13 мин.

Насмешка судьбы. Почему Рона Артеста запомнят именно как игрока «Лейкерс»

У вас есть сумасшедшие друзья которых вы любите? Они способны сделать что угодно, способны поступать абсолютно вне рамок той системы отношений, которая  принята между людьми, и все равно остаются самыми искренними и преданными личностями. Они не блещут знаниями, не знают как подобает поступать в тех или иных ситуациях, но если тебе потребуется чья-то рука, скорее всего именно они подадут ее первыми. Для кого-то они дети, для кого-то чудики, для кого-то беспросветные болваны, а для кого-то последний оплот искренности и правды в нашем лживом мире. Люди вне системы, вмещающие в себя отдельные миры. Рон Артест один из таких огромных миров, да что там, галактика…

Вы знаете, но мне кажется, мне выпала честь писать. Именно так, для меня это огромная честь. С самого детства я считал, что в школах убивают одаренных детей никчемными стандартами сочинений. Также сейчас убивает их и ЕГЭ, заставляя использовать ужасные штампы и лицемерие, которые в дальнейшем перейдут в их личную жизнь и профессию. «Ты должен делать так и так, точка!» - слышали многие из нас. И вот я смотрел на свою школьную тетрадь, и понимал, как же уродски выходит каждое отштампованное предложение. Какими же безликими выглядят в них герои различных литературных произведений, прочитанных опять же из-под палки. С тех пор я понял, что я абсолютно стандартен, чуть ли не бездарен, и если хоть кто-то в жизни скажет, что я написал хоть один разочек что-то стоящее, то я попробую еще раз. Но с важным пониманием того, что именно бумага оказывает мне услугу, позволяя оставлять на ней следы чернил, а не я ей, пытаясь использовать ее по назначению и наваяять что-то стоящее. Повторюсь, писать для меня честь, писать о таком человеке как Рон Артест, величайшая честь.

Нет, я не хочу устраивать литературный вечер, будто я что-то улюлюкаю со сцены, а вы киваете своими напряженными головами или готовите протухшие помидоры. Тема задана, тезис выдвинут, а значит надо работать от них. Сколько Рон Артест в лиге? Вроде как уже как 13 лет. Ну что вы о нем не знаете? Сколько было статей о его типичным для афро-американца ужасном детстве, о его постоянных безумных выходках, о величайшей баскетбольной драке всех времен и народов, о чем угодно. Как я отметил чуть ранее, к нему относятся как к ребенку или просто чудику. Никому не интересны, или зачастую малоинтересны его цифры. Куда больше внимания притягивают его искрометные фразы - от тараканов-друзей до уже несбывшейся мечты об улучшении рекорда «Буллс» образца 96, сегодняшними «Лейкерс». Он давно стал живой историей, как Нэш, как Брайант, только в другом разрезе. У «Лейкерс» нет веселого маскота, у них есть играющий маскот, и это Рон Артест.

Так было всегда. Никогда Рон-Рона не разделяли на Артеста-игрока и Артеста-человека. Люди всегда будут помнить его, как целый комплекс из агрессии на площадке и безумных поступков вне ее. Последние нас интересовать не будут, хотя безусловно станут одним из определяющих критериев для определения ответа на поставленный вопрос. Артеста в любом случае запомнят, но в качестве игрока какого клуба? Многие из нас часто лукавят, отвечая на многие вопросы. Лукавят и тогда, когда говорят, что нам все равно, или все варианты одинаково привлекательны, и мы не можем наверняка выбрать один. Я уверен, что можем. Рано или поздно, в вашей голове что-то стукнет, и чаша весов обязательно склонится в пользу какого-то варианта. Уверен я и в том, что игрока, сменившего за свою карьеру множество клубов, все равно будут чаще помнить, как участника одной определенной команды. Исключение конечно есть, это болельщики команд, в которых этот игрок побывал. Уверен я и в том, что Артеста будут помнить именно, как форварда одного определенного клуба.

