Дэвид Стерн, великий и ужасный
Мы говорим НБА - подразумеваем Стерн, мы говорим Стерн - подразумеваем НБА. Дэвид Стерн в разы увеличил популярность баскетбола, сделал его одним из самых продаваемых спортивных продуктов в США. Тем не менее, последние действия Стерна заставляют всерьез обеспокоиться его будущим.
Первый звоночек прозвенел перед стартом сезона-2005/06. НБА приняла так называемый «дресс-код», набор правил (в основном запрещающих), какую одежду можно, а какую нельзя носить баскетболистам на мероприятиях под эгидой лиги. С введением этих правил эра цветастых рубашек, маек, рэперских джинсов, золотых цепей и медальонов ушла в историю. На смену пришло строгое настоящее с аккуратными костюмами, лаковыми туфлями и элитными шляпами. В один миг по мановению волшебной палочки Дэвида Стерна все игроки НБА стали примерными ребятами.
Уже тогда все понимали, что нововведение не совсем дружит со здравым смыслом. Сразу вспомнился случай, когда незадолго до появления «дресс-кода» Винсу Картеру запретили на разминке перед игрой слушать любимую музыку в плейере. Тогда лига сослалась на некие собственные «рекомендации по поведению на площадке». Винс воспринял это как что-то немыслимое. Но он еще не знал, что меньше чем через год запрет плейера будет выглядеть невинной шалостью по сравнению с правилами, направленными на создание имиджа «хороших ребят» и искоренение хип-хоп культуры.
В американской прессе бытует мнение, что «дресс-кодом» Стерн в первую очередь нанес удар по Рону Артесту. Дело в том, что Рон сочиняет музыку и выпускает альбомы в стиле хип-хоп. Это занятие находилось в полной гармонии с баскетболом, так как подавляющее число болельщиков любят этот стиль, так сложилось исторически. Табу на хип-хоп культуру в НБА потенциально может повлиять на популярность и количество заработанных Артестом денег. А у Стерна с ним давние счеты. Именно Артест в 2004 году устроил грандиозное побоище с болельщиками в Детройте прямо во время матча. Вполне понятно, что Стерн за такое по головке Рона не погладил, а вкатал дисквалификацию по полной. Еще бы. Ведь такие инциденты могут отпугнуть зрителей от походов на баскетбол, а это потеря денег.
Но «дресс-код» - это цветочки. Ягодки созрели перед началом этого сезона. Очередное нововведение Стерна заставило удивляться еще больше. Правило, запрещающее игроку в какой бы то ни было форме оказывать давление на судью, уже начало реализовываться на практике. За каждую попытку «люди в сером» с усердием, достойным подражания, начали в каждом матче выписывать самым красноречивым технические фолы. Журналисты Toronto Sun подсчитали, что за первые недели чемпионата арбитры наградили игроков 90 техническими, причем почти половина из них (44) связаны с новым правилом. Еще до сезона нововведение окрестили «анти-Шид», намекая на то, что главным пострадавшим станет Рашид Уоллес — большой любитель поговорить с судьями. Не в бровь, а в глаз: Уоллеса удалили за два технических в первой же игре сезона.
И снова совершенно очевидно прослеживается последовательность действий Стерна. Он видит НБА как лигу примерных и добропорядочных молодых людей. Мат и вульгарная одежда им не к лицу. В общем, все как в той песне: «Эй, подруга, посмотри на меня, делай как я». Кстати, политика «безэмоционального баскетбола» - ход весьма рискованный. Ведь в отличие от «дресс-кода», новое правило затрагивает непосредственно саму игру, а не ее бэкграунд. И тут помимо журналистов по поводу новинки могут веское слово сказать болельщики. Наверняка «баскетбол без эмоций» устраивает далеко не всех. Люди ходят на стадион, чтобы видеть напряжение, борьбу, жизнь на площадке. А тут за каждое неверное движение или косой взгляд — технический. Не на теннис пришли, в конце концов.
Не так давно Стерн сделал интересное высказывание. После ряда инцидентов с огнестрельным оружием, связанных с баскетболистами НБА, глава лиги решил, что обязан вмешаться. Стерн обратил внимание на то, что оружие во многих случаях не является средством защиты, а наоборот повышает вероятность того, что преступник применит его против владельца. В связи с чем, он в ненавязчивой форме посоветовал всем игрокам держать пистолеты дома. Зная, что Стерн просто так ничего никогда не говорит, впору ждать в следующем сезоне очередных новинок.
Вторая составляющая генеральной линии Дэвида Стерна - это деньги. Было бы глупо, если бы комиссар Лиги не думал о них. Но здесь тоже не все так прозрачно. Последние действия Стерна снова спровоцировали конфликт. Речь идет о новом мяче НБА. Простой и очевидный совместный маркетинговый ход ассоциации и компании Spalding закончился неоднозначно. Мяч оказался очень сильно отличным от привычного кожаного, что вызвало неодобрение у многих звезд. И даже несмотря на то, что самые страшные предсказания об общем снижении процента попадания и резком увеличении потерь не сбылись, «осадок остался». Стерн не стал прислушиваться к мнению игроков, деньги дороже.
Протестовали против мяча не только баскетболисты. Лишний повод покритиковать Стерна не упустил его давний оппонент, владелец «Даллас Мэйверикс» Марк Кьюбан. В пику Стерну Марк опубликовал в своем блоге сравнение старого и нового мяча, которое по его просьбе сделали ученые из Техасского университета. Результаты анализа демонстрировали огромное различие в характеристиках двух мячей. Вряд ли этот текст понравился Стерну. Между прочим, на Кьюбана у героя этой статьи нашлись свои методы. В новом сезоне действует правило, которое разрешает полиции принять самые жесткие меры, если вдруг владелец команды начнет действовать агрессивно. Совершенно очевидный точечный удар по Кьюбану, который много крови попил у руководителей НБА во время финальной серии последнего сезона.
Возвращаясь к началу повествования, хочется сказать, что последние шаги Дэвида Стерна если не абсурдны, то, по крайней мере, неоднозначны. Конечно, не нам оценивать его действия. Наверняка многое надежно спрятано от взглядов извне. Понять причины без знания всей кухни сложно. Скажу лишь одно. Любые изменения или реформы необходимо проводить аккуратно и прозрачно. Во всех поступках должен присутствовать здравый смысл, а все участники процесса должны понимать зачем делается тот или иной шаг. То количество конфликтов, которое провоцирует каждое нововведение НБА, лишь подчеркивает, что с прозрачностью нынче туго.