8 мин.

Переступая через поражения

Я всегда хочу, чтобы моя команда удачно выступила в Италии, потому что на матчи приходят друзья и коллеги. На этот раз в Милане мы действовали хорошо только 20 минут. Я ужасно расстроился.

Из-за того, что «Милан» пребывает в низах турнирной таблицы нашей группы, поражение такой команде породило море домыслов. На излете первой половины мы были впереди на 20 очков, и, казалось, контролировали ход матча. Но, слабо начав вторую половину, позволили сократить разницу до 8-10 очков. Мы стали нервничать и не могли сфокусироваться на том, что нужно сделать. В Белграде нам повезло, что мы смогли отстоять преимущество в одно очко на последних секундах. В Милане же наоборот: мы потеряли мяч при последнем владении. Мы проиграли матч, который, на мой взгляд, все равно не заслуживали выиграть. Само собой, никто не радуется поражениям, особенно таким. Я бы предпочел плохо начать, играть посредственно и, в итоге, потерпеть поражение, чем провести хорошую первую половину, а затем проиграть все в чудовищной второй.

Не могу сказать, что мне здорово удается справляться с поражениями. Мне везло: я всегда работал с командами, которые редко проигрывали. Каждая неудача болезненна. Но, если то, что мы запланировали в отношении прочтения игры, оборонительной стратегии и построения нападения, оказалось неправильным, я считаю это личным поражением. Чувствую, что не сумел помочь игрокам показать все, на что они способны. Я, и правда, частенько бываю недоволен баскетболистами после проигрышей, но в таких случаях я, скорее, гораздо более разочарован в самом себе. И потому на следующих тренировках мы стараемся придумать что-то, что помогло бы нам исправить совершенные ошибки.

Самый тяжелый период наступает после игры, когда нужно понять, оказались ли наши задумки неправильными или все дело в посредственном исполнении.

Чувствую себя ответственным за поражение в Милане, потому что мы знали, что соперники будут использовать прессинг по всей площадке против наших высоких разыгрывающих, Зорана и Никоса, у которых могут возникнуть проблемы против маленьких и более агрессивных игроков. Следовало помочь им путем вовлечения других баскетболистов в процесс доставки мяча и организации нападения. Именно так мы поступили в матчах против «Химок» и, особенно, «Паниониоса». То, что мы прибегали к этому в двух последующих встречах, подтвердило: я ошибся в игре с «Миланом», потому что не подготовил ничего для помощи плеймейкерам.

Во время подготовки к тому матчу я не до конца осознавал, что у нас могут возникнуть такие сложности на позиции первого номера без скорости Джей Ар. Такого рода подготовка могла бы помочь Никосу и Зорану лучше использовать свои габариты и умения вблизи кольца. После прекрасной первой половины я уж было подумал, что такая проблема вообще не возникнет. Другая ошибка состояла в том, что я доверил последнюю атаку Рамунасу: он подустал, а противостоящий ему Хоукинс очень быстр и силен при индивидуальной защите. Скорее, нужно было попробовать разыграть какой-то другой микроматч. Это нюансы, которые могут отметить не очень многие, но о которых мне следовало бы знать.

Самое важное после поражения – не опустить руки. Мы не можем считать себя непобедимой командой, и не можем ждать, что победим в каждом матче. Периодически необходимо терпеть поражения просто для того, чтобы не терять чувство реальности. Последующие встречи с «Химками» и «Паниониосом» стали огромным облегчением. Неудача в Милане стало тем, что я называю терапевтическим поражением, поражением, которое заставляет коллектив сконцентрироваться, работать еще больше, но при этом не слишком влияет на турнирный расклад.

Поражение также может повлиять на уверенность в собственных силах. Я всегда придаю очень большое значение уровню уверенности моей команды, уверенности игроков в собственных силах, в силах партнеров, тренера, возможности коллектива быть успешным на протяжении всего сезона. Все мы люди ответственные, а поражения влияют на уровень командной уверенности и уверенности каждого конкретного баскетболиста. Особенно это уместно в отношении поражения в Милане, ведь мы знаем, что были беспечны и не смогли сконцентрироваться, сыграть с большим желанием тогда, когда это было нужно.

В первой половине матча с «Химками», клубом, прекрасно настроившимся на игру из-за смены тренера и критики после последних неудач, мы действовали не слишком удачно. Нам не хватало именно уверенности: мы мазали верные броски и в целом не играли в свой баскетбол. Потребовалось более 20 минут для того, чтобы благодаря усилиям лидеров перевернуть ситуацию. Когда им удалось помочь самим себе и партнерам достичь более высокого уровня, наша игра расцвела, и вторую половину мы закончили с крупным преимуществом.

Уверенность в себе является одним из самых важных факторов, чем бы вы ни занимались. Уверенность в людях, которые вас окружают и ваша личная уверенность в себе. Именно поэтому я всегда очень внимательно отношусь к тому, как мы справляемся с поражениями. Неправильное восприятие может нанести непоправимый вред с точки зрения долговременной перспективы. Поражения ставят вас в ситуацию, когда вы начинаете сомневаться в себе и в том, что вы делаете.

