Виктор Хряпа: В ЦСКА легко не бывает
В монологе–интервью капитан ЦСКА Виктор Хряпа рассказал о влиянии брата на его карьеру, лучших друзьях, невезучести в стамбульском «Финале четырех» и о том, что пока не решил, в каком качестве поедет на следующий чемпионат Европы.
Вообще я любил плавание
Первый раз я взял баскетбольный мяч в руки в 7 лет в городе Киев в детской спортивной школе. Я пришел туда, потому что мой брат Коля занимался баскетболом. Он старше меня на три года. А вообще я любил плавать, после баскетбольных тренировок нас пускали в бассейн. Когда перестали пускать в бассейн и остался только баскетбол, я перестал ходить. Пока меня мама не выцепила и не наваляла мне по ушам.
Брат научил меня выживать. Брат был для меня больше как отец, пример для подражания. Наш папа умер рано, мне было 7 лет. Все, что я умею в баскетболе, все благодаря брату. Потому что если бы он не занимался баскетболом, я бы тоже не стал. Ключевой точкой стал переезд в Саратов, когда Коля подписал контракт с «Автодором». Через год с мамой мы переехали к нему. Там я заиграл.
В Саратове я познакомился с Сергеем Моней. Это было спустя 2,5 года, как я переехал туда. Сергей занимался в другой спортивной школе и только потом подключился к дублю «Автодора». Там мы подружились.
Я всегда подшучиваю над Моней, потому что он мой друг, и знаю, как он реагирует на мои шутки, и мне от этого весело.
Моя первая машина — «Лада» ВАЗ-2115 или просто «пятнашка». Купил в Саратове на все четыре зарплаты, которые мне были должны с февраля, купил ее без зазрения совести. Ездил два года на ней и даже в Москву первый год ездил на ней. А Сергей Моня на 99-й. Один раз нас встретил Александр Яковлевич Гомельский и спросил: вам что, зарплату не дают? Мы удивились: как так, в ЦСКА и зарплату не дают — конечно, дают. Он ответил: а чего вы машины до сих пор не сменили? Мы были единственными, кто ездил на русских машинах.
Скучаю по Кире
У меня не было прозвища в детстве. Я и сейчас просто Витек или Ви-Кей VK .
Мой лучший друг? Чтобы никого не обидеть, назову всех троих: Андрей Кириленко, Сергей Моня и Денис Хлопонин.
Кириленко сейчас в Америке, и я скучаю по нему как по другу и по игроку. Каждый раз, когда мы приезжаем играть в какой-то город, где были в прошлом году — в Краснодар, Казань, меня сразу воспоминания охватывают, что мы делали с Кирей здесь, как шутили. Сразу пишу ему: ты помнишь, дядя, наши похождения? Он отвечает, что были хорошие времена. Я рад, что свободный из-за локаута сезон он провел в ЦСКА и не только принес пользу нашим болельщикам, нашему баскетболу и ЦСКА, но и мне лично.
Хорошо, что у Алеши Шведа там есть Киря. Сейчас он играет, хорошо играет, у него есть компания. От меня он получил задание, чтобы в феврале он не поехал на All Star брейк, а занимался своим делом на звездном уик-энде на Матче новичков.
Больше всего не люблю в людях подлость. Есть только три друга, потому что у меня очень жесткий критерий к людям. Но я ко всем открыт и всем даю шанс. Сразу видно отношение людей, почему они с тобой общаются, из-за корысти или нет. Была у меня история еще в Саратове. Был друг из спортшколы, но потом он сделал подлость и был вычеркнут из списка друзей. Мы с ним больше никогда не общались.
Я тоже гадости делал, но все это «возвратка». Если мне какую-то гадость сделали, я могу и ответить. Все потому, что не люблю несправедливость. Мне все говорят, включая супругу Екатерину, что справедливости нет, и ее не найти. Но я все равно продолжаю верить и искать.
В ЦСКА легко не бывает
В баскетболе я не люблю несправедливость и предвзятое судейство. Я не хочу кричать на партнеров, но иногда приходится, так как это самый быстрый способ донести информацию в игре, когда шумит зал, нужно дать партнеру встряхнуться, чтобы он делал то, что может.
