Прости, прощай. 20 задрафтованных игроков «Селтикс», которые не сыграли в НБА
Ни об одной команде НБА нельзя сказать, что она однозначно хорошо или однозначно плохо драфтует игроков. «А как же «Сан-Антонио Сперс»?» – спросите вы. Я отвечу – а как же Альфредрик Хьюз или Оливер Робинсон, Реджи Джонсон, Уайли Пек? У всех бывают как успехи, так и провалы, если рассматривать историю всей команды.
И у «Селтикс» тоже они были. На Хавличека, Берда и Пирса всегда найдутся Гэри Филлипс, Фримен Уильямс и Кедрик Браун. Но есть особая категория игроков с драфта – те, кто вообще не провел ни игры в НБА. Особенно много таких было вплоть до 1988 года, когда драфт был бесконечным и состоял из десятка раундов, где было более 200 выборов. Сейчас игроков выбирается всего 60, но все равно попадаются и Фран Васкез, и Рики Минард, и Сергей Караулов, и многие другие.
Так уж вышло, что из топ-10 драфта за посление 50 лет лишь три игрока так и не пробились в Ассоциацию, и всех троих по совпадению выбирал Ред Ауэрбах...
Но обо всем по порядку. Вспомним не только этих троих, но и других интересных персонажей из глубин бостонского драфта, которых в НБА так и не дождались.
3 номер драфта-1948 – Джордж Хауптфюрер
Можно было выбрать Харри Галлатина
Также «Бостон» выбрал Джонни Баха
Ранние драфты НБА (точнее, БАА) были необычными. Об уровне выбранных игроков знали не всегда, соперничать за баскетболистов приходилось с другими лигами и даже другими видами спорта, а иногда игроки просто предпочитали баскетболу более высокооплачиваемую работу.
На первом драфте лиги в 1947 году четверо выбранных в первом раунде игроков не пошли в НБА, включая первого номера драфта Клифтона МакНили. Год спустя ситуация была похожая. Первый номер драфта сыграл всего 17 игр. Второй и третий вообще не попали в НБА. Под 4 номером «Никс» вроде бы выбрали легенду баскетбола Дольфа Шейза, но не смогли перекупить его у «Нешеналз» из НБЛ и просто потратили выбор впустую. И так далее.
В конкретном случае Джорджа Хауптфюрера, на которого «Селтикс» использовали третий выбор драфта, во всём виновата образованность. Джордж закончил Гарвард, и в отличие от Джереми Лина посчитал, что карьера юриста ему подходит больше. Вместо НБА Хауптфюрер поступил ещё и в университет Пенсильвании, после чего основал крупную юридическую практику в родной Филадельфии.
69 номер драфта-1957 – Джо Гиббон
Также «Бостон» выбрал Сэма Джонса
На драфт 1957 года Ауэрбах выходил в ранге действующего чемпиона НБА и умудрился выбрать лучшего игрока на драфте под 8 номером (Джонса), сделав команду ещё сильнее.
Остальные драфтпики оказались слабыми спортсменами – не считая Джо Гиббона. Обладатель обезьяньей фамилии, впрочем, в баскетбол на профессиональном уровне не играл – он был бейсболистом и позднее провёл 13 сезонов в МЛБ, где в 1960 году стал чемпионом с «Питтсбургом».
39 номер драфта-1958 – Джин Браун
Можно было выбрать Эдриана Смита
В 1958 году Ауэрбах решил добавить к Расселлу и Кей Си Джонсу еще одного их друга из университета Сан-Франциско. Браун был запасным игроком непобедимых «Донс»-1956, подменяя Кей Си на позиции защитника. Когда Расселл и Джонс отправились в НБА, Браун стал лидером команды и даже смог добраться с ней до Final Four NCAA.
Однако на профессиональный уровень Брауну выйти не удалось. Тогда Джин перешёл на работу в органах правопорядка, попутно тренируя молодежь, и в итоге Браун стал первым негром, которого назначили шерифом в Сан-Франциско.
