6 мин.

Игра на деньги

Ни для кого не секрет, что большие спортсмены зарабатывают большие деньги. В этом посте хочу рассказать, почему так происходит. Тема сложная, возможно, не все с пониманием отнесутся к этому. Пускай будет критика. Но мы спортсмены должны объяснить, почему так происходит. Не мы же выбираем свои зарплаты. Ведь если есть спрос, то и есть предложения.

Не хочется вдаваться в тонкости системы НБА, поднимать вопрос драфта и потолков зарплат. Это и так очевидно. Уравнивают шансы команд, чтобы не было богатых и бедных. Чтобы один клуб не мог скупить всех олстаров. Хотя в США нет понятия «купить игрока». Благодаря этому потолку зарплат все команды имеют примерно равные шансы.

Вот я являюсь самым высокооплачиваемым спортсменом России. Не то, чтобы эта мысль как-то греет. Это ответственность больше на бумаге. Все зависит от того, как ты это чувствуешь, как ты к этому относишься. На мне в любом случае лежит ответственность. По отношению к команде, по отношению к сборной, ответственность перед близкими и родственниками, друзьям, болельщикам. Все смотрят, болеют и переживают. Лет десять я уже играю на международной арене, и уже привык к этому. Конечно, это дополнительный груз, что я самый высокооплачиваемый спортсмен, но меня это ни в коем случае не тяготит.

Кто-то готов платить деньги? Это же произошло все по законам спорта. А не так, что я в какой-то афере подговорил «Юту» мне платить большие деньги. Этот контракт не упал с неба. Это стечение какого-то времени, по итогам первых лет в Солт-Лейке. Я играл, старался, отдавал здоровье свое, наконец!

Многие как смотрят – вот, он зарабатывает деньги. И это касается любого профессионального спорта. Очень мало кто на самом деле видит, в чем это профессиональный спорт заключается. Считай, на протяжении семи месяцев ты не принадлежишь себе. Вот пример: захочет тренер и скажет «завтра тренировка в два часа ночи». И ты не можешь отказаться. Ты должен прийти и тренироваться. Конечно же, есть какие-то определенные положения, и здравый смысл. Тренер, скорее всего не будет этого делать. Но бывает ситуация, как после проигрышной игры команду пригоняют в восемь утра. А накануне матч закончился в полночь. Это обыденность.

Посмотрите, какой процент травм. Большинство баскетболистов, когда заканчивают карьеры, травмированы. Да что большинство – я ни одного полностью здорового не встречал! У всех хоть что-то болит. Поломанные колени и голеностопы. У кого-то хронически болит спина. За все приходиться платить. За все то, что мы сейчас имеем, расплачиваемся своим здоровьем.

Если посмотреть – в НБА играет примерно 400 игроков. Всего четыре сотни! Четыреста со всего мира! Плюс, можно еще посчитать сто игроков в Европе, которые зарабатывают большие деньги. И получается примерно 500 человек, кто зарабатывает огромные деньги, жертвуя своим здоровьем. Какой это процент от общего числа баскетболистов на планете? Понимаете, о чем я? Баскетбол культивируется повсюду, а большие деньги зарабатывают только 500.

Мало кто задумывается на эту тему. Меня просто бесит (корректнее, конечно, сказать раздражает), когда кто-то со стороны говорит – вот, если бы я зарабатывал такие деньги…

Вот взять другую профессию. Хотя бы журналиста. Простой репортер спрашивающий меня после игры о подборах и блок-шотах зарабатывает, скажем тысячу долларов. И у него немая претензия ко мне – «потому что в баскетболе…»

Но кто мешает этому репортеру быть лучшим журналистом в мире, работать в Times и зарабатывать такие же деньги! Условно, быть одним из этих 500 звезд баскетбола. Только в своей сфере. Будет такое же соотношение.

Я считаю, что в каждой профессии есть этот потолок. Который можно достигать и зарабатывать. Взять шахтера. Почему бы ему, работая хорошо, не подниматься по ступенькам и быть главным на этой шахте? От бригадира до менеджера.

Точно так же и в спорте. Я и двигался по ступенькам. В 15 лет в «Спартаке» мне давали 200 долларов, и я был счастлив. И, двигаясь вперед, чем лучше я играл, тем больше я зарабатывал.

Возвращаясь к сегодня, считаю, что платить такие деньги за баскетбол – это сумасшествие! Но не забывайте одну вещь. Эти 500 человек в мире – маленький процент от всего баскетбола. Мы 500 лучших игроков, мы в своем роде являемся продуктом. Люди платят деньги за наши матчи. Покупают наши майки, едят гамбургеры. И поэтому зарплаты такие высокие. Потому что люди готовы платить. Что они и делают.

Наши игры отвечают требованиям зрителя. Он видит то, зачем приходит. Опять же: это не в каждой игре случается. Невозможно все 82 матча провести на высоком уровне. Именно поэтому в НБА так много игр. Будь в НБА, как и в чемпионате России, каких-нибудь 17 игр – доходы стали бы значительно ниже. Но НБА – это бизнес. Здесь все посчитано. Только подумайте – 41 домашний матч с полными трибунами! 600 тысяч человек приходит за сезон посмотреть за одной командой! Не считая плей-офф и выставочных матчей.

Это бизнес. И так уже происходит в нашей стране. Все становится профессиональным. Вот ЦСКА – отличный пример. Как выстроен брэнд за последние годы… Увы, зарабатывать пока этим нельзя. По одной из причин – мало игр. И не хватает у нас еще одного аспекта. Доставка зрителя. Все же наш зритель беднее американского. Но мы к этому идем. У нас становится все лучше и лучше. Когда мы придем, естественно, не ясно. Но если взять любого игрока ЦСКА сейчас и любого другого баскетболиста армейского клуба (за исключением, пожалуй, только ереминского ЦСКА – в то время игроки были больше любимцы публики) – взять список и спросить у людей на улице, их узнают куда больше, чем игроков других команд.

Интерес болельщика воспитывается сейчас очень правильно. Отличный пример – игра с «Таугресом» на Ходынке. Сколько они там собрали – 14-15 тысяч зрителей? Не на любое событие можно столько людей позвать. Это заслуга и Прохорова, который поставил это на профессиональный уровень, и, конечно же, Кущенко, правильно построившего менеджерскую работу. Как бы ЦСКА ни выступал в ближайшие годы, созданная инфраструктура не позволит клубу опуститься слишком низко.

Для примера, ситуация в НБА. Конечно же, сравнения не уместны, но, тем не менее. По организации процесса ЦСКА очень близок к клубам Ассоциации. А по некоторым пунктам превосходит с отрывом. Скажем, бытовые вопросы. Очень важные для игрока. В армейском клубе баскетболисты об этом не думают. Это огромный плюс! Приезжая в Америку, первое время только и думаешь – где жить, куда ездить, как, что. Сам найди себе машину, сам найди дом. И при этом всегда надо быть на тренировке вовремя. Очень тяжелый и важный момент. Жаловаться, конечно, грех, но в лиге все через это проходят. У европейских клубов в этом преимущество.

Но это уже другая история.

На мой взгляд, тему затронул интересную. И хотелось бы ее дальше развить. Что-то я уже рассказал, но если вам что-то интересно или непонятно – спрашивайте! Готов даже к негативным вопросам. Мне всегда было интересно, почему люди порой думают настолько иначе. Конечно, желчь и прочий мусор будет сортироваться, но любой адекватный вопрос по существу получит ответ.

Так что, до скорого!