Я дрался на паркете в Саратове. Нас просто разняли, и мы продолжили играть. Это был матч с ростовским «Локомотивом». Забиякой был словенский чудо-ветеран Горан Ягодник.
Нелюбимые все игроки, которые играют грязно, не за счет своего мастерства, интеллекта, старания. Пример — Марко Попович: все знают, что он специально падает, кричит, но всегда дают на нем фолы. А есть те, кто играет в кость с опасностью нанести травму – Аксель Эрвель из «Бильбао». В прошлогоднем плей-офф он бездумно бил, куда хотел.
Знаю поговорку: команде сложно, когда много американских легионеров. У нас в этом году четыре серба и четыре американца было. Надеюсь, мы опровергнем этот факт.
Этторе Мессина тренер ЦСКА изменился. Поездка «за речку» Мессина год работал в »Лос-Анджелес Лейкерс» на него повлияла. Сейчас он многое по-другому воспринимает, у нас есть некоторые моменты из НБА и комбинации. Но по большей части он остался старым добрым Этторе Филипповичем, который нас воспитывает и тренирует.
Топовых фраз от Мессины не вспомню, я плохие слова не запоминаю. Но все их можно услышать на матче, когда мы проигрываем или выигрываем. Этторе никогда не стесняется в своих эмоциях и говорит это вслух. Зрители иногда даже хлопают.
В ЦСКА не бывает легко. Здесь большое давление, внимание, ожидания, требование от игроков. Все, кто думает, что здесь легко, глубоко ошибаются.
Мой лучший матч, как всегда, еще впереди. Конечно, золото Олимпиады хочется. Срок большой — еще четыре года, и с грядущими переменами в нашем баскетбольно-сборном мире неизвестно, как все сложится.
Америку построили инопланетяне
Я оцениваю свое выступление в НБА на твердую четверку. Сделал практически все, что зависело от меня.
Там я никогда не понимал, как там все работает. Мне казалось, что это прилетели инопланетяне и все построили. В нашей стране с нашим менталитетом и пониманием жизни у людей вряд ли бы это все сработало. Сейчас нам пытаются привить все западное.
В НБА сложно адаптироваться, если у тебя нет компании и друзей. Много таких примеров есть — Моня. Когда ты не играешь и у тебя нет общения, тяжело находиться там.
Мечта — это классное слово, которое можно применить к любому аспекту. У меня была мечта играть в НБА, и она сбылась. У меня была материальная мечта — купить машину, я купил ее. У меня была мечта иметь хорошую семью – у меня хорошая семья, мои дети и супруга радуют меня. Побольше нужно хороших желаний и целей, чтобы к ним двигаться.
Три важных матча
После сирены финального матча в Мадриде на чемпионате Европы 2007 года я подумал — заслуженная победа. Весь турнир мы отыграли очень хорошо, но Евробаскет так построен, что одна игра тебя может оставить в борьбе или выкинуть, что случалось с нами в предыдущие турниры. Мы выходили с первого места, а в четвертьфинале нас откидывало сразу на восьмое. И мы все эти годы были в середнячках. Но в 2007-м, как только мы прошли полуфинал, были уже совсем другие ощущения, была не столько идеальная игра, а больше трудовая победа над уверенными в себе испанцами.
Победу отмечали все вместе, дружно. Так, что никто не помнит, где и когда закончили. Все победы не имеют бурного отмечания, потому что сразу нужно ехать домой или в клуб. Времени мало на отдых.
В Лондоне на Олимпиаде-2012 после финальной сирены матча с Аргентиной я подумал, что сейчас прыгну на Кириленко и сломаю ему чего-нибудь — надо быть аккуратнее. Но он вовремя увернулся. Схватил мяч и обнимался с ним. В Лондоне мы были единственной сборной, которая добилась победы за счет командной игры. У всех остальных команд были звезды, на которых они в основном играли. У Испании – По и Марк Газоли, Руди Фернандес , Хуан Карлос Наварро. У нас была командная игра, проделали большой объем работы начиная с Каракаса. Конечно, могли взять серебро, но третье место заслуженное.
