5 мин.

Как прокачать понимание игры с помощью баскетбольного симулятора?

Я постоянно говорю о том, что мы живем в эру фантастических технологий, которыми не умеем пользоваться. Это касается и европейских клубов, и простых болельщиков. Очень часто меня спрашивают о методической литературе, которая может вдруг улучшить ваше, по собственному признанию, зачаточное понимание игры. Это путь в никуда, если вы объективно оцениваете свои возможности. Причина? Такие книги требуют визуализации больше, чем где-либо и она невозможна без понимания основ баскетбола, которые не заложены в тех, кто вот-вот приобщился к нашему сообществу или просто захотел перейти на следующий уровень из ранга «дежурный обыватель». Для того, чтобы извлекать пользу от таких вещей, необходимо заложить фундамент и основание для него взять куда легче, чем вам кажется. И это — баскетбольный симулятор, но не совсем в том разрезе, к которому вы привыкли. Ключевое слово - симулятор. Если на симуляторе учатся управлять марсоходом, почему на нем нельзя учиться понимать баскетбол?

Я начал использовать скрытые возможности баскетсимов в любимом многими NBA Live 2005, который несмотря на глупости с блок-шотами — был объективно лучшим продуктом о игре с оранжевым мячом от EA. Именно в нем я обратил внимание на грамотный «playbook», «планшетка», как хотите, так и называйте. Он был кривой, его не совсем правильно удавалось применять в самом мочилове, но это не было настолько уж важным. Он давал теорию. В меню игры была применена движущаяся модель с фишечками, по которой можно было изучить движение игроков и мяча при каждом конкретном розыгрыше. С тех пор, я просто впитывал большую часть из того, что было заложено в эти моменты. Например, когда тот же Live начал выходить только на консолях и серия уже умирала, там все равно были ключевые изменения: цифровая, статистическая аналитика, которую назвали Dynamic DNA, применимая к абсолютно каждому баскетболисту, который был в базе.

Сервер автоматически обновлял вам данные о том, к чему склоняется тот или иной игрок в каждом конкретном положении: где бросает, где пасует, где проходит. Это было криво, работало через одно место, но это все равно были фундаментальные вещи в доступном изложении. Можно было не играть в это, можно было просто изучать. Это была hoopdata до ее появления, информация, которую можно было тут же пощупать руками. С тех пор эти идеи развивались, они заложены в каждого игрока и в 2К (зайдите в «редактировать игрока» и доскролльте до тенденций), и это действительно помогает. Но, есть один рецепт по улучшению видения баскетбола, который применим именно благодаря 2К.

Это использование всех возможностей «плейбука». В него изначально заложены большинство базовых комбинаций для каждой конкретной команды НБА, ради использования сильных качеств каждого конкретного игрока: отлично играющего в глубоком посте четвертого, хорошего пик-н-ролл центра или бегающего сквозь частокол заслонов второго. Целый набор «розыгрышей» применим к каждой конкретной обойме из всех 30-ти, и у любого клуба есть свои, проверенные годами элементы. За счет таких функций разработчики пытаются добиться реализма в первую очередь. Помимо этого, вам предлагается масса древних комбинаций, «Сиэтла», «Юты», «Лейкерс» Мэджика, ориентированных на сильные качества вашего доминирующего игрока: высокий разыгрывающий, элитный ассистент, мощнейший игрок передней линии и кто душе угодно. Есть моменты из треугольника, отовсюду. Я плюнул на 2К13 по тому, что он пошел на упрощение и компьютер сам за вас выбирает комбинации «лучшая комбинация» или «заиграть игрока там-то» непосредственно в игре. Это не то, это общая тенденция к одурачиванию. Он аркадный.

Берите двенадцатый, берите любую команду и проганяйте все эти комбинации самостоятельно. Не нужно смотреть на счет, не нужно смотреть на эффектность, играйте их из «точки в точку» до тех пор, пока вы их не выучите. Оставьте обязательно маркеры, которые показывают кто и куда должен бежать, это необходимо. Вы можете их тренировать, если не до конца понимаете. В меню вы увидите все те же двигающиеся фишечки еще восьмилетней давности, которые являются теорией, тем, что тренер рисует на планшете звездам НБА, а потом в игре, вы через полминуты непосредственно получите практику, как и они. Изучить комбинацию таким образом — плевое дело, как и несколько, как десяток, полсотни и т. д. Но, не нужно спешить.

Когда вы уже идеально научились ее играть — сломайте ее. Broken play иногда идет на пользу обывателю. Включите этот розыгрыш, но смотрите на то, как реагирует на него компьютерно моделированная защита. Где появляется пространство для прохода, где можно бросить открытый мяч, куда можно отдать передачу под легкие очки и используйте «Direct Pass». Это научит вас понимать, как вскрыть защиту и поможет осознать, насколько круто отработала реальная команда в обороне, когда она не создала таким проплешин и защитники быстро вернулись к своим игрокам. Когда вы научитесь извлекать пользу из главного «пути развития» комбинации и альтернативного, который вы сами же только что придумали, реагируя на действия обороны — вы тут же прибавите в понимании игры. Это работает даже с одной комбинацией, а теперь представьте те же пятьдесят, сто. Их масса в базе игры и это та информация, которую вы можете легко из нее извлечь.

Попрактикуйтесь даже несколько недель, а затем скачайте поединок НБА, который вы не видели, включите его на большом экране и смотрите. Вы узнаете огромное количество моментов, которые сами только что прорабатывали и поймете, где и как качественно сыграла защита, атака, разыгрывающие, высокие. Кто провалися и как нужно было отработать этот эпизод. Это гораздо легче, чем кажется.

Конечно, баскетсимы не дают вам ATO (after time-out plays), которые скрыты вообще от глаз непосвященных, эти моменты несравнимы с компьютерным моделированием игровых ситуаций, которое проходил Уэстбрук при драфте в ОКС (где создали специальную видеоигру на скорость реакции и качество принятых решений), но это уже кладезь огромной информационной и тактической базы, который есть у каждого. Это твоя НБА, и она доступна и понятна.

Это даст вам куда больше, чем методическаял литература, потому что вы увидите, как это должно работать в теории и тут же примените это на практике своими руками. Сложнейшая визуализация будет проведена за вас движком симулятора. И кто сказал, что вы потом не сможете применять эти знания уже непосредственно на площадке с настоящим мячом? Вам будет намного легче анализировать действия своей любимой команды, своих любимых игроков или мочить неугодных, когда вы узнаете по модели движения игроков то, что планировалось и то, что в итоге родило это чучело:)

Есть еще куча моделей самостоятельно развития, главное просто не лениться и пытаться замечать их.