14 мин.

Искатель из Милана. Путь Майка Д’Антони

Судьба захотела свести этих двух людей еще раз, в самом неожиданном для них месте

Быть болельщиком «Лейкерс» хорошо, быть внутри этой организации не очень. Каждый год все, от высшего менеджмента команды до работников Стейплс Центра, испытывают на себе колоссальное давление. Оно создается благодаря множеству факторов: победной истории, огромного рынка, наконец, Голливудской пыли, которая не имеет права не сиять, даже на спортивных аренах Города Ангелов. Болельщикам же такая философия клуба приносит сплошное удовольствие. Им не надо думать о каких-то драфт-пиках, стратегии на ближайшие годы. Они знают, что если уж команда в каком-то сезоне не будет претендовать на чемпионство, то в любом случае сделает необходимые обмены в ближайшее время, чтобы уж в следующем году наверняка отправится за трофеем Лэрри О`Брайена. Но, с другой стороны, такая философия клуба превращает этих же самых болельщиков в настоящих циников, а, может быть, просто открывает истинную человеческую сущность: «Хочу, хочу, еще, еще, сейчас, больше, еще больше». Если это внутренний голос не каждого болельщика «Лейкерс», то большинства уж точно.

 И вот под всем этим покрывалом, сотканным из истории, величия, Голливуда и постоянных ожиданий, находятся такие же люди, как в «Миннесоте», «Милуоки», «Шарлотт», «Орландо», «Юте». Просто этого никто не хочет замечать, просто потому что это Лос-Анджелес, просто потому что это «Лейкерс». Это как разные столы в покере. За одним ставками служат драфт-пики, денежные компенсации, списанные контракты. А за другим выходы в плей-офф, безумные обмены со звездами, максимальные контракты и налог на роскошь. За последним, естественно, всегда сидят «Лейкерс», которые никогда не переходят за другие. И если уже ты попал за этот стол, уже не имеет значение, кем ты был раньше, какие на сегодняшний день у тебя ресурсы, насколько тебе тяжело. И за этим столом не приветствуется дружеские отношения, улыбки здесь натянуты, потому что игра идет за самый большой баскетбольный куш в мире. Каждый сезон я пытаюсь разглядеть в этом мире, полном лицемерия, кто же представляет «Лейкерс», кто выходит на паркет каждую неделю с одним из самых больших грузов за спиной во всей НБА. Кто эти люди и какие они есть на самом деле, люди, не игроки, тренеры, менеджеры. Сегодня я попытаюсь заставить вас разглядеть человека в одном из самых критикуемых тренеров современности, и не важно, справедлива ли эта критика или нет. Это ЛА детка, здесь всегда идут в олл-ин.

Майкл Эндрю Д`Антони родился 8 мая 1951 года  в семье известного баскетбольного школьного тренера в крохотном городке Маллинс, что находятся в Западной Вирджинии. Жизнь не преподнесла белому пареньку особого выбора – помимо знаменитого отца, который попал в зал славы штата, в семье находился еще один человек, во многом предопределивший будущий род занятий Майка. Именно Дэн, старший брат, стал светочем, который привел Майкла в мир взрослого баскетбола. «Мой брат был для меня настоящим примером. Хотя он мне и никогда не советовал идти в Маршалл. Я сам решил пойти по его стопам», – рассказывает Майк. Сразу же после окончания, надо заметить весьма успешной, карьеры, Дэн решил ненамного задержаться в Университете Маршалла в качестве ассистента главного тренера. В этот же год в студенческой команде появился его младший брат. «Он был настолько умен, что мог в один миг пялиться на черлидершу, а в другой миг отдать пас свободному партнеру», – писал в 1972 Уилльям Рид из SI. Уже в колледже младшенький познал вкус триумфа, когда на пару с Расселом Ли вывел «деревенский» Маршалл в финальный турнир NCAA.

Майк и Дэн – оба члены Зала Славы Университета Маршалла

Д`Антони отыграл за университет все 4 года и в 1973 году был выбран во втором раунде «Канзас-Сити Омаха Кингз». Так получилось, что именно первый сезон стал для него самым успешным, когда он смог попасть во вторую команду новичков по итогам сезона. Затем были 3 неудачных года и смена пары команд. Майк понял, что ему не суждено заиграть в НБА на высоком уровне, белому парню со стандартной антропометрией здесь было не место. В тот самый момент и проявился характер великого искателя. Выбор был сделан, Майк отправился покорять Европу.