Нет, прошу вас, даже не заставляйте ваши мысли идти по ложному пути. Поверьте, если бы я действительно считал иначе, эта статья преспокойно появилась бы в моем другом блоге. Жить гораздо проще, когда не убеждаешь себя в правильности чего-то, а когда это самое чувство приходит к тебе первым. Поэтому мы сядем и прокатимся в машине времени, как Блейк Гриффин вот уже какой год катается в своей Киа Оптима, навещая свою младшую версию. Не знаю, был ли он в 1999…

Майкл Джордан – уникальный человек. Даже сложно сказать сколько будущих поколений игроков будут напрямую связаны с Майклом. Да что там сколько, благодаря современным технологиям можно с уверенностью сказать, что пока будет жив баскетбола, любого можно будет подергать за ниточку, на конце которой будет бессмертный тэг – Майкл Джордан. Физически чипы еще не вживляют в головы человека, но чип Майкла автоматически вживлен в каждого из нас. Рон Артест имел к этому чипу прямое отношение. 30 июня 1999 года Дэвид Стерн сказал типичную отшлифованную фразу «Под 16-м номером «Чикаго Буллс» выбрали Рона Артеста из Сент-Джонса» . Фактически после ухода Майкла прошел один неполный сезон, и в городе до сих пор пахло той смертоносной машиной, которая вмиг превратилась в красные Жигули. Артест, как и еще несколько молодых игроков набирали форму и матерели, пока «Чикаго» сливал все что возможно. Здесь он попал во вторую сборную новичков сезона 1999-00, а спустя полтора года был обменян в команду, сделавшую его мировой баскетбольной знаменитостью.

В «Индиане» Рон-Рон сразу взялся за дело. Реджи Миллер уже давно постарел, и помогал команде прежде всего психологически. В той «Индиане» был другой лидер, еще молодой и продуктивный Джермейн О`Нил, Артест же был надежной второй скрипкой. Здесь он впервые почувствовал вкус плей-офф и вышел на свой пиковый уровень. В 2004 он едет на свой единственный Ол-Стар Уикенд, и в том же году получает Защитника Года. Все говорили о его великолепной, просто звериной защите и о неоспоримой пользе, пока не случилось событие, которое навсегда заставило смотреть на него, как на главного безумца современного баскетбола. Драка в Пэлэс оф Оуберн Хиллс стала зеркалом души Рона. Он окончательно вышел из системы. Скажите, вы пошли бы драться с 20-тысячной толпой? Рон сделал это, ничто не мешало бешеному потоку болельщиков прорвать кордон секьюрити и разорвать 91-го номера. Но ему было все равно, в его голове скорее всего всплыли все самые страшные картинки детства. В болельщике, бросившим стакан ему в лицо, соединилось все зло, которое сопровождало Рона на протяжение всей жизни. Даже не сомневайтесь, он всей душой поверил в это сам, и скорее всего хотел проломить голову фана одним ударом, как хотели это сделать многие с самим Артестом в его бурном детстве…

«Индиана» без сомнения стала важной вехой в карьере Рон-Рона, но не главной. Его уход из команды оказался бесславным, не только из-за его огромнейшей дисквалификации. Рон изменил себе, он впервые захотел вернуться в мир больших очков, славы и денег. Когда его спросили почему он хочет покинуть команду, ответ мог бы шокировать сегодняшних болельщиков: «Мне нужен мяч. Когда я приходил сюда, то думал только о защите. Теперь же я понимаю, почему Коби, Джермейин и Трейси получают такие деньги». 25 января 2006 года Артест покидает Индиану, и переходит в «Сакраменто Кингз».Судьба наказывает Рона во второй раз. Он хотел уйти от Карлайла, который полностью контролировал «Пэйсерс», и он попал к Адельману, но в команду которая давно прошла свой пик. Он хотел получить свободу, и он ее получил, хотя чуть позже  понял, что все же перстень, такая мирская штука, все же для него многое значит. «Сакраменто» был для него этаким чистилищем, он все еще не заслужил баскетбольный рай, но уж точно избавился от многих вредных привычек, сопровождавших его в Чикаго и Индиане, и постепенно отходил от месилова в Пэласе. Его команда была крепким болотным обитателем, несмотря на все его усилия, они уже были не способны доползти до 8-й строчки.