16 номер драфта-1960 – Лерой Райт
Можно было выбрать Эла Эттлза
Также «Бостон» выбрал Тома Сандерса
История Райта типична для многих баскетболистов – был на драфте НБА, в состав команды не пробился, стал играть в низших лигах. Единственное отличие Райта от десятков других подобных случаев – он стал чемпионом АБА в 1968 году, где он был бэкапом самого Конни Хокинса в «Питтсбурге».
8 номер драфта-1963 – Билл Грин
Можно было выбрать Гаса Джонсона
До сих пор баскетбольная общественность крутит у виска, когда речь заходит о Ройсе Уайте и его психическом здоровье. Но Уайт – не первый баскетболист, карьере которого вредит аэрофобия. И как раз такой игрок достался на драфте 1963 года «Бостону».
Билл Грин блистал в университете Колорадо Стейт, после чего его задрафтовали также в МЛБ («Бостон Ред Сокс») и в НФЛ («Даллас Ковбойз»). Казалось, спортивное будущее у парня уж точно сложится яркое. Но у Грина развилась сильнейшая аэрофобия, которая раньше практически не заявляла о себе. Но после пары неприятных полётов у Билла Грина начались проблемы.
Во время предсезонки в НБА Ауэрбах разрешил своему новичку поехать на игру в Сент-Луис на поезде, но наставивал, что возвращаться придётся на самолёте. «Страх развился до такой степени, что я уже не мог вытерпеть полёт. Я решил – больше не буду. Ауэрбах сказал мне, чтобы я вернулся, когда смогу справиться со своими страхами».
Но Билл так и не вернулся. Он обращался к помощью специалистов, да и «Селтикс» не хотели терять талантливого игрока, но Грин так и не поборол свою фобию до конца жизни. В итоге он стал учителем, а позднее в роли директора принял на себя одну из проблемных школ в Южном Бронксе и смог полностью преобразить её, заслужив множество наград. Даже не добившись ничего в баскетболе, он смог стать отличным примером для всех.
62 номер драфта-1963 – Херб Маги
Так вышло, что на драфте 1963 года «Бостон» выбрал не одного, а сразу двух неудавшихся баскетболистов, но прекрасных учителей. В седьмом раунде Ауэрбах подобрал крохотного защитника из второго дивизиона NCAA без перспектив пробиться в НБА. Спустя 50 лет имя этого человека стоит рядом с именем самого Ауэрбаха – в Зале Славы НБА.
В 1967 году 26-летний Херб Маги принял руководство баскетбольной командой своей alma mater – университета (тогда еще текстильного колледжа) Филадельфии. Спустя три года «текстильщики» уже праздновали победу во втором дивизионе NCAA. Херб, получивший прозвище «Shot Doctor», руководит командой до сих пор. За эти 46 лет его команда одержала 960 побед, что является третьим результатом в истории NCAA (все дивизионы).
В 2011 году Маги был включен в Зал Баскетбольной Славы – таким образом, на драфте 1963 года в седьмом раунде были выбраны сразу два великих тренера: Херб Маги и Лэрри Браун.
52 номер драфта-1964 – Леверн Тарт
Можно было выбрать Эма Брайанта
Также «Бостон» выбрал Джона Томпсона
Новичок Леверн Тарт, ставший лучшим игроком студенческого турнира NIT в 1964 году, оказался последним игроком, которого Рэд перед стартом сезона отчислил из команды. Тогда Тарт стал колесить по низшим лигам, а когда образовалась АБА, перешел туда. В АБА он дважды попадал на Матч Звезд, но в 29 лет закончил карьеру из-за травмы.
Тем временем запасной разыгрывающий Эм Брайант, которого выбрали «Никс» сразу после Тарта под 53 номером, в 1969 году как раз в «Селтикс» выиграл чемпионский титул.
