5 мин.

Оскар Палмер Робертсон.«Большой О»

Оскар Палмер Робертсон сделал для баскетбола то, что Дега сделал для балерин, Ван Гог для подсолнечников, а Уорхол для консервных банок. Искусный художник, палитра которого обладала невероятным обилием красок, Робертсон мог не экономить их, создавая от игры к игре новые шедевры.

оскар

Человек которого звали "Большим О", был наиболее разносторонним среди всех выходивших на площадку игроков, представляя собой идеального до последней чёрточки баскетболиста, обладавшего набором достоинств, значительно превосходящих все, что обычно выпадает на долю одного атлета. Вырисовывая картину с той точностью, которую можно позволить себе в энцоклопидическом издании, можно сказать, что Робертсон обладал не только убийственно точным броском, но и способностью создавать самую выгодную возможность для себя и для своих товарищей точными пасами к корзине или сетью передач, когду мяч снует по площадке точно нитка за иголкой. В обороне он умел работать на подборе не хуже любого нападающего и действовать как защитник с большой буквы. Вот вам облик идеального игрока.

Ред Ауэрбах, начинавший во времена, последовавшие сразу после того как Адам услышал голос разносчика яблок, сказал о талантах Робертсона :

"Он настолько велик, что это даже пугает меня. Рядом с ним некого поставить".

А его тренер, легендарный Джо Лапчик, однажды сказал:

"Такого, как он, никогда не было".

оскар

Парень, из которого вырос "Большой О", корнями своими уходит в Индианаполис, в школу "Криспус Аттукс", школу для чернокожих, названную в честь первого американца, погибшего в ревалюционной войне. Робертсон мог выбирать  для своего будущего любую из самых знаменитых баскетбольных команд, стремившихся заполучить его в свои ряды. Но он выбрал ничем не примечательный Университет Цинциннати, потому что не хотел уезжать далеко от дома и потому что он предоставлял возможность и учиться и работать.

Таким образом, проводя часть времени в качестве студента, а часть - в качестве оператора-вычислителя в "Электрогазовой компании Цинциннати" и при этом постоянно играя в баскетбол за университетскую команду "Цинцинатские Панды", Робертсон более чем оправдал проявленное прессой внимание к его разнообразным талантам. Трижды став лучшим баскетболистом Америки и лучшим игроком года, Робертсон три года подряд при средней результативности 33,8 очка за игру возглавлял национальный список снайперов, поставив при этом четырнадцать рекордов дивизиона НКАА, и среди них - вечный рекорд результативности.

При росте 198 см и весе 98 кг Робертсон обладал таким набором талантов - умением бросать, подбирать отскоки и пасовать, не говоря уже о дриблинге, который привлекал внимание любителей баскетбольных деликатесов. Тренер команды Нью-Йоркского университета Лу Россини, чьи подопечные были повергнуты командой одного человека, мог только качать головой и говорить:

"Его можно остановить, только приставив к нему четверых игроков, а пятый пусть заботится о всех прочих игроках Цинтиннати. Но и это может не сработать!"

Знаменитый канзасский тренер Фог Аллен назвал его "величайшим игроком в истории среди всех спортсменов его роста".

оскар

Однако "Цинциннати Ройялс" нужен был не оратор, им нужен был игрок. За последние три года, пока университетская команда вместе с Робертсоном трудилась на другой стороне города, профессиональные представители города в НБА привлекли только пятьдесят восемь тысяч зрителей на свои тридцать домашних игр. И посему, опережая шерифа на один шаг. "Ройялс" воспользовались своим территориальным правом и забрали себе Робертсона в первом круге драфта НБА 1960 года.

"Ройялс" получили при этом мастера на все руки, суперплеймейкера, суперснайпера, выдающегося игрока на подборе и защитника, не знающего себе равных со дней Боба Коуси. Робертсон не просто делал все - он возглавил список НБА по результативным передачам с показателем 9,7 за игру, финишировал третьим по результативности в лиге,набирая в среднем 30,5 очков за игру, и стал вторым в командном подборе - и делал он это каждые 48 минут, практически каждую игру.

оскар
оскар

Год за годом Робертсон возглавлял список лиги по результативным передачам и набранным очкам, набирая токовых около 30 за игру. И год за годом "Цинциннати Ройялс" оставались в числе претендентов на чемпионский титул, каждый раз находясь в пределах досягаемости от земли обетаванной, но так и не сумев зацепиться за медное колечко, хотя  в этом не было вины Робертсона.

А потом на десятом году пребывания Робертсона в этой команде "Цинцинннати" наняли нового главного тренера на сезон 1969/70 года - Боба Коуси, игрока, с которым так часто сравнивали Робертсона. Однако сей брак между двумя легендарными, величайшими защитниками бескетбола не был безоблачным, поскольку Коуси решил перекроить "Ройялс" по собственному подобию, превратив их в такую же подвижную команду, какой были его любимые старые "Кельты". И поскольку в новой схеме игры места Робертсону не находилось, эта парочка скоро распалась. Коуси посчитал дарования Оскара ничего не стоящим и выставил его на трансфер.

оскар

"Милуоки Бакс", которым светило чемпионское звание НБА всего через два года после того,как клуб из-за расширения лиги попал в нее, удовлетворил требования Коуси, прислав "Ройялс" двоих защитников в обмен на одного Робертсона. Конечно такой обмен принес "Оленям" чемпионский титул, поскольку Робертсон, в тандеме с Лью Алсиндором(в последствии Каримом Абдул-Джаббаром), привел команду к двум длинным беспроигрышным сериям в шестнадцать и в двадцать игр и чемпионству НБА, которое завоевал, победив  в финале "Балтимор Баллетс" со счетом 4:0. Ну а для Робертсона обмен означал новую жизнь. Доминируя в защите, он обеспечивал господство Алсиндора на передней линии.

Три года спустя "Большой О" ушел из спорта. Но только после того, как созданные им на площадке картины навеки остались украшать баскетбол.

оскар