Я очень хорошо помню этот разговор. В школьные годы многие из вас увлекаются чем-то всерьез, не отдавая себе отчета насколько нужно само это увлечение. Для меня НБА была тогда и кислородом и азотом, а дышать одними инертными газами, как вы знаете, невозможно. Для меня любой писк, доносившийся из новостных лент уже был глотком воздуха, что говорить о полноценных трейдах. Новость сражает меня наповал, и я набираю номер лучшего друга, который обожал «Хьюстон» Яо и Ти-Мака. «У меня классные новости для тебя дружище!». «Какие?» - с энтузиазмом отвечает вечный ненавистник «Лейкерс». «Ты знаешь, кто только перешел к вам? Рон-Рон!», «Артест? В Хьюстон? Диман это правда? Ой-ой-ой…». В течение часа я выслушивал историю, о том как «Рокетс» наконец-то надерут зад пурпурно-золотым.

Примерно та же реакция была и в самом Космо-Сити. Артест второй раз встречается с Адельманом, первым, но не последним, тренером которого он безмерно уважал. «Я сделаю, все что скажет Рик. Забивать, защищаться, выходить в старте, со скамейки, не важно, я уверен мы сработаемся». «Хьюстон» впервые получил тройку (Яо-Ти-Мак-Артест) сопоставимую по силе с тем трио, которое последний раз выводило «Хьюстон» в Финал Конференции (Хаким-Клайд-Баркли). В отличие от Сак-тауна, в Хьюстоне Адельман получил материал для глубокого рывка в постсезоне. Но сила «Рокетс» заключалась не только в главных 6 руках, Адельман вновь создал команду с большой буквы. Еще в прошлом сезоне, без Рона, они на безумном командном духе одержали 22 победы подряд без Мина. Как и «Трейл Блейзерс» Дрекслера, как и «Сакраменто Кингз» Уэббера, Стояковича и Бибби, так и «Хьюстон» 08-09 были коллективами с явным автографом Адельмана, способные разорвать любого соперника. Впервые Рон-Рон ощущает капельку семейного счастья, которого так не хватало одиннадцатилетнему озлобленному подростку. Впервые он чувствует, как демоны в его голове начинают затихать: он обнимает Яо, с радостью лобызается с местными болельщиками, делает еще тысячу мелочей, которые еще больше приблизили его к абсолютному счастью, которое ждало его впереди.

…но не в Хьюстоне. Тело МакГрейди не выдерживает и ломается, не дотянув и до половины чемпионата. Ударное трио распадается, а третьим лучшим игроком становится рабочая лошадка – Луис Скола. Казалось »Хьюстон» теряет все шансы наконец-то разрушить проклятье первого раунда, однако команда занимает 5-е место, и наконец-таки проходит злосчастный этап – в равной серии повержен «Портленд». Для Артеста, да и для любого игрока «Хьюстона» наступает момент истины, пройти «Лейкерс» им поможет только чудо, но вместо него они получат нокаутирующий удар – в третьей игре Яо получает травму, поставившую крест на его недолгой карьере. Рон-Рон бросает все силы на защиту, для него это личное: паренек из гетто, настоящий воин пытается доказать всему миру, что он может быть лучше главной звезды лиги, золотого мальчика НБА – Коби Брайанта. «Хьюстон» дает бой без Яо, постоянно играя против двух башен, доводя серию до седьмого матча. И…чуда не случилось, «Рокетс» оставили все силы позади, Рон падает на колени…

