6 мин.

Что делает плей-офф особенным

Этторе Мессина в своем блоге рассказывает о специфике выступлений в плей-офф и важности поддержки болельщиков на этой стадии.

То, как мы выступили в Кубке России, было очень важно. Мы показали, что можем приспособиться к двум соперникам, исповедующие абсолютно разные стили игры, в течение 24 часов и провести два хороших матча.

В полуфинале московское «Динамо» пыталось замедлить игру, доставлять мяч Пападопулосу ближе к щиту как можно чаще. Нам нужно было действовать сбалансированно, чтобы прикрывать эту большую угрозу под кольцом.

В финале УНИКС часто использовал пик-н-роллы. Его «большие» старались ставить заслоны и открываться под трехочковые. Нам пришлось гораздо лучше защищаться на периметре, где особенно опасны Стивенсон, Чикалкин и Штомбергас. Кроме того, УНИКС – команда, любящая контратаки. Плюс, она легко выиграла в полуфинале у «Динамо» из Московской области, которому не хватало травмированных ключевых баскетболистов. Я счастлив, что наши игроки сумели здорово справиться с давлением и провели два убедительных матча.

Вообще говоря, есть два основных момента, которые делают встречи плей-офф особенными. Оба можно легко почувствовать накануне матчей. Во-первых, игроки чрезвычайно сконцентрированы. Не нужно слишком много повторений, чтобы подготовить то, что необходимо для этих поединков. Во-вторых, игрокам сложно физически и морально выкладываться на тренировках, потому что они боятся получить травму. Они продолжают думать: «Что будет, если я получу травму и не смогу играть?» При этом все соглашаются, что шансы получить травму повышаются, если ты не стараешься на тренировках. Травмы – это то, что невозможно контролировать. Потому важно быть полностью готовым морально, поскольку это также помогает предотвращать повреждения.

Перед важным матчем более сложно найти правильный баланс между хорошей тренировкой и занятием, которое не вызовет чрезмерной усталости. Потратить слишком много умственной энергии может быть так же опасно, как и трата слишком большого количества физических сил. На этой стадии сезона тренировки должны быть немного короче. Это позволяет компенсировать большие потери моральной энергии.

Кроме того, моим ассистентам и мне нужно стараться, чтобы привить команде идею, как лучше действовать в защите и нападении против наших оппонентов. Даже при том, что мы считаемся хорошей обороняющейся командой, мы прилагаем не меньше стараний и тратим не меньше времени, чтобы понять, как справиться с нашим следующим соперником.

Хорошая защита начинается с хорошего нападения. Для хорошего нападения важны три момента. Во-первых, сбалансированный бросок. Бросок, исполненный открытым игроком, обычно означает, что защищающейся команде пришлось здорово поработать. Из-за этого соперникам сложнее бежать в быстрый отрыв, который легче организовать после потери или попытки неподготовленного броска. Как видите, хорошая атака означает предотвращение контратаки.

Во-вторых, когда у вас хорошее нападение, вы можете зарабатывать фолы. Заставить лучших игроков соперника сесть на скамейку с двумя, тремя или четырьмя фолами – лучшая защита.

В-третьих, хорошая атака означает хороший баланс на площадке. Когда у вас есть баланс в нападении, гораздо легче трансформировать его в хороший баланс в защите и тем самым предотвратить контратаку. В наши дни площадки остались практически такими же, как десять лет назад, но игроки стали выше, быстрее и лучше готовы физически. Они могут преодолеть всю площадку очень быстро. Именно поэтому быстрые отрывы обычно получаются только после потери или плохо подготовленного броска, потому что в этих двух случаях команда не сбалансирована и не может быстро пересечь площадку.

Матчи плей-офф гораздо сложнее морально, чем технически или тактически. Тактически они даже немного проще обычных поединков. Когда ты стараешься делать все проще, это помогает команде расслабиться. Если ты пытаешься привнести что-то сложное перед «Финалом четырех», все нервничают. Большинство тренеров используют те схемы, которыми они пользовались весь год и которые срабатывали. Мне кажется, что в плей-офф остается мало места для сюрпризов. Моя работа состоит в том, чтобы создать для игроков условия, в которых они будут чувствовать себя удобно и уверенно. Не тактика побеждает в этих матчах. Побеждают люди.

Однажды Антуан Ригодо, один из величайших плеймейкеров европейского баскетбола за последние 25 лет, сказал мне: «Когда я вхожу в игру, я знаю, что должен выиграть поединок против своего оппонента, как в теннисе. Если я сделаю это, у моей команды больше шансов победить. Если я проиграю, вероятно, проиграет и моя команда, в особенности потому, что я выступаю на ключевой позиции плеймейкера».

