Иванов то, Иванов се...
Всем привет! Вот у нас начались все турниры сезона, все клубы где-то да стартовали, радоваться бы, но как-то не получается... Известный баскетбольный болельщик Максим Благов попросил предоставить трибуну на спортс.ру. Я не отказался, хотел только написать, мол «мое мнение может не совпадать с его», но по прочтении текста смысла в этом не вижу. Фото из Спорт-Экспресса, из статьи на ту же тему. Итак, далее текст от Максима Благова.
Последнее время часто приходится задаваться вопросом, так ли мне интересен баскетбол, как этого хочется? Сходил на матч нового сезона «Химки» – «Триумф». С удовольствием посмотрел на очередную попытку молодой команды ужалить богатых соседей. И если сюжетная часть матча у меня не вызвала никаких вопросов, более того – я аплодирую обеим командам стоя, то турнирная составляющая осталась для меня загадкой. За что боролись эти команды? Каков стимул?
В юности меня притащили на большой баскетбол. Это был 1995 год. Саратовский «Автодорожник» принимал московское «Динамо». Тесный и нелепый дворец спорта «Юность» давил на боковую линию стеной с расстояния в один метр, а с другой стороны трибуна с балконом свешивалась десятками возбужденных болельщиков над скамейкой команды-соперника. Это был драйв, зал гулял!
Позже походы на «Автодор» стали праздником с завидной периодичностью. Конец девяностых прошел в постоянном соперничестве с ЦСКА. Ах, какая ненависть сквозила по отношению к гегемону! Это был спорт высших достижений во всех смыслах. Там была интрига, нервы повизгивали, игроки выплескивали себя на поляне без остатка.
Следующие годы я упустил с точки зрения понимания ситуации в российском баскетболе. Но за меня лучше всего скажет возникшая на пустом месте любовь к пермскому «Урал Грейту». Команде без истории и побед. Однако два их чемпионства подняли уровень отношения к баскетболу на такие высоты, что с пермяками в качестве поддержки команды сложно тягаться кому-либо до сих пор.
А позже была Казань и ее УНИКС. Мне эта команда не была на тот момент симпатична. Меня могло в ней подкупить лишь одно – они противопоставляли себя ЦСКА. И делали это успешно. Если бы не убили тогда финальную серию, то мы получили бы еще один город с искренней любовью к баскетболу. А так, в очередной раз, лишь потешили самолюбие конских чиновников. Пожалуй, это была точка невозврата в российском баскетболе.
Потом на горизонте снова замелькал Родионов. И у меня зародилась надежда на неподдельное соперничество с армейцами. Питерское «Динамо» – это вам не хрен собачий. Но ему снова не хватило ресурсов. Запал быстро закончился.
Если вы заметили, весь баскетбол в России исторически держался на соперничестве кого-либо с ЦСКА. Я уважаю эту команду именно как соперника. Но они были не только двигателем прогресса, когда к их высоте стремились другие, но и губителем интриги в баскетболе России. С каждым годом надежды таяли.
Сейчас, печатая эти строки, я понимаю, что российского баскетбола больше нет. Он закончился в то время, как пропало реальное соперничество с ЦСКА. Как бы парадоксально это ни звучало, но это так. Вдумайтесь, кто сейчас может составить конкуренцию ЦСКА? «Химки»? – Да прекратите, они несколько раз в финалах безвольно сливали… УНИКС? – Богачев не способен шагать поперек системе. А у других банально нет ресурсов.
Сегодня модно клеймить Иванова за его непопулярное отношение к баскетболу. Но такой ли он люцифер в сложившейся ситуации? Безусловно, его влияние на российский баскетбол очень сильно и ничего хорошего от его вмешательства я не жду. Но Иванов пляшет уже на костях покойника. Баскетбол в России убили функционеры, создавшие систему, не подразумевающую существования честного соперничества и интриги в спорте. Это Гомельский, Родионов, Кущенко, Белов, Богачев, Чернов, Ватутин, Бычков, Широков. Они все очень сильные личности и интересные персонажи, добившиеся успеха в баскетбольном бизнесе. Но я их линчую без суда и следствия. Они не понимают, чего хочет от баскетбола болельщик. Они втоптали источник удовольствия в грязь.
Нынешний баскетбол живет в миллионных бюджетах. Никто из спонсоров не допускает мысли о том, что его деньги могут не сработать. Никто не готов отдаться спортивному соперничеству и жребию. А ведь лишь интрига вернет болельщиков на трибуны. Отсюда вопрос: для кого существует зрелище? Для массовой публики? Или это игры избранных?
Последняя ниточка, которая связывает меня с настоящим баскетболом, который я люблю, это наша сборная. Я безумно уважаю всех ребят, которые с 2007 года в сборной. Я кланяюсь в ноги Блатту за то, что он создал этот коллектив. Не умаляя достоинства остальных ребят, я крепко жму руку Моне, Хряпе, Кириленко, Фридзону, Кауну, Быкову за то, как они отдаются этой игре! Лишь эта команда оставляет надежду на то, что баскетбол еще может быть искренним.
А клубный баскетбол я начинаю потихоньку забывать. Память о нем растворяется с каждым новым сезоном. Можно обманывать себя, что он еще жив, но это будет неискренне.
P.S. Я не стремлюсь сделать мир лучше. Я не знаю, как это делать. Я всего лишь хочу чувствовать, что баскетбол – это в первую очередь спорт.
Можно спорить, что этого не было, что ЦСКА там не при чем (хотя к гадалке не ходи что «при чем»), но претензии, что про это не сказано в тексте - это странно.
К Кущенко приехали большие люди из ЦСКА и положили перед ним толстую папку, в котором было его дело. И спросили - поедешь с нами или поедешь за полярный круг? Все знают, что он выбрал.
А свои замечания по поводу «ЦСКА - это он» засуньте себе в жопу.
Что касается жопы, то когда люди, крайне херово разбирающиеся в баскетболе и не могущие с трех прочтений найти в тексте факт, про который знают все люди, знакомые с росбаскетом, начинают меня учить русскому языку менторским тоном - у меня возникает непреодолимое желание послать их подальше.