Требовательность или похвала?
Одна из самых сложных задач в тренерской профессии – найти баланс между требовательностью и похвалой для игроков. Это большое испытание для любого тренера. Оно особенно трудное для меня, поскольку часто я очень требователен не только по отношению к игрокам, но и по отношению к самому себе.
Иногда баскетболист на может понять, почему его тренер так суров и настойчив в попытках чего-то от него добиться. Я очень редко оставляю своих игроков в покое, думая: «Ладно, этот парень просто не может сделать то, что я хочу». В том, чтобы быть требовательным, есть один положительный аспект. Я действительно верю, что мои игроки могут добиться желаемого, независимо от того, насколько сложным это кажется поначалу. Но я также понимаю, что некоторые баскетболисты могут быть расстроены моими постоянными требованиями показывать игру высокого уровня как в матчах, так и на тренировках.
Приходилось слышать, как люди говорят, что у меня всегда были классные игроки, тем самым стремясь приуменьшить или поставить под вопрос мои качества как тренера. По-моему, чтобы быть хорошим тренером, мне нужны хорошие, умные баскетболисты. Все это для меня складывается в суть профессии.
Система, которая была у меня в «Виртусе», «Бенеттоне», сборной Италии и которая сейчас выстроена в ЦСКА, базируется на том, что американцы называют чтением ситуации и реакцией на нее. Если вы принимаете такую систему, вы в то же время осознаете, что вам нужны игроки с двумя качествами: а) разумом, чтобы понимать, что происходит на площадке и b) способностью сделать это быстро. Вам также нужны баскетболисты, которые не боятся брать на себя ответственность и принимать решения на паркете.
Способность читать (понимать) ситуацию напрямую не связана с талантом игрока. Сначала вы читаете ситуацию, затем вам нужен талант. Если вы одаренный баскетболист, можете обыгрывать, бросать или пасовать, это дает вам больше выбора сделать что-то в соответствии с тем, что вы видите на площадке.
Если вы умный игрок, но не так талантливы, вам следует знать о границах своих возможностей и стараться использовать талант настолько, насколько это возможно. К примеру, если вы хорошо бросаете, но не сильны в игре один на один, прочитав ситуацию, вы ограничиваете себя тем, чтобы бросить, если на то есть время. Но если на вас выходит защитник, вы отдаете передачу. Вы не заставляете себя идти в обыгрыш. Знание своих ограничений, игра с их учетом, не пытаясь поставить себя в ситуацию, которую невозможно разрешить, – признаки высокого уровня баскетбольного IQ.
Я никогда не оцениваю решение баскетболиста в зависимости от того, попал мяч в сетку или нет. Мы сбиваем игрока с толку, если выказываем удовлетворение заброшенным мячом в результате плохого прочтения ситуации или неправильного исполнения. Если мы так поступаем, игрок начнет думать, будто единственное, что имеет значение – это набранные очки, а не умение читать ситуацию и реагировать в соответствии с основными правилами нашего восприятия баскетбола. И если так случается, это чудовищная ошибка.
С одной стороны, я знаю, что иногда чересчур требователен, и это может расстроить игроков, потому что кажется, будто меня ничто не может порадовать. С другой стороны, могу дать гарантию, что я стараюсь быть справедливым в оценке их действий на площадке: если они читают ситуацию и реагируют правильно, в соответствии с нашей концепцией, я очень редко заменяю баскетболиста, даже если он совершает два-три хороших броска и промахивается. Кто меня пугает, так это игрок, который бросает потому, что не знает, что делать дальше. В большинстве случаев это приводит к ошибке.
Я не настаиваю на том, что это лучший способ тренировать или играть в баскетбол. Это просто мой путь. Впрочем, я уважаю другие идеи и философии. Вообще-то есть и другие методики, и именно поэтому многие игроки выглядят лучше при другом тренере или применении другого метода и не так хороши в противном случае.