«Как только я пришел в «Олимпию» я сразу же заявил, что Д`Антони будет одним из двух иностранных игроков в составе», – рассказывает Дэн Питерсон. Первый сезон в Серии Д’Антони противостоял болонскому «Виртусу», команде Питерсона, его будущего тренера в «Олимпии». Их союз принес Милану небывалый успех и сделал местную команду одним из гегемонов итальянского чемпионата. В майке «Олимпии» Майк 5 раз (1982,85,86,87,89) выигрывал чемпионат Италии, брал Кубок Корача (будущий Кубок УЛЕБ) в 1985, и 2 титула Евролиги в 1987 и 1988 годах. В 1986 году в команду приходит легендарный Боб Маккаду, с которым Д`Антони составил одну из самых грозных связок «большой-маленький» за всю историю баскетбольной Европы. «Майк был настоящим тренером на площадке. Чтобы разыграть комбинацию, ему не требовалось каких-либо знаков или жестов, он работал на автомате. Более того, я очень часто советовался с ним во время таймаутов по поводу игровых схем и комбинаций. Майк вел команду к успеху на протяжении всей своей карьеры», – заключает Питерсон.

Мало кто в Европе мог остановить Майка Д`Антони в составе Олимпии из Милана

После того как Майкл получил итальянское гражданство, он тут же согласился представлять Италию на международной арене. Правда, единственным его крупным турниром стал Евробаскет-89, в котором он так и не набрал ни одного очка. Это был закат, Д’Антони все прекрасно понимал и в 1990 году повесил кроссовки на гвоздь, став в будущем одним из 35 самых лучших игроков Евролиги за всю историю. Дописав последнюю главу книги игрока, он тут же начал новую книгу тренера, при чем в уже ставшим для него родным, Милане. Казалось Д`Антони и не убирал ногу с педали газа. В течение 4 лет Д’Антони тренировал родную команду, выведя ее в финал четырех Евролиги (1992) и одержав победу в Кубке Кораче (1993). Победу в серии Д`Антони-тренер уже одержал в другом итальянском гранде – «Беннетоне» из Тревизо в сезоне-96/97. За все это время Майк не пропустил ни одного плей-офф итальянского первенства. Уже в следующем сезоне Д`Антони решает первый раз вернуться на Родину, и попробовать покорить НБА уже в качестве тренера. Однако дебютанту достались совсем еще «зеленые» «Наггетс», которые в укороченном сезоне под его руководством показали жалкие 14-36. После провального года Майк решил перезапустить свою карьеру и следующий сезон проработал скаутом «Сперс». В сезоне-2000/01 Д`Антони первый раз в жизни становится ассистентом главного тренера. Памятное событие произошло в Портленде времен «Джэйл Блейзерс». Следующий год, и давно знакомая ступень – главный тренер все того же «Беннетона» из Тревизо. Д’Антони во второй раз берет серию и выводит команду в «Финал четырех» Евролиги.

Миссия выполнена. Д`Антони стал легендой в Европе и с этим вряд ли поспорит хотя бы один историк европейского баскетбола. Майк не захотел выигрывать Евролигу, он знал, что впереди его ждет совсем другой трофей, который в итоге так и остался непокоренным. В 2002 он уже находился в стане «Финикса» вновь в роли ассистента. И уже в следующем сезоне он стал главным тренером аризонской команды. Приняв коллектив практически в начале чемпионата, Энтони закончил сезон с показателями 29-53, однако получил кредит доверия от руководства и в итоге остался в своем кресле. С этого времени Майк Д`Антони начал свое восхождение к вершине.

Большинство поклонников «Финикса» признают именно эту команду лучшей за всю историю клуба

Конечно нельзя сказать, что Стив Нэш сделал Д`Антони великим тренром или, по крайней мере, хорошим, но то, что судьбы этих двух людей сплелись не напрасно, если не факт, то вполне достоверное оценочное суждение. Будто две реки слились в один мощный поток, который вылился в самую романтичную команду 21 века, команду, влюбившую в себя миллионы баскетбольных болельщиков по всей планете. Стив Нэш нашел своего тренера, Майк Д`Антони нашел своего разыгрывающего, и мир узнал что такое ран-н-ган. Д’Антони не опустится ниже 65% побед во всех 4 сезонах в Финиксе, Нэш получит 2 статуэтки МВП, Стаудуемайр получит новичка года, «Финикс» получит команду, каждый год претендующую на титул. И каждый год под руководством Майка им всегда будет чего-то не хватать. В 2005 и 2007 они наткнутся на самый фундаментальный и безжизненный поезд той НБА «Сан-Антонио». В 2006 в противостоянии с «Далласом» для победы им не хватит выбывшего Амаре. И как бы не были великолепны все эти составы, у них была одна и та же ахиллесова пята – защита. Именно здесь Д’Антони получил клеймо «тренер без защиты».