8 номер драфта-1965 – Олли Джонсон
Можно было выбрать близнецов Ван Арсдейлов
В НБА играл человек по имени Олли Джонсон, но он был на 7 лет моложе того Олли, что ушёл в «Бостон» под восьмым номером.
Возможно, в 1965 году Ауэрбах рассчитывал, что Джонсон станет вторым Расселом – невысокий, но сильный на подборе центровой, да еще и из университета Сан-Франциско. Однако в чемпионский состав Олли не пробился и стал играть в любительской ассоциации AAU, где был одним из лучших игроков.
Что интересно, на старте сезона 1965-66 в составе «Бостона» было лишь 7 здоровых игроков, но единственным новичком, которого оставил Ауэрбах, был выбранный во втором раунде Рон Уоттс.
102 номер драфта-1968 / 38 номер драфта-1969 – Джулиус Ки
Можно было выбрать Боба Дэндриджа (69)
Также «Бостон» выбрал Дона Чейни (68) / Джо Джо Уайта (69)
Джулиус Ки был одним из лучших защитных «больших» в АБА и даже играл на Матче Звезд, установил рекорд лиги по блок-шотам, но в НБА так и не попал. А ещё он интересен тем, что «Бостон» выбрал его на драфте дважды.
В те годы правила позволяли некоторым недоучившимся игрокам вернуться после драфта в студенты, и тогда они могли выйти на драфт в следующем году. Команды НБА часто тратили свои поздние драфтпики на подобных игроков – а вдруг останется? Поэтому многие – от Элджина Бэйлора до Марка Итона – были выбраны дважды. Но вот Джулиус Ки не остался в НБА ни в 1968 году, ни в 1969.
120 номер драфта-1973 – Майк Стюарт
Майк Стюарт тоже был задрафтован дважды, но разными командами. В 1972 году его взяли под 92 номером «Буллз», а год спустя под более низким номером – и это редкость, обычно наоборот – выбрали «Селтикс». Те два года стали для Стюарта разочаровывающими – в 1972 году его не взяли в состав олимпийской сборной США, куда он был одним из 28 кандидатов, а в 1973 году его не стали подписывать «Селтикс», и даже в АБА он себе места не нашёл, уехав в итоге во Францию.
Но если мечтам Стюарта надеть майку «Селтикс» было не суждено, то это удалось его сыну – также Майклу Стюарту. «Йоги» Стюарт провел в «Бостоне» 18 матчей в сезоне 2003/04.
68 номер драфта-1979 – Никос Галис
Можно было выбрать Джеймса Доналдсона
Будущая легенда греческого баскетбола Никос Галис был рожден в Нью-Джерси в семье бедных иммигрантов. Сначала юный Ник занимался боксом, но мать в ужасе от такого травмоопасного спорта уговорила его заняться баскетболом. Последовали успехи в школе и колледже, и в 1979 году Галис был третьим среди студентов по набранным очкам в сезоне (вторым был Лэрри Бёрд). Но из-за проблем с агентом Галиса выбрали только в 4 раунде драфта.
В тренировочном лагере «Бостона» новичок получил травму, которой было суждено изменить баскетбольную историю. Из-за повреждения, которое вывело Галиса из строя на несколько месяцев, «Селтикс» решили с ним расстаться – место Никоса в команде уже занимал Джеральд Хендерсон-старший. Позднее Ауэрбах признает это самой большой ошибкой в своей карьере.
И тогда Галис уехал на историческую родину, куда его пригласил менеджмент «Ариса». Никос быстро стал лидером команды и национальной сборной. В 1983 году он в составе сборной Греции играл в выставочном турнире против университета Северной Каролины. Опекаемый самим Джорданом, Галис настрелял 50 очков! «Я не ожидал, что в Европе есть такие отличные атакующие игроки. Особенно в вашей стране», – признал Майкл.