После выматывающей схватки с «Реалом» в Мадриде, после того, как мы чуть не уступили «Партизану», после того, как мы растранжирили большое преимущество и проиграли «Милану», после сложнейшей первой четверти во Владивостоке, мне кажется верным сфокусироваться на конкретной проблеме. Сумеем ли мы выигрывать в гостях? Сможем ли мы преодолеть трудности выездных матчей? Ведь для того, чтобы стать чемпионом, необходимо побеждать в гостях. Опасно предполагать, что можно дойти до финала или выиграть чемпионат, целиком и полностью полагаясь на преимущество своего поля. Домашняя площадка очень важна. Она предоставляет вам возможность действовать более спокойно и более уверенно в гостевых встречах, потому что накладывает дополнительное давление на команду хозяев.

Для того чтобы одерживать победы в гостевых встречах, нужно действовать стабильно и уделять повышенное внимание множеству мелочей, например, не позволять соперникам набирать три очка в атаке (два + один). Кстати, в «Милане» мы пропустили 7 подобных мячей, что составляет средний показатель для юношеской или кадетской команды с неопытными молодыми баскетболистами, которые не умеют правильно фолить. Таким образом, в Милане мы дали возможность соперникам забить 7 дополнительных очков. При этом сами не смогли реализовать 9 штрафных. 10-15 очков мы могли бы приобрести, если бы уделяли внимание мелочам.

От специалистов, с которыми мне довелось работать, я узнал еще один очень существенный момент. Нужно научиться побеждать даже тогда, когда играешь неважно. После матча с «Миланом» я сказал баскетболистам, что большинство матчей мы выиграли потому, что прекрасно действовали с первой до последней минуты. Но в Мадриде, Белграде, Милане и Владивостоке мы либо не сразу начинали играть должным образом, либо не были стабильны на протяжении всего матча, что привело к сложным ситуациям в концовках. Нам необходимо найти способ поворачивать встречу в свою пользу с уверенностью, психологической крепостью, даже если начало не задалось. Именно поэтому я был очень доволен тем, как мы действовали в «Химках». Мы плохо начали, проведя неудачную первую половину, но игроки смогли заново сфокусироваться, понять, что нужно делать. Причем самостоятельно. Опытные баскетболисты проявили себя в решающие моменты второй половины, поспособствовав отрыву, который и предопределил прекрасную победу.

Верю, что все возможно, если один, два или даже три игрока действуют ниже своего уровня. Но когда вся команда не может сконцентрироваться (как это было в «Милане») или действует под грузом ответственности (как в первой половине встречи с «Химками»), ответственность за это несу только я. Именно поэтому за то поражение ответственен только я. Мне повезло, что моя команда составлена из сильных игроков, сильных личностей, которые могут преодолеть любую проблему без чужого вмешательства.

Я почти никогда не использую выражение «плохой день». В школе, когда я учил латынь, меня поразила цитата известного римского поэта: «Ты несешь ответственность за создание собственного будущего». Мы привыкли считать, что судьба играет определяющую роль в нашей жизни. Верю в то, что судьба, удача или неудача может повлиять на жизнь. Никто не знает будущего, никто не знает, почему мы болеем, выживаем или умираем. Но нужно быть готовым ограничить влияние судьбы, как только у вас есть малейшая возможность – например, в своей работе. Нужно стараться делать все как можно лучше. Никто не может предсказать, где и когда тот или иной игрок получит травму, но можно сделать что-то, чтобы избежать повреждения. То же относится и к понятию «плохой день». У вас может быть плохой процент попаданий, но для этого всегда есть причины, например, плохая игра в пас, плохая реализация или плохой настрой. Даже если все валится из рук, можно сосредоточиться на простых вещах, которые помогут вам преодолеть «плохой день» и попытаться найти способ добиться победы. Это одна из самых интересных вещей для команды – постараться найти способ обойти «плохой день», не принимая судьбу или неудачу покорно, не ища никаких оправданий.

При совместном просмотре записи матча я могу быть очень жестким, указывая на ошибки, особенно если причиной их стала наша небрежность. В то же время я придаю значение и уверенности игроков. Стараюсь показать, что мы можем улучшить, дабы приобрести больше уверенности друг в друге. Это грамотный путь выделения ошибок. Думаю, что баскетболисты ценят это, потому что это не всегда их ответственность, но наша ответственность как коллектива. Честно признаю, что я гораздо более суров, когда у нас все идет хорошо – после победы, чем после поражения. После проигрыша я знаю, что мы особенно уязвимы. И что мне не нужно усугублять стресс, проявляя слишком большую агрессию.

С опытом нужно развивать в себе способность чувствовать настроение команды. Иногда команда напоминает мне моего сына Филиппо, когда он делает что-то не так и ждет, что мама с папой скажут что-то или отреагируют на его ошибку или поведение. Время от времени мы удивляем его, когда реагируем не так, как он ожидает. То же самое относится и к команде. Коллектив нуждается в том, чтобы его поддерживали, удивляли и иногда подталкивали. Нельзя говорить, что мы всегда поступаем правильно, но вместе с Дэвидом, Леле и Димой, надеюсь, мы достигли неплохого уровня понимания того, в каком настроении пребывает команда. Если вы не понимаете этого и не уделяете этому внимания, то можете непреднамеренно спровоцировать излишнюю самонадеянность или же наоборот недостаток уверенности в собственных силах.