Теодорос Папалукас: ЦСКА? Это сродни возвращению домой
Какое это странное ощущение – встретиться с кумиром детства. Вот он, тот самый двухметровый грек, лежит на паркете и выполняет растяжку. А в голове, словно заело, прокручиваются последние восемь секунд матча ЦСКА – «Тау Керамика». Это был конец марта 2004-го, а погода стояла такая же, как сейчас, даром что на дворе Новый год. Счёт на табло 82:82, владение у басков. Мяч скидывают из-за лицевой Пабло Приджиони, но Папалукас будто этого ждёт: он резко бросается к аргентинцу, перехватывает мяч и вколачивает его сверху. После чего поворачивается в сторону скамейки запасных «Тау», разворачивает ладонь торцом, прислоняет к горлу и делает обезглавливающее движение. Да что говорить, он это и сделал. Уже на следующий год «армейцы» получили от басков сполна в московском «Финале четырёх», но то поражение уже стёрлось из моей памяти – остался лишь факт. А вот этот жест Папаса так и стоит перед глазами.
И вот он, тот самый грек, майки с фамилией которого и цифрой 4, пожалуй, были самым ходовым товаром, идёт навстречу. Живая история московских «армейцев», с чьим именем связан самый яркий период в истории клуба, перед тем как сесть на трибуну, первый задаёт вопрос: согласовано ли интервью с администрацией? Признаться, такого на моей памяти ещё не случалось. Тем более о каком разрешении может идти речь, если Теодорос пока не подписал с клубом никакого соглашения.
– Что для вас значит снова оказаться в ЦСКА? – Это сродни возвращению домой. Это прекрасная возможность играть в России, и я очень счастлив снова оказаться здесь. В Москве я встретил своих старых друзей и постараюсь сделать всё от себя зависящее, чтобы помочь команде выполнить самые тяжёлые задачи.
– Кому принадлежит идея вашего возвращения в стан «армейцев»? – Это совместное решение тренера и руководства клуба. Вы знаете, как работает команда здесь – успеха можно достичь, только когда все вместе действуют слаженно.
– А когда вы вообще в последний раз были в России? – С тех пор как я покинул ЦСКА в 2008-м, сюда я не прилетал. Так получилось, что ни разу ни «Олимпиакос», ни «Маккаби», пока я выступал за эти команды, не попадали на российские клубы в Евролиге.
– Скучали по стране? – О России не скажу, а вот по команде – очень.
– Даже по зимам? Не смутила погода, ведь когда вы прилетели в Москву, на дворе стояло «-23″, а сегодня на столицу обрушился сильный дождь со снегом? – Когда ты приезжаешь в Россию на короткий период, то особого внимания на это не обращаешь. С другой стороны, после Тель-Авива довольно тяжело привыкнуть к местному климату. Но я уже знаком с погодными явлениями в Москве – чего я только не увидел за шесть лет. А сейчас я здесь на пять-шесть месяцев, поэтому всё в порядке.
– Думаете, если и останетесь – только до конца сезона? – Пока об этом рано говорить.
– Какую роль отводят вам в ЦСКА? – Я здесь, чтобы оказывать всевозможную поддержку, даже без меня в распоряжении «армейцев» был целый ряд высококлассных талантливых игроков и прекрасных атлетов. Тем не менее сейчас команде требуется мой опыт.
– Существует мнение, что вы прибыли в Россию, чтобы стать своеобразным наставником для Милоша Теодосича, на которого возлагаются большие надежды и который не всегда их оправдывает. А ведь он стал звездой европейского уровня в «Олимпиакосе», когда вы играли вместе с ним. – Милош – великолепный игрок, мы знаем друг друга уже пять лет, три из которых провели в одной команде. Но наставник ему явно не нужен, и я приехал сюда помогать всем, а не одному отдельному человеку. Для меня это лишь отличная возможность играть за одного из фаворитов в борьбе за чемпионство Евролиги.
– С кем из команды вы знакомы, кроме Милоша? – До моего отъезда в «Олимпиакос» я выходил на паркет с Виктором Хряпой, Антоном Понкрашовым и Андреем Воронцевичем. Ну и так получилось, что мне когда-либо доводилось играть против большинства из тех, кто сейчас собран под знамёнами ЦСКА. Даже если и не сталкивался с кем-то на площадке, то уж точно видел по телевизору. Тем не менее потребуется какое-то время, чтобы я привык к ним, как и они ко мне.
– Кто из новых партнёров впечатлил больше всего? – Все понемногу. Если ты оказался в ЦСКА, это автоматически означает, что ты хороший игрок, выступающий за выдающуюся команду. Бывает, что ты талантлив и атлетичен, но ещё не готов выходить на паркет в составе такого большого клуба.
– Что важнее для вас: просто возвращение в ЦСКА или возможность работать под руководством Этторе Мессины? – И то, и то: я думаю, что это прекрасный симбиоз команды и тренера. Я рад тому, что могу одновременно играть за ЦСКА и с таким выдающимся наставником.
– Изменились ли методы работы Мессины за последние четыре года, учитывая его опыт работы в НБА? – Я здесь всего лишь один день, мне сложно это оценить, но, несомненно, в «Лейкерс» он приобрёл новые знания. Уверен, что работа в НБА помогла ему несколько изменить свои взгляды на баскетбол.
– Следили ли за матчами ЦСКА в этом году? – Смотрел по мере возможности.
– Как думаете, насколько высоки шансы «армейцев» выиграть Евролигу в этом сезоне? – Я думаю, что ЦСКА мог триумфально завершить сезон и без меня, поэтому я вдвойне рад оказаться здесь.
– Через год после того, как вы перешли в «Маккаби», «Олимпиакос» выиграл главный европейский трофей. Не жалеете о своём решении? – Нисколько, наоборот, я был очень счастлив и сразу же после сирены об окончании матча начал звонить и поздравлять своих друзей из клуба. Тот факт, что они победили без меня, не делает меня несчастным. Так же и ЦСКА – если бы они выиграли Евролигу после моего отъезда, я был бы рад за них. В составе обеих команд я провёл большую часть своей карьеры, я зарабатывал деньги, создавал репутацию, делал себе имя. И я не хочу, чтобы с моим отъездом из команды она опускалась на дно, я хочу, чтобы она продолжала свои победные традиции и сохраняла чемпионские амбиции. Я не отношусь к тем, кто желает неудач бывшим коллективам.
– За кого вы болели в финале Евролиги, в котором сошлись две ваших бывших клуба? – Это очень сложный вопрос, сердце разрывалось. Я по-своему поддерживал обе стороны, однако, когда отставание в счёте достигло «-19″, у меня появилось странное чувство, что греки смогут отыграться, что в итоге и случилось. Но для меня это скорее был матч двух классных команд, где по разные стороны баррикад были мои друзья.
– Знакомы ли вы с Фоцисом Кацикарисом? Знаете ли вы, что он назначен на пост главного тренера сборной России? – Да, конечно, я с ним знаком. Он отличный специалист, у которого уже есть опыт работы в России – я сталкивался с ним, когда он в 2005 году тренировал «Динамо» из Санкт-Петербурга. Его имя на слуху в Греции, особенно после выдающихся результатов, показанных «Бильбао». Мне же остаётся просто пожелать ему удачи. У сборной России сильная и очень атлетичная команда, но ему просто нужно дать время и не мешать работать.
– Как планируете отметить Новый год? – На паркете, буду тренироваться.