Главное различие между основными баскетбольными философиями – a) какого уровня прочтения ситуации требует тренер и b) насколько жестко он требует, чтобы реакция игрока на ситуацию была в соответствии с опциями, которые у него имеются. Это не вопрос свободы. Это не вопрос того, что лучше или хуже. Для некоторых игроков проще меньше задумываться над ситуацией и иметь меньше опций, чтобы у них было меньше шансов растеряться.
Иногда баскетболисты предъявляют нам что-то новое благодаря своему таланту. Великие игроки могут создавать новые возможности, потому нужно быть готовым, чтобы им помочь. Здесь лежит еще одна проблема. Некоторые игроки хороши в чтении ситуации, но если другие не так хороши, приходится делать что-то, чтобы скоординировать обе группы. Если игрок, читающий защиту, при этом каждый раз реагирующий по-разному, остается непонятым товарищами, он становится главной причиной хаоса. Остальные попросту теряются. Потому нужно всегда находить баланс в количестве вариантов, которые вы можете позволить игрокам использовать после прочтения ситуации.
Число опций, которые может увидеть игрок, зависит от его опыта, заложенных в него навыков и умений. Если игрок вырос в системе, где культивировался поиск пространства, правильной позиции на площадке и своевременности действий, обычно у него очень хорошее умение читать ситуацию и реагировать. Если игрок вырос в строгой, схематичной системе, это для него более сложно.
Все работает точно так же, как и в воспитании ребенка родителями. Если ребенок растет в системе, где сделан упор на индивидуальную ответственность, чем старше он становится, тем больше ответственности он берет на себя. Баскетбол в этом смысле – как модель жизни.
Именно поэтому так важен тщательный подбор игроков. Баскетболист, который может быть хорош для моей системы, может быть не так хорош для другого тренера и наоборот. Вопрос не просто в том, что игрок подходит системе, он также и в том, подходит дли система игроку. Именно поэтому я почти никогда не полагаюсь на мнение других тренеров, когда решаю, подписывать контракт с неким игроком или нет. Лучше я посижу и поговорю с ним, увижу, как он реагирует на мои слова и каковы его взгляды на баскетбол. Все опытные тренеры могут понять, подходит игрок под их систему или нет.
Это объясняет, почему некоторые баскетболисты, игравшие большую роль под руководством одного тренера, могут испытывать трудности в исполнении той же роли на том же уровне под началом другого тренера, принявшего команду.
Работа тренера состоит в том, чтобы помочь игрокам научиться читать различные ситуации. Кроме того, вы можете либо использовать ваших игроков в соответствии с их умениями, либо пытаться развить их способности. Поскольку я долгие годы тренировал молодежь, я верю, что прогресса можно добиться даже от ветеранов, и я доказал это на примере игроков, которым уже исполнилось 30 лет.
Тем не менее я уважаю тренеров, придерживающихся другой точки зрения, потому что существуют и баскетболисты, верящие в обратное. Есть игроки, предпочитающие, чтобы их использовали в соответствии с их способностями, потому что это не сломает их уверенность в собственных силах. Позвольте привести пример. Представьте, что вы хороший, может даже, знаменитый игрок, я прошу вас сделать что-то непривычное и у вас получается неправильно. Это может нарушить вашу уверенность. Вы можете почувствовать, будто я не использую вас наилучшим образом, что я не помогаю вам.
Нужно быть сильным, чтобы играть или работать под руководством того, кто подталкивает тебя к отличному исполнению изо дня в день и кто редко хвалит тебя за хорошую работу. Это будто иметь требовательного отца, который всегда говорит, что ты можешь все делать лучше.
Баскетболистам, особенно молодым и тем, кто вырос с привычкой получать похвалу за каждое небольшое улучшение, может быть сложно играть в моей системе, и они могут быть расстроены фактом, что для меня они никогда не будут достаточно хороши. Но с этим я ничего не могу поделать. Не могу заставить себя быть добреньким. Предпочитаю быть таким, какой я есть.