«Селтикс» поняли свою ошибку и попытались вернуть Галиса, рядом уже проявляли интерес и «Нетс». Но Никос твёрдо решил остаться в Греции, поскольку хотел выступать за сборную, а игроки НБА в 80-е имели статус профессионалов и не могли участвовать в турнирах FIBA. Решение Галиса пошло на пользу всему греческому баскетболу – в 1987 году он привел сборную к золоту Евробаскета и получил звание лучшего игрока Европы.
Возможно, следуя примеру Галиса, греческие баскетболисты не так сильно проявляют интерес к НБА, и Ассоциация так и не увидела Алвертиса, Папалукаса, Диамантидиса.
186 номер драфта-1979 – Элтон Берд
Также «Бостон» выбрал Джона Томпсона
Еще один впустую потраченный выбор на драфте-79, хотя и не такой обидный, как в случае с Галисом. Элтон Бёрд после отчисления из команды уехал на подработку в Англию. Там начал по выходным играть за «Кристал Пэлэс», а вскоре стал лучшим баскетболистом во всей Британии, получил подданство и стал выступать за сборную. Позднее он вернулся в США и работал во фронт-офисе «Сакраменто».
Вообще на старте сезона 1979/80 в «Селтикс» был новичок по фамилии Бёрд, но только не этот.
69 номер драфта-1980 – Дон Ньюмен
Можно было выбрать Рори Спэрроу
Также «Бостон» выбрал Кевина МакХэйла
Дон Ньюмен – баскетболист. Но только в низшей лиге, CBA. Там он играл за «Монтану» под руководством Джорджа Карла.
Дон Ньюмен – дважды чемпион НБА. Но только как ассистент Поповича. В 2005 и 2007 году он был в штабе «Сперс», а с прошлого сезона работает в «Вашингтоне».
Дон Ньюмен – профессиональный спортсмен. Но только не в НБА... да и вообще не в баскетболе. Он провёл 7 лет в Канадской Футбольной Лиге, дважды приглашался в тренировочные лагеря НФЛ, но контракта не получил.
В общем, Дон – любопытная личность.
115 номер драфта-1981 – Глен Грюнвальд
Также «Бостон» выбрал Дэнни Эйнджа
В 1981 году «Селтикс» выбирают игрока, оставляют его в команде, а позднее он становится генеральным менеджером «Бостона» – это Дэнни Эйндж.
В 1981 году «Селтикс» выбирают игрока, но не оставляют его в команде, а позднее он становится генеральным менеджером других команд – это Глен Грюнвальд. После отчисления Глен пошёл в юридическую школу, получил MBA, стал успешным адвокатом, а потом решил вернуться в баскетбол – уже в роли менеджера. Эйндж и Грюнвальд стартовали абсолютно одинаково, а к статусу ГМа пришли совершенно разными путями.
205 номер драфта-1982 – Панайотис Яннакис
Галис – не единственная жемчужина греческого спорта, которую «Селтикс» откопали на илистом дне драфта, да выпустили из рук. Панайотис Яннакис, который долгие годы играл в задней линии сборной Греции рядом с Галисом, тоже мог стать «кельтом».
Почему именно «Бостону» приглянулся молодой грек в 1982 году? Возможно, «Селтикс» удалось первыми разглядеть талант Яннакиса, поскольку они пристальнее других следили за упущенным ранее Галисом. В 1981 году в матче греческого чемпионата схлестнулись «Ионикос» Яннакиса и «Арис» Галиса. Никос набрал 63 очка, а Панайотис – 72!
Но приглашения в «Селтикс» Яннакис не дождался, зато в 1984 году объединил в «Арисе» свои усилия с Галисом. Итог – полный разгром греческой лиги! Непобедимая греческая парочка, которая могла бы блистать в «Бостоне», принесла клубу 7 титулов подряд, а сборной – европейское золото. И хотя Евролига так «Арису» и не покорилась, баскетбол в Греции стал религией.
