранг «культового» в среде афроамериканцев и сочувствующих им. Добавило популярности и то, что его фильмы сопровождались особенным музыкальным материалом: джазом, фанком, соулом, ритм-н-блюзом и, конечно же, рэпом. Так, наряду с Public Enemy и Африка Бамбаата из Zulu Nation, которые были голосом протеста против дискриминации чернокожих, произвола власти Вавилона, а также Rock Steady Crew, которые подарили этому протесту новые, удивительные движения, Спайк стал тем, кому было суждено визуализировать этот протест, показать сначала Америке, а затем и остальному миру, что чернокожие – такие же люди, что у них есть своя культура и эта культура заслуживает внимания. Более того, кинокомпания Спайка «40 Acres and a Mule Filmworks» успела поработать со многими значимыми исполнителями новой черной волны: Public Enemy, Gangstarr, Naughty By Nature, Crooklyn Dodgers, Arrested Development, снимая для них клипы. И это не говоря о таких признанных звездах, как Michael Jackson, Prince, Stivie Wonder и даже Miles Davis.
Так что можно сказать, Спайк стоял у истоков победоносного шествия хип-хоп культуры по миру. Респект ему за это.
Интересная особенность: временами диалоги героев первых фильмов Спайка приобретают черты городского «стёба», непрестанного, «скорострельного рэпа», быстро ритмизованной болтовни обо всём и ни о чём, чем-то напоминая хип-хоп фристайл. Да и сами фильмы незримо связаны между собой, создавая впечатление прослушивания классического рэп-альбома, где каждый трек является продолжением предыдущего, раскрывая всю типичную проблематику пыльных негритянских гетто. И, кстати, ещё один интересный факт: музыку к первым 4 фильмам Спайка написал его отец Билл Ли.
Так Спайк, одержимый темой взаимоотношений между черными и белыми, пришел к успеху, стал одним из наиболее заметных лидеров афроамериканской культуры 80-90-х годов. Теперь достаток и вес в обществе позволил мистеру Ли выбрать себе лучшие места в первом ряду Мэдисон Сквер и он в полной мере отдался своему главному хобби – поддержке любимых Нью-Йорк Никс.
И на этом я заканчиваю первую часть. Всё самое интересное – впереди.
А теперь напоминаю всем нашим слушателям, что герой материала - Спайк Ли. А Джека мы обсудим в одном из следующих наших эфиров))
И вообще, дружище, для тебя будет материал о Джеке)) Я, правда, пока начал только фото собирать, но от них уже можно вполне неплохо оттолкнуться.
А Спайк, ну а чего Спайк - он же глор Никс, и на этот счёт я мог бы засрать ещё не одну страницу комментариев )))