Это было для меня невероятным уроком. Это научило меня многому о командных видах спорта на высочайшем уровне. Все-таки я не играл на таком уровне, потому не знаю, что происходит на уме у великого спортсмена. Антуан – исключительный командный игрок, но все же он не употреблял слов «команда» или «мы». Он брал на себя ответственность. Он показал мне, что персональная ответственность особенно важна. Я научился помогать моим подопечным понимать, как выигрывать их поединки. Если есть пять дуэлей и мы выиграем три из них, скорее всего, мы добьемся и победы в матче. Если выиграем четыре – то победим наверняка. Другие клубы стараются так же действовать против нас.

Я не верю людям, которые говорят, что командные виды спорта похожи на шахматы. В шахматах вы двигаете фигурки из дерева, в баскетболе вы имеет дело с настоящими людьми, с их умениями, эмоциями и креативностью. Я абсолютно не согласен с идеей рассматривать тренера как шахматиста.

Любой тренер, если у него есть время, будет подготовлен. Когда у вас меньше времени, гораздо больше зависит от уровня игроков. Если у вас мудрые и опытные игроки, вроде тех, которых мне повезло иметь в распоряжении здесь, может быть достаточно просто провести видеосессию и короткую тренировку на паркете, которую в Америке называют walk through – когда вы прогуливаетесь по площадке и показываете игрокам, куда идти и где останавливаться.

Без сомнений, все четыре команды прибудут на «Финал четырех» отлично подготовленными. У них есть время смотреть видеозаписи, анализировать, обсуждать. Кроме того, все четыре тренера представляют, что необходимо сделать, если в полуфинале будет добыта победа. Но, уверен, никто не будет предвосхищать подготовку к финалу, потому что это заставит команду считать, будто ты уже думаешь о финале. В таком случае вам не хватит концентрации, чтобы туда попасть.

В прошлом году я сделал исключение, но только для себя. Когда мы собирались в Прагу, я решил просмотреть пару матчей «Маккаби». Я чувствовал, что у «Маккаби» отличный шанс выиграть «Финал четрыех». «Если мы победим в полуфинале, - думал я. – Мы встретимся с невероятной командой, которая взяла два титула чемпиона Евролиги подряд и нацелилась на третий». У них был особый стиль. Мне хотелось в общем представлять, как они играют. Чувствовал, что двух дней между полуфиналом и финалом может оказаться недостаточно. В то же время я был очень озабочен полуфиналом против «Барселоны». Испанцы обладали гораздо большей скоростью практически на каждой позиции. Я боялся, что это вкупе с отличным резервом может стать важным фактором.

Что касается моих помощников, их работа абсолютно другая. Женя [Евгений Пашутин. – ред.] и Леле [Эмануэле Молин. – ред.] всегда подготавливают разведотчеты по нашим потенциальным соперникам. Они уже приготовили три отчета – по «Уникахе», «Панатинаикосу» и «Тау». Они уже знают все по этим командам. Для меня все иначе. Обычно я не хочу быть вовлеченным в дополнительную подготовку.

В этом «Финале четырех» есть фактор, который нам не следует недооценивать. В прошлом году мы проводили только финал «на выезде», с 11 тысячами желтых маек на трибунах. В этом году даже полуфинал будет таким. Все болельщики «Пао» и, вероятно, «Тау» будут поддерживать «Уникаху» в матче с ЦСКА. Мы знаем, что мы услышим наших фанов под сводами ОАКА и они сделают все возможное, чтобы поддержать нас, но оставшаяся часть 20-тысячной толпы будет против нас. Так что нам не стоит удивляться высокому уровню агрессивности по отношению к нашей команде.

Знаю, что для наших болельщиков было сложно в финансовом отношении приехать в Афины. Условия, выствленные Евролигой и фирмой Express Holidays подняли цену на полет и размещение. Знаю, что руководство нашего клуба делает все возможное, чтобы сделать цены более разумными. Надеюсь, в Афины все же приедет как можно больше болельщиков, потому что это очень важно для нас.

Мы всегда слышим и видим наших фанатов. Не важно, где мы играем. Когда мы входим на арену во время выездных матчей, я сразу стараюсь увидеть, где наши болельщики. Это будто что-то позитивное, нисходящее с трибун. Вне зависимости от того, слышим мы болельщиков или нет, мы всегда их видим.