Вопросы и ответы: часть 2
Этторе Мессина отвечает на вопросы читателей "Спорт сегодня".
Сегодня я отвечу еще на несколько вопросов.
В: Возможно ли улучшить умение игроков концентрироваться? Если да, какие способы вы используете для этого?
(Nikolay Bit 9 Марта 2007, 01:31)
О: По-моему, концентрация – одна из самых недопонимаемых концепций. Если мы спросим 10 различных людей, что такое концентрация, с большой вероятностью получим 10 различных ответов. Мое определение просто. Концентрация – это способность понимать, что от тебя требуется в некоторые особые моменты, и умение приложить все силы для того, чтобы сделать именно это.
Конечно, это непросто. Научиться концентрироваться можно через тренировки, повторения. Самое сложное в повторениях то, что они обычно считаются рутиной. Игрок учится со временем, как уделять внимание деталям. Это обязательно нужно делать, когда выполняешь рутинную часть работы. Как только перестаешь обращать внимание на детали, качество игры резко падает. Самое плохое то, что ты поймешь это только через некий промежуток времени – возможно, через несколько недель, - когда качество снизится значительно.
Потому концентрация – это еще и умение уделять внимание деталям, когда делаешь рутинную часть работы. Важно контролировать, что игроки внимательны к деталям. Чтобы управлять другими людьми, вы должны обладать базовыми навыками. Приведу пример. Знаменитая компания быстрого питания требует, чтобы человек некоторое время провел на простых работах, вроде мытья посуды, приготовления фри и гамбургеров, прежде чем продвинуться на позицию менеджера. Это предполагает, что к тому времени, как вы станете менеджером, вы будете знать все части процесса.
Другая важная часть работы тренера состоит в том, чтобы учить именно тому, чему хотите учить, и получать от игроков то, что хотите получать. Проиллюстрирую. Однажды владелец и президент моего первого клуба в Болонье Джанлуиджи Порелли, сейчас являющийся почетным президентом УЛЕБ, сказал тренеру, у которого я был ассистентом: "Мне не важно, тренируешь ли ты по телефону или лично проводишь три занятия в день. Важно, как играет команда и каковы результаты". Он фокусировал внимание тренера на том, чтобы добиться чего-то от баскетболистов. Работа коуча не только в разговорах, выдаче инструкций и исправлении ошибок.
Если вы не обладаете базовыми навыками и не знаете, что и как вы хотите получить от игроков, вы не создадите систему, которая будет благоприятствовать баскетболистам. И вы не будете контролировать важнейшие моменты, которые определяют результат.
Иногда я прихожу на тренировку, подготовленный и сфокусированный, мои игроки – тоже, все готово, но ничего не получается. Баскетболисты не играют хорошо, хоть и очень стараются, мы делаем много ошибок. Такое иногда случается. Но очень редко. В такие дни лучше остановиться и продолжить в следующий раз. Это исключения, которые только подтверждают правило. В большинстве случаев тренер занимается не просто разговорами, а старается что-то получить от команды.
В: Похоже, что Андерсен до сих пор не может найти свою игру. Не кажется ли вам, что это отчасти связано с тем, что он перешел на позицию четвертого номера?
(treasure 16 Марта 2007, 12:10)
О: Сделаю исключение из того, что говорил в предыдущем посте. Скажу несколько слов о Дэвиде Андерсене. Знаю, что о его выступлении в течение сезона много говорят. Говорят, что у него не получается играть так, как до травмы. Иногда я расстраиваюсь сам. Но Дэвид на каждой тренировке очень много работает. И нам нельзя забывать (мне – в первую очередь), что его травма была одной из самых тяжелых, которые я видел в своей карьере. Даже через год после такого повреждения очень трудно восстановить уверенность, силу и быстроту.
Дэвид играл очень важную роль в нашей команде в прошлом году. Но когда он вернулся, он обнаружил, что команда с Алексеем и Томасом имеет абсолютно другой баланс. Первая из причин, по которой в этом сезоне я использую его на четвертом номере, состоит в том, что ему приходится играть против соперников, физически более слабых. Это дает ему возможность продавливать, лучше играть спиной к кольцу против менее агрессивных оппонентов. Вторая причина в том, что мне хотелось сохранить баланс, который нашла команда с Алексеем и Томасом в качестве пятых номеров. Дэвид все еще в поиске новой роли в команде. Он видит, что очень важен для нас, хоть и не выходит в стартовом составе. Если Дэвиду, как "большому", удастся то, что Тео делает, как защитник, выходя со скамейки, он невероятно поможет и добавит нам силы, чтобы снова выиграть в этом году.
В: Я видел игру против "Динамо". И видел вашу реакцию, когда Курбанов попал трехочковый. Это было для него шагом вперед?
(deniss 7 Февраля 2007, 17:01)
О: В этом вопросе меня поразили две вещи. Во-первых, что вы заметили произошедшее. Это хороший знак для вас, как для молодого тренера (автор вопроса отметил, что работает с детьми в структуре ЦСКА. – ред.). Это говорит о том, что вы внимательны к деталям, к взаимоотношениям между тренером и игроком.
Второе, я удивлен, что вы не пришли поговорить со мной персонально, ведь мы работаем в том же клубе. Мой офис всегда открыт. В том моменте я был счастлив не только потому, что Никита попал, но и потому, что он бросил инстинктивно, не задумавшись и на секунду. В этом году у него не все получается с бросками. Но в том эпизоде он чувствовал уверенность, расслабился, чтобы поймать мяч и бросить. Это было для меня хорошим знаком. К сожалению, после того матча, он вновь прошел через взлеты и падения, иногда играл нестабильно. Ему довольно тяжело, поскольку необходимо найти свое место между позициями третьего и четвертого номеров. Это не так просто потому, что оба амплуа требуют различных базовых навыков, над которыми нужно работать.