 Ран-н-ган или так же известный как SSOL (seven seconds or less) был по-настоящему уникален. Это был настоящий торнадо, великолепно управлявшийся из его эпицентра канадским маэстро. Так быстро, так много, и одновременно так точно не атаковал практически никто за всю историю НБА. Но как только начинался плей-офф, игра сама била по тормазам, рассыпаясь на очные защитные дуэли, где «Санс» и ожидал постоянный крах. Уже в плей-офф 2007 стало ясно, что ветераны аризонцев прилично накушались полными сезонами, и именно это стало (если считать проблему Данкана константой) одной из причин краха. Сезон-2007/08 стал решающим в аризонской карьере Энтони. Менеджмент решил пойти на высочайший риск, выменяв О`Нила на изношенного Мэриона. Трехочковая угроза потихоньку начала спадать и SSOL начал снижать обороты. И вновь в первом раунде «заклятые» «Сперс» и вновь равная серия, в которой удача (Грегг Попович такую не знает) оказалось на черно-белой стороне. Шак не помог, а к Майку приклеился еще один ярлык – «тренер анти-клатча» или «тренер без инстинкта убийцы». Для Д’Антони все было кончено. Но его следующий контракт станет еще большой ошибкой, даже большей, чем вся их совокупность в Финиксе, и позже он признает это сам.

Оба не хотели видеть друг друга в одной команде, но желание игрока исполниось первым

В Нью-Йорке Д`Антони ждали авгиевы конюшни имени Айзейи Томаса. Гераклом был назначен Донни Уолш, выписанный из Индианы. И даже в условиях абсолютной перестройки и освобождение места под кепкой, Д`Антони умудрился оставаться на уровне 35% побед за сезон, когда главными «звездами» команды были совсем молодые Ли, Робинсон, Хэррингтон и Чендлер. По-настоящему шанс в «большом яблоке» усачу выпал лишь в сезоне-2010-11, когда очередную «гениальную максималку» получил Стаудемайр, как раз отправившийся в Нью-Йорк, плюс «Никербокерам» удалось заполучить Рэймонда Фелтона. Майк наконец-то получил стоящий материал для работы, из которого вылепил вполне приличную пик-н-рольную связку Амари и Рэймонда, разбавив приличными вингами в лице Чендлера и Галлинари. Это было свободное нападение, которое саморегулировалось довольно исправно в отличие от мирового рынка. И только-только модель обрела реальные черты, Энтони получил пулю в висок. Негласное правило «одна звезда лучше кучи классных ролевиков» похоронила по сути так и не начавшуюся нью-йоркскую карьеру Майка. Джордж Карл был вне себя от счастья, когда узнал, что к нему направляется куча таланта в обмен на любителя мыльных опер и, цитируя самого Карла, «бол-стоппера». Этот самый мяч теперь постоянно застревал в Нью-Йорке, а не в Колорадо. Первый и пока что последний раз Д`Антони имел дело с игроком, который абсолютно не вписывался в его игровую доктрину. Отставка была лишь делом времени. Понимая, что будущего в НЙ у него нет, Майк сам сделал первый шаг. «Как это произошло? Я просто направлялся на тренировку, и тут мне пришла в голову эта мысль. Все кончено. Я должен уйти, потому что мы направляемся в никуда».

Позже старший брат, уже давно работавший помошником младшего, скажет, что он просто благодарен Майку за предоставленную возможность и что он всегда остается на его стороне. Но что самое удивительное, ни в одном из интервью после отставки не прослеживалось нотки сожаления. Складывалось такое ощущение, что большой рынок совсем не опалил крылья великому мечтателю и искателю. Он по-прежнему смотрел матчи дома и по-прежнему хотел тренировать, никогда не скрывал этого. Но то, что вышло в итоге поразило не только всю спортивную Америку, но и самого Д’Антони.