Осознаю, что иногда я не так хорошо понимаю, когда мою команду нужно поддержать, похвалить за ее старание, даже когда что-то складывается не лучшим образом. Однако мне повезло, что большинство моих игроков понимает, что я хвалю их за хорошие результаты или усердие, потому что я гораздо более требователен к самому себе.
Если честно, я почти почти всегда недоволен тем, как тренирую команду. Многие думают, что когда я говорю нечто вроде слов после встречи с «Лоттоматикой» – «я в ответе за то, что моя команда сегодня играла так плохо» – это просто уловка, чтобы сбросить груз давления. Но те, кто давно меня знает, понимают: я сказал то, что думал.
Уверен, что тогда я поступал неправильно. Я плохо подготовил команду. Я был неспособен помочь ей быть чуть более расслабленным. Из-за постоянных изменений в составе я растерялся в выборе лучших возможностей для нас. Теперь я чувствую, нам удалось убедиться, что каждый знает, что ему следует делать.
К примеру, действия Гори, когда он играет с Андерсеном, особенно в нападении, здорово отличаются от того, что он делает, когда играет с Ван ден Шпигелем. Ван ден Шпигель – игрок, который всегда идет под кольцо, а Андерсен может также уходить на периметр. Так что Гори приходится приспосабливаться. Но если вы не объясните это игрокам и не поработаете над этим, вы можете оказаться в ситуации, когда оба пойдут на дугу, под кольцом у нас никого не окажется, а потому наше нападение будет абсолютно несбалансированным. Плюс игроки периметра не будут знать, что делать, поскольку в трехсекундной зоне для них не окажется адресатов.
Все дело в деталях. Все знают, что существует психологический настрой команды, который определяет, как игроки относятся друг к другу. Но существует также и технический настрой, который даже более важен, поскольку определяет, насколько комфортно игрокам вместе находится на площадке. В конце концов, все любят играть, получать удовольствие и побеждать. Потому, если у нас не будет очень хорошего технического настроя, нам будет сложно держаться вместе и поддерживать хорошие отношения.
Иногда изменение позиций на один-два метра имеет огромное значение. Это делает невозможной передачу. В начале матча с «Лоттоматикой» был эпизод, когда Джей Ар отдавал пас Дэвиду Андерсену, мяч был перехвачен и мы получили быстрый отрыв. Когда я просматривал пленку, стало очевидно, что оба заняли неправильные позиции, потому что не были уверены, куда перемещаться. Моя ответственность в том, чтобы такие вещи были понятны, чтобы игра была легче для моих подопечных. Если я не сделаю игру проще для них, они могут растеряться. И это огромная ответственность, потому что их умение читать ситуацию будет в большой опасности, даже может быть потеряно.
В большинстве случаев я не доволен тем, что делаю. Иногда мне даже приходится заставлять себя не так часто изменять систему. Но иногда случаются моменты, когда необходимы изменения, чтобы создать ситуацию для игрока. Потому мне сложно найти баланс. Хорошо, что мои игроки осознают, что я всегда стараюсь сделать команду лучше. Я ничего не меняю ради перемен.
В конце поста хочу поделиться любопытным наблюдением. Вы, возможно, знаете, что в Казань на матчи Кубка России прилетал колумнист Sports Illustrated Иан Томсен, задачей которого было написать 24-страничный материал про ЦСКА. Это был второй раз, когда меня навещал журналист Sports Illustrated, – первый раз им был Александер Вольфф, когда мой «Виртус» играл с «Фортитудо», – и оба раза мои команды проиграли. Интересно, что за мной следят репортеры Sports Illustrated, но я надеюсь, что в следующий раз они привезут с собой удачу.
«ZhirS, узки, для того чтобы наглядней и понятней показать мысль, также легко можно проделать все с игроками одного амплуа.»
Проделайте и Вы поймете насколько будут тонки грани, тем более, что это так легко.
" Кстати, частые потери папалукаса в предпоследних играх, были как раз из-за непонимания или нежелания соглашаться с минусами