Игорь Смыгин – важное звено в ротации «Енисея»
Уже в ближайшем поединке «Енисея» с ЦСКА в игру после травмы должен вернуться защитник Джейсон Рич. Событие это для красноярской дружины радостное. На старте сезона американец показал себя с лучшей стороны и, по сути, был главной атакующей опцией команды. Вопрос в другом. Возвращение Рича, привыкшего играть много, внесет серьезные перемены в уже устоявшуюся за последние пару месяцев ротацию игроков задней линии красноярской дружины. Тренерскому штабу нужно будет найти для Джейсона 30 с лишним минут.
На самом деле ситуация здесь не самая однозначная. Для того, чтобы понять, кто же в итоге будет обделён, давайте сначала посмотрим, а кто же больше всех «выиграл» от травмы американца. Для этого обратимся к таблице, в которой все будет прекрасно видно.
Что же мы имеем в итоге. Котишевского вынесем за скобки. Алексей на старте сезона мог бы играть и больше, но он сам восстанавливался от травмы, полученной накануне чемпионата, и его игровое время было лимитировано необходимость плавного набора формы. И получается, что максимальную пользу в виде игровых минут от травмы Рича извлекли на пару Игорь Смыгин и Вячеслав Зайцев.
Это действительно так. Оба стали играть больше, вот только положительный эффект из данного обстоятельства извлек только один. Смыгин после робкого старта начал прибавлять от игры к игре, и сейчас его присутствие в стартовой пятёрке команды уже не выглядит авансом или нелепой прихотью тренерского штаба «Енисея». Игорь нашёл свою нишу, и лично мне нравится его игра.
Однако сейчас в свете возвращения Рича за судьбу Смыгина становится тревожно. По последним матчам видно, что Игорь может выступать на одном уровне с Комаровским и Котишевским. Тем не менее, в отличие от них, Смыгин не имеет «гарантированных» минут. Очень боязно, что свое игровое время Джейсон получит как раз за счет тотального урезания минут россиянина.
Это было бы неправильно. Если уж «делиться», то всем. Тем более, если мы говорим о слабых звеньях в задней линии, то есть более подходящая кандидатура на роль шестого лишнего – Вячеслав Зайцев. Смыгин и Зайцев – игроки разноплановые. У каждого из них свои плюсы и минусы, отличные друг от друга. У них даже позиции формально разные. Однако сейчас эти два игрока являются прямыми конкурентами за место на площадке. С игровой точки зрения здесь все ясно. И, если в ближайших матчах «Енисея» эти два баскетболиста получат равное время, лично для меня это станет серьезным поводом задуматься относительно целей, которые ставит перед собой руководство и тренерский штаб сибирской дружины.
Нет, Смыгин, конечно же, не суперзвезда. Он вообще далек от любых звездных величин. Это простой ролевой игрок, имеющий, по сути, лишь один весомый козырь – дальний бросок. И все же. Знаете, порой возникают странные желания. Речь сейчас идет о том, чтобы баскетболист сохранил статус-кво после возвращения в строй маститого легионера. Но ведь по хорошему счету Игоря нужно не забывать на дальнем конце скамейки запасных, а еще эффективнее задействовать в атакующих схемах команды. В отличие от тех же Котишевского (бросает из-за дуги только в статике) и по большей части Комаровского (лучше и чаще атакует из-за дуги в статике), Смыгин умеет бросать и попадать дистанционные броски в динамике после выходов из-под заслонов сразу после получения мяча.
Исходя из недавних матчей, можно выделить несколько вариантов использования Смыгина в нападении, которые могли бы принести «Енисею» немалую пользу.
1. Броски при сдваиваниях на «больших»
Этот аспект в полной мере пока не реализован командой. Джефферсон пока еще только набирает форму, и соперники сдваиваются на нем реже, чем хотелось бы. А Ризвича, Кикановича и Губанова оппоненты и вовсе не боятся. Периодически кто-либо из этой троицы выдает неплохие отрезки под чужим кольцом, но на систематической основе давления в «краске» от них трудно ожидать. Следовательно и тяжело строить нападение, исходя из их возможностей доминировать. Так что ждем и надеемся на Джефферсона. Если форвард начнет забивать, к нему начнут сдваиваться и для снайперов, в число которых входит и Смыгин, появятся открытые зоны на периметре.
2. Броски в раннем нападении
«Енисей», хоть и не так часто, но все же бежит в быстрые отрывы. Причем бежит довольно централизовано. У каждого из игроков своя задача. Например, тот же Смыгин в ожидании передачи уходит в угол или же на край. Это довольно-таки удачный выбор для Игоря. Игроки противника инстинктивно стараются в такие моменты закрыть ближние подступы к кольцу и не сильно заботятся о подстраховке углов и краёв. Так что снайпер получает хорошую возможность для открытых бросков с пристрелянной позиции.
3. Броски из углов
«Енисей» в нынешнем состоянии довольно часто использует тактику «от прохода». С возвращением в строй Рича подобная атакующая стратегия получит второе дыхание. Одним из следствий подобных рывков являются скидки на периметр. Обороняющиеся часто страхуют подобные проходы под кольцо за счёт оставления позиций на дуге (в особенности в углах площадки). Для Смыгина позиция в углу площадки уже стала естественной. Из углов Игорь в этом сезоне атакует с 50%-ной точностью.
4. Off-screen комбинация с выводом Смыгина на чистое кольцо
«Енисей» довольно часто использует различные off-screen комбинации (комбинации с выводом игроков на бросок через заслоны). В нескольких из них активное участие принимает и Смыгин.
Одним из самых распространенных является взимодействие, при котором один из защитников забегает под кольцо. Изначально его отработали Комаровский и Котишевский. Позже к ним присоединились и другие защитники «Енисея». Успешнее же всего комбинация работает именно тогда, когда в качестве наконечника выступает Смыгин. Игорь так и забил редкие для себя двухочковые броски в матчах с «Нимбурком», «Жальгирисом» и «Цмоки-Минск».
Механизм комбинации прост и незатейлив. Смыгин получает мяч на периметре, адресует его на другой край партнёру по задней линии (чаще всего Комаровскому).
После этого Игорь совершает быстрый рывок к кольцу мимо одного из «больших» «Енисея».
«Большой» отсекает опекуна Смыгина.
Ну а дальше идёт передача на кольцо и лёгкие два очка в корзине соперника.
5. Off-screen комбинация с выводом Смыгина на периметр
Также в арсенале «Енисея» есть комбинации с выводом Игоря на периметр через заслоны. Смыгин один из немногих игроков команды (на пару с Ричем и, возможно, Даудэллом), способный атаковать с высокой эффективностью с ходу сразу после получения передачи. Этим надо пользоваться. Создавать ситуации. Такие как здесь.
Смыгин совершает рывок на дугу от лицевой линии.
При этом его опекуна сначала отсекает Комаровский.
А затем второй заслон ставит и Ризвич.
В итоге у Смыгина есть время для того, чтобы принять мяч, развернуться и сделать бросок по кольцу.
В заключении хочется сказать, что Игорь вряд ли выбьется в лидеры «Енисея», но при правильном использовании баскетболист способен будет привнести свою толику полезности команде, которая уж точно лишней не будет. Главное сейчас не растерять тот задел, который Смыгин успел сделать за последние полтора месяца.