Вообще вся эта история с Джексоном попахивает нехорошим душком, и явно является темой для отдельного разговора по душам. Но наблюдая за всем сезоном и за действиями Митча Капчака, я прихожу к выводу, что найм Майка выглядит вполне логичным. Капчак проводит потрясающе консервативный сезон, так и не обменяв никого из большой четверки по ходу сезона, да и вообще никого. Какой-то четкий пазл вдруг сложился в его голове, и он не захотел его рушить. Почему? Что заставило его так поверить в Майка и что заставило уволить Майка Брауна после 5 игр? Официально он объяснил это тем, что у организации нет времени ждать, что команда построена для победы сейчас. И я уже не очень верю в то, что Джимми Басс в одиночку принимал решение. Но во всех новостях первым именем всегда было «Майк Д`Антони», а не «Фил Джэксон». В Лос-Анджелесе на это не обращали внимания, пока не состоялась пресс-конференция, на которой усач был представлен официальным главным тренером. Это был шок, как культурный, так и со спортивной точки зрения. Вы можете найти свои тысячи причин, почему именно Майк. У меня есть своя субъективная точка зрения.

В ЛА эта картинка скорее рассмешит, чем вселит надежду

Если вы вновь взгляните на всю биографию Д`Антони, возможно, вы меня поймете. Майк – командный игрок до самых костей. Семейный человек, любящий свою жену и сына, находящийся в прекрасных отношениях со своим братом. Он всегда играл на команду, будучи разыгрывающим и в колледже и в Италии. Получив работу главного в Финиксе, он вел команду уже с помощью своего наместника на корте – Нэша, как когда-то вел «Олимпию» через него Дэн Питерсон. Если вы посмотрите на состав тренеров Дрим Тим эры Кржижевски, вы тоже заметите отсутствия там «звезд». Макмиллан и Бохейм обыкновенные рабочие лошадки, работавшие с командами в их самом прямом значении. «Он настоящий тренер для игроков, у нас великолепные отношения», -  рассказывал Бэрон Дэвис. Даже после своей отставки, он по-прежнему в течении нескольких дней получал звонки от игроков «Никс». Для него каждая команда была как семья, как отец, как Дэн, как команда университета Маршалла. Это говорит о многом.

Вы знаете, в баскетбольной среде есть такое поверье, что кого бы ни выбрали «Никс» на драфте, парня все равно освистают. Примерно такая же ситуация наблюдается с приглашением нового тренера «Лейкерс», если его не зовут Фил Джэксон. Недоумение, это лишь мягкая интерпретация того, что обрушилось на голову Майка в ЛА. Если восторженных откликов не было вообще, то помои выливались с пугающей регулярностью. Но самое удивительное, что, в отличие от Брауна, Энтони получил единогласную поддержку игроков «Лейкерс». И это произошло  не только потому, что и Брайант, и Нэш, два самых авторитетных ветерана в команде, знают Д`Антони лично. Они знают, что Майк никогда не шел в открытый конфликт. Если он чувствует, что в его жизни наступает этап гнетущей неопределенности, либо беспросветный тупик, он сворачивает с этой дороги. Тем более, он не стал бы браться заранее за дело, которое казалось бы гиблым. Они знают его репутацию командного игрока, знают живую натуру. И если он говорит, что верит в команду даже на протяжении всего сезона с отрицательным балансом, значит это действительно так, потому что он на самом деле очень позитивный человек. Возможно, именно это почувствовал Капчак, возможно нет. Но я уверен, что приход Майка в ЛА не случаен, потому что в его жизни нет случайностей.

Сложно сказать, что больше всего убило «Лейкерс» в этом сезоне, в любом случае одним из первым, кто будет наблюдать кончики указательных пальцев, будет Майк Д`Антони. И он этого не боится. Он не боится уже второго большого рынка в своей карьере, он не боится истории величия, он не боится того, что по сравнению с Джэксоном он смотрится деревенщиной из Западной Вирджинии. И его абсолютно не волнует то, что его поносят от Камчатки до Каскадии. Он находится в статусе живой европейской легенды, он выигрывал Тренера года, он единственный из ныне живущих был наиболее близок к яростному победному смеху в лицо тем, кто из года в год твердит, что только защита приносит титулы. И я благодарен ему за эту дерзость, за смелость, за то, что он принимает вызов судьбы, за поступок мужественного человека. И если люди, которые должны быть ему благодарны от Италии до Аризоны вдруг не встанут и не похлопают, услышав его имя, то я это обязательно сделаю, стоя похлопаю великому искателю из Милана.

P.S.

«Да, я знал, что он станет великим тренером. У него прекрасные корни, и отец, и брат отдали всю жизнь баскетболу. Я всегда видел в нем атакующего гения, как на площадке, так и вне ее. «Тренер Года» не стал для меня сюрпризом, я все понял еще в 1978» – Дэн Питерсон.