В мае в Стамбуле после финальной сирены матча с «Олимпиакосом» я подумал, что кто-то в лесу сдох, наверное. Такие совпадения, такую везучесть с их стороны и невезучесть с нашей можно редко встретить в баскетболе. Вторая мысль: если была бы серия плей-офф, а не «Финал четырех», у ЦСКА было бы гораздо больше титулов в Евролиге. В серии нам тяжело противостоять, тем более в прошлом году, когда у нас было по силе два состава. Ни одна команда не смогла бы выиграть у нас в серии.
Наш тренер – Понкрашов
Дэвид Блатт, экс-тренер сборной России ушел, мы уважаем его решение. Он много сделал для сборной. Следующий Евробаскет в Словении – я там уже был не раз. Следующим летом будет ясно, в каком качестве я поеду: может, болельщиком, может, игроком. Надеюсь, что Антон Понкрашов поедет тренером улыбается .
Тренер сборной России должен быть русским. Если наша федерация и мы хотим развивать наш баскетбол, нужно развивать не только игроков, но и тренеров. Хотелось бы, чтобы это был русский человек. Есть несколько кандидатов, но, судя по информации в прессе, они даже не рассматриваются. Поэтому мы готовы выдвинуть своего кандидата – Антона Понкрашова. Наша идея продвинуть Понкрашова в тренерский штаб, хотелось бы главным, но мы согласны на переговоры.
Очень странно, что мнение игроков не учитывается при выборе тренера. Понятно, что финансовые обязательства на себя берет федерация, но игроки сборной тоже должны иметь свою точку зрения и выражать ее не только в газетах, но и в тесном кругу. Могли бы посоветоваться и узнать наше мнение.
Сначала был Желько Обрадович, потом Фотис Кацикарис. Все мы ждем 24 декабря, когда будет назван тренер. От этого будем плясать.
В сборной России все шутят друг над другом. Конечно, есть люди, которые умеют быстро отгонять от себя эту веселую затею и перекидывать на других. У нас всегда весело и дружно, все едут с большим желанием. Это и способствует хорошему результату. Прошлое поколение было не столь дружно, ЦСКА был раздражителем для всех. И даже в сборной с игроками ЦСКА не так дружили, была конкуренция. Новое поколение совсем другое, несмотря на то что играем в разных клубах.
Хряпа – строгий папа
Я хочу, чтобы мой сын стал тем, кем захочет сам. Баскетбольный путь только для зрителей кажется легким. Они приходят на матчи и не видят, сколько тяжелой работы было сделано до этого. Все те годы, которые потрачены без отпуска, без лета… Мой сын должен выбрать сам, а мы родители ему поможем.
Любимый игрок у моего сына, надеюсь, его отец Виктор Хряпа. Но может быть и по-другому. По возможности семья ходит за меня болеть. Евролига все-таки посреди недели и поздно — не всегда получается. Вова пошел в школу в этом году, и на следующее утро нужно рано вставать. Дочь Маша тоже ходит на игры, у нас если идут, то все – дружная семья.
Папка строгий, ругает. Мама сейчас уже тоже пытается ругать, поняла, что без твердого наставления уже тяжело. Дети подрастают, становятся умными, понимают, кто добрый, кто злой, с кем как нужно себя вести, они очень тонкие психологи. Раньше пугали всех папой. «Вот придет папа, и ой что будет».
Самый лучший подарок для меня — это спокойствие. Тяжело говорить о подарках, вроде бы все есть. Вообще ровно отношусь к ним. Сам не умею дарить подарки. Это одна из моих бытовых проблем. Не умею выбирать подарки и дарить, мне проще, когда человек скажет что ему нужно — я это подарю.
Жене дарю хорошее настроение каждый день. Дети — это подарок судьбы, даже подарище. Двойной. С ними связано много воспоминаний, и будущее все с ними связано. Все свободное время провожу с детьми.
Задумывался, конечно, что будет после карьеры. Но конкретного ответа не нашел, чтобы сказать, что вот это сто процентов мое. Талантливый человек талантлив во всем. Хочется много попробовать. Но все это будет видно в конце карьеры. Я бы хотел стать комментатором по пляжному волейболу… Женскому…