Артест меняется навсегда, он оставляет свой имидж гангстера, он больше не говорит о своем особом положении, он понимает, что помимо безумства и своеволия есть вещь даже более сладкая – чемпионский перстень, ставший «Прелестью» и для него. Рон бросается за ним, ему абсолютно все равно, что, по сути он подписывает контракт не с действующими чемпионами, а с миром пафоса и гламура, постоянно окружавшего «Лейкерс». Впервые в жизни, на один год он становится таким как все, имеющим определенную цель, ради которой он будет выполнять любые установки Джексона, просьбы Коби и Фиша. Рон-Рон жертвует последним оплотом гордости – атакой. Таким Артеста не видел еще никто. «Я понял, что признание это круто, но добиться его можно только победами». Вот поэтому его запомнят как прежде всего игрока «Лейкерс». Артест в «Чикаго» был юнцом, который использовал каждый момент, чтобы насладиться прелестями жизни. Артест в «Индиане» был гангстером, который плевал на всех и каждого. Артест в «Сакраменто» был на перепутье и жизненной и баскетбольной дорог. Артест в «Хьюстоне» нашел свою команду, но так и не смог найти мира.

Именно в Лос-Анджелесе он его обрел. Наконец-то к нему пришло понимание того, что можно просто играть, не искать мотивацию в ненависти к противнику, а просто защищать свое кольцо, своих партнеров. Если в Хьюстоне он впервые за долгие годы ощутил счастье, то в ЛА он обрел настоящую семью. Фил Джексон стал отцом и главным наставником, Коби Брайант старшим братом и мудрым советником, Шэннон Браун и Ламар Одом просто корешами, будто они росли вместе всю жизнь. Нигде раньше он не был так уверен в своем окружении, в правильности своей роли. Он мучился с треугольным нападением, явно недобирал в бросках, от чего страдал процент, но когда от него требовалось решающее усилие, он выкладывался на 100% уже не ради удовлетворения своей гордыни. Ради команды, закрывая Дюранта, добавляя мяч в 5 матче с «Финиксом», забивая по сути победный трехочковый на последней минуте решающего матча с «Бостоном». Он доказал всем, что любой может стать лучше, если поймет, как можно помочь своим близким. Если это сделал такой безумец как он, то значит, это может сделать каждый.

Эпилог

После чемпионства, Артест окончательно размякнет. Отдав все, что можно в одном сезоне, подарив своим партнерам  чемпионство, он переключится на благотворительность и другие занятия вне баскетбола. Он резко прибавит в весе, и потеряет в скорости, однако уже точно не потеряет любви местных болельщиков. Он в очередной раз разрушил стереотип, от которого не могут, а большинство и не хотят избавиться по сей день – за «Лейкерс» играют не только пай-мальчики с бешеным вниманием прессы, но и люди, которые находятся далеко от этих стандартов. Судьба посмеялась над ним, отправив за последним шансом в самую пафосную команду лиги, а он просто взял и превратил это в один большой Rondemption.Его причуды никуда не ушли, да, он по-прежнему сумасшедший, каким и оставался во всех своих 4 бывших командах. Рон-Рон все еще размахивает локтями, соглашается вести прогнозы погоды, снимается в фильмах, до сих пор пишет музыку и уже успел изменить имя. Он давно уже не может нормально защищаться против лучших третьих и четвертых номеров лиги, но это уже не имеет никакого значения. Самое главное - он попал в свой, неведомый нам, рай.

P.S.

Пару соленых капель упало на мой рабочий стол, после финальной сирены седьмого матча финала 2010 года. Первый раз в жизни, я в прямом эфире наблюдал триумф моей команды. Наверное, с улыбкой Джокера я выслушивал каждое слово послематчевых интервью, и зачем-то оставил трансляцию, которая плавно переросла в пресс-конференцию. И вот с бешеным ором в нее влетает Артест. Он хватает хлопья, просит аплодировать ему, говорит, что отправится праздновать в клуб, наконец, просто несет какую-то чушь и без капли стеснения зовет всю свою семью в небольшое помещение, опять наплевав на все протоколы. Я больше не мог сдержать слез вперемешку со смехом. Мне было абсолютно не важно, кто был на моем мониторе - ребенок или чудак, я увидел настоящее человеческое счастье.

Рон Артест, спасибо за оказанную мне честь…