225 номер драфта-1982 – Лэндон Тернер
Лэндон был выбран на том драфте ещё ниже Яннакиса. Точнее, он был выбран самым последним. В 1981 году он стал чемпионом NCAA, а спустя 4 месяца попал в автомобильную аварию и остался парализованным ниже груди. В качестве жеста доброй воли Ред Ауэрбах, друг университетского тренера Тёрнера, выбрал Лэндона на драфте.
И Лэндон не скрывает, как сильно такой символический жест повлиял на него.
139 номер драфта-1984 – Стив Карфино
Также «Бостон» выбрал Рика Карлайла
6 раунд – почти гарантия того, что баскетболист не пройдёт в состав. Так случилось и с защитником Стивом Карфино. После отчисления из «Бостона» он завершил карьеру, работал в магазине спорттоваров. Но в 1986 году его позвали на край света – в Австралию. Там он отыграл 5 лет, попал в местный Зал Славы, а последние 20 лет является главным баскетбольным комменатором Австралии.
Развивать баскетбол в Австралии – тоже полезное дело.
228 номер драфта-1984 – Дэн Трант
Другим игроком с драфта 1984, который не пробился в состав «кельтов» и уехал покорять далекие баскетбольные чемпионаты, стал Дэн Трант. Но в его случае это была Ирландия. Причем контракт с ирландской командой Транту организовали именно «Селтикс». Позднее Трант, этнический ирландец, стал играть за сборную.
По окончании карьеры Трант стал биржевым брокером, работал на крупную компанию в Нью-Йорке. 10 сентября 2001 года он, успешный бизнесмен и отец двоих сыновей, повёл детей на бейсбольный матч, играли «Янкиз».
2 номер драфта-1986 – Лен Байас
Можно было выбрать Денниса Родмана
Трагедия Лена Байаса – это больше, чем просто история талантливого баскетболиста, умершего от передоза сразу после драфта. Это был повортный момент в отношении руководства спортивных лиг к своим спортсменам. А Лен Байас остался единственным вторым номером драфта НБА, который так и не дебютировал во взрослом баскетболе.
Увы, полностью очистить лигу от наркотиков не удалось до сих пор.
36 номер драфта-1994 – Андрей Фетисов
Также «Бостон» выбрал Эрика Монтросса
Чтобы не заканчивать материал на грустной ноте, вспомним же нашего соотечественника Андрея Фетисова.
«Так получилось, что отношения с сильнейшей лигой мира у меня не сложились. В 1994 году был выбран на драфте, а через пять лет мы вместе с Жукаускасом поехали в тренировочный лагерь НБА. Тренеры меня хвалили, но на медобследовании врачи заявили, что надо делать операцию. Сказали, чтобы я приезжал через год. А затем Тихоненко пригласил меня в ЦСКА, и я решил остаться в России. Хотя закрепиться в лиге было реально. Но я никогда не ставил себе целью обязательно играть в НБА. Считал, что мне вполне хватит уровня чемпионата России и выступления за сборную».
Читайте также:
Вообще, Селтикс против Лейкерс 80-х - это сплошная история в стиле "что, если бы". Там с обеих сторон было и столько гениальных моментов, и столько фэйлов, что диву даёшься и начинаешь понимать, как сложно быть баскетным ГМом. В принципе, обе команды имели все шансы на то, чтобы выиграть всё десятилетие оптом, и Селтикс были, наверно, к тому ближе, но сложилось всё так, как сложилось.
Эх, посмотреть бы на него и Яннакиса в Бостоне в 80-х. Глядишь, сейчас бы ролики снимали про It’s all about 19.
А статья интересная и полезная - как всегда. Спасибо.
Идея была понятна - под 10 номером взяли Джо-Джо, который явно лоу-риск, а значит, можно было тогда взять суператлета. Но тут риск не оправдался. А потом ещё и решили оставить Кедрика, а Финикс отдать Джонсона... в общем, провал. Никак иначе.