8 мин.

Как помочь ребенку стать профессиональным спортсменом

Фото: Михаил Сербин (cskabasket.com)

Во-первых, для физического и умственного вашего ребенка будет очень полезно в раннем возрасте попробовать себя в индивидуальном и командном видах спорта. К примеру, мне повезло, что моя дочь три года занималась дзюдо, пока училась в начальной школе. Это действительно помогло ей в развитии личности, в преодолении неуверенности в себе, в лучшем познании своего тела и самодисциплине.

В то же время, думаю, следует попробовать и динамику командного спорта, поскольку он учит, как вести себя с другими людьми, как осознать свою роль, как принимать ответственность не только за себя, но и за команду. Потому, думаю, проба себя в командном виде спорта очень помогает с точки зрения образования.

В Италии мы совершаем большую ошибку, вынося решение, какой из игр следует заниматься ребенку. В Соединенных Штатах у детей есть шанс попробовать себя в разных видах, прежде чем выбрать для себя один. К примеру, Траджан Лэнгдон был не только задрафтован клубом НБА, он был близок к тому, чтобы попасть и на драфт МЛБ, поскольку в колледже занимался как баскетболом, так и бейсболом. В США дети имеют шанс попробовать разные виды, отчасти потому что при их системе сезоны в разных видах спорта растянуты на весь год. В результате ребенок может попробовать практически все. В Италии из-за недостатка спортсооружений мы обычно отправляем ребенка в футбол, баскетбол, волейбол или теннис.

Предположим, вы уже выбрали некий вид спорта. Если вы хотите совета, первое, на что я обратил бы внимание как отец, это качество тренера. Многих родителей, не очень хорошо знакомых с выбранным видом спорта, может привлечь система, которая фокусируется на результате. Но существует огромная разница между играми на профессиональном уровне и обучению им молодежи. Лучше отправить ребенка туда, где фокусируются на развитии личности и качеств баскетболиста, поскольку в таком возрасте это важнее.

Если вам повезло найти такого тренера, во вторую очередь вам не следует торопиться превращать ребенка в профессионального атлета, проводящего больше четырех тренировок в неделю и посвящает спорту много времени. Считаю, этого не должно происходить, пока ребенку не исполнится 14-15. Маленькие дети которые легко поддаются физическому, техническому и психологическому давлению, обычно не выдерживают такого прессинга. Мне бы хотелось найти такого учителя для моего ребенка, чтобы он был способен предложить приемлемый уровень нагрузки для молодых игроков и развивать что-то вроде коллективной ментальности, в то же время уважая личность каждого.

Впрочем, найти такого тренера может быть трудной задачей. По финансовым причинам детей обычно тренирует молодежь. Я прошел через ту же схему. Я начал тренировать, когда мне было 17. Оглядываясь назад, я вижу, что наделал много ошибок. Это было хорошо для меня, поскольку был шанс учиться на своих ошибках, но некоторые из моих игроков потом расплачивались за них. В детский спорт вкладывают не так много денег, чтобы пивлекать туда опытных тренеров. В то же время нужно развиваться молодым специалистам. Но только те, кто способен воспринять что-то от опытных тренеров, станут хорошими учителями.

Однако не все пожилые тренеры обязательно лучшие. Давайте обратимся к ключевому вопросу: как родитель, который никогда не играл профессионально, может решить, какой тренер лучше для его ребенка? Во-первых, ни родителя, ни тренера не должны привлекать сиюминутные результаты. Во-вторых, любой из нас способен понять, сбалансированно ли поведение другого человека. Даже если мой сын получает больше внимания в смысле бросков, игрового времени, я бы засомневался. Потому как относится к ребенку, как к суперзвезде, когда ему 13 лет, – не лучший способ развития его личности.

Предположим, я не знаком с баскетболом и выбираю тренера для своего ребенка. Самыми важными индикаторами для меня должны были бы стать а) настроение сына, когда он возвращается домой с тренировок, б) уровень взаимодействия в команде, когда я наблюдаю за ее играми. Если я вижу, что сын приходит домой в адекватном настроении, по большей части позитивном, для меня это знак, что с тренером можно продолжать сотрудничать. Если, с другой стороны, сын разочарован или ведет себя странно, лучше покинуть тренера и поискать другого.

Тренировки должны быть тем временем, когда ребенку предлагаются конструктивные испытания. Вы можете понять, срабатывают ли они, наблюдая за сыном после занятий. Говоря обо мне, если мой сын Филиппо хочет играть в баскетбол, когда вырастет, для него и его тренера будет дополнительным давлением, если я буду находиться рядом. Потому мне придется найти способ не слишком влезать в их дела, но в то же время не слишком отдаляться от них. Если я останусь вдалеке, сын может подумать, будто он мне не интересен. Потому мне придется непросто находить баланс.

Сейчас Филиппо сходит с ума по баскетболу. Он живет баскетболом. Он приходит на наши тренировки и матчи, знает всех игроков, у него есть майки и футболки ЦСКА, в некотором смысле он уже игрок. Но, когда он возвращается в Италию, он немного играет в футбол с кузенами. В любом случае, я не хочу давить на него, чтобы он предпочел баскетбол другому виду спорта.

Он настолько восхищен баскетболом, что дома, когда приходит наш друг, он всегда хочет играть два на два. У него есть своя процедура. Он выключает свет и начинает представлять игроков: номер 4 – Тео Папалукас, номер 6 – Никос Зисис, номер 7 – Анатолий Каширов (кстати, его любимый игрок)… И так до последнего. Затем включается свет, он проводит небольшую разминку и, наконец, приступает к игре. Во время матча он иногда просит тайм-ауты, сидит в углу или машет полотенцем. Так что, в основном, Филиппо имитирует почти все, что он видит в реальных играх.

Самым сложным для нас – его матери и меня – было заставлять сына иногда проигрывать. Мы понимали, что инстинктивно нам хочется позволить ему побеждать. Но нам нужно было сделать ситуацию более реалистичной. Если честно, поначалу проиграть для Филиппо было большой драмой. Сейчас он, наконец, понял, что поражение – часть игры, также как и неудачные для тебя дни или осознание того, что мама или папа играли лучше.

Когда ему будет 12-14 лет, он найдет среду, которую ему будет легко понять. Причина очень проста: спорт – это метафора жизни. Ты побеждаешь, уступаешь, испытываешь разочарование в случае поражения или радость от победы. Разве что, если спорт не является твоей профессией, ты все это испытываешь без последствий. В нормальной жизни, если ты переживаешь неудачу (в отношениях, работе, школе или другой области деятельности), иногда это стоит тебе дорого. Спорт дает тебе немного понимания того, как ты себя будешь чувствовать, если подобное случится в жизни. В этом большое преимущество спорта. Потому мне хотелось бы, чтобы сын пережил все это, чтобы он был лучше готов к реальной жизни.

Пока дети не достигают возраста в 12-13 лет, для них спорт – больше игра. Под игрой я подразумеваю что-то, чем можно заниматься, допуская большое количество ошибок. Она должна приносить много радости. Это будто в школе, когда все удовольствие испытываешь, начиная читать, считать или узнавая что-то новое. В первые 4-5 лет это больше игра. Затем все становится более серьезным, и следует начинать требовать от детей быть более избирательными в своем понимании и обучении. Вы начинаете немного подталкивать их к тому, чтобы они организовывали свое умение учиться.

К примеру, в итальянской системе образования разницу можно почувствовать, когда тебе исполняется 10. В 10 ты переходишь из начальной школы в среднюю, которая занимает три года и готовит к высшей школе. Затем, после пяти лет высшей школы ты идешь в колледж. Потому, конечно, все пять лет начальной школы, с 6- до 10-летнего возраста – это игра. Даже если постараться ввести немного дисциплины.

То же самое в спорте: пока ребенку не исполнится 10, нельзя увлекаться базовыми навыками. Конечно, можно научить детей научиться пользоваться своим телом через мяч – как ловить, как катить, как бежать с мячом и так далее. В Италии, к примеру, у нас есть мини-баскет (мяч меньшего размера и кольца закрепляются ниже), который больше игра, а не спорт, за исключением тех случаев, когда тренеры заставляют детей выигрывать любой ценой даже в мини-баскете. По-моему, это неправильно. Вообще мини-баскет – чистое развлечение для детей до 12, где можно играть с мячом и участвовать в конкурсах.

Я многое слышал о русской системе, в которой дети с раннего возраста тренируются больше раза в день. В США не позволяется заниматься больше, чем определенное количество часов в неделю. Правила очень строгие, даже в NCAA. И я согласен с ними. Это не реально, когда ваш ребенок в 10-12 лет начинает жить жизнью профессионального спортсмена, тренируясь дважды в день.

Когда меня спрашивают, в каком возрасте лучше начинать тренировки, как профессиональному спортсмену, я отвечаю: насколько важно для вашего ребенка школьное образование? Когда в 80-е (с 1978 по 1989) я тренировал молодых баскетболистов в Италии, некоторые из родителей говорили мне: «Держите моего сына в зале, сколько хотите, потому что в школе ему не интересно, и я хочу, чтобы он стал профессионалом». Из-за экономической ситуации многие родители видят своих детей добившимися успеха в спорте ради улучшения качества жизни. Я уважаю это. Но в то же время еще верю, что школьное образование очень важно. И пожертвовать им никогда не будет хорошей идеей.

Не верю, что можно быть хорошим, мудрым игроком, если ты не получил минимального образования, если не научился, как использовать свой мозг. По крайней мере, в Европе. В НБА все иначе. Поскольку в Европе игра ведется более сложными методами, я более счастлив видеть, как мой игрок читает книжку, нежели чем он остается в зале после тренировок. Я обеспокоен, когда вне баскетбола он увлечен только PlayStation и iPod. Я уважаю PlayStation и iPod, но в жизни существует много других вещей. Естественно, нужно быть мудрым и образованным человеком, чтобы играть на высшем уровне.

Потому вопрос в том, хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был хорош в учебе, на случай, если его спортивная карьера не удастся, или вы хотите тянуть лотерею, поставив все на его карьеру атлета. Если вы хотите, чтобы он учился, нельзя позволять две тренировки в день до окончания школы. Все очень просто.

Что касается базовых навыков, которые нужно развивать, пока игроку не исполнилось 16-17 лет, главными являются координация и баланс. Я бы не стал сходить с ума по другим вещам. Затем, конечно, детей учат ловить мяч, пасовать, бросать, водить, двигаться без мяча. Но если у них нет баланса и координации, им сложно стать хорошими баскетболистами. К примеру, Рикки Рубио здорово помогают отличные баланс, координация и быстрота. Они дают ему большое преимущество. Удивительно, что в «Ховентуде» удается растить столько молодых игроков из года в год. Конечно, система клуба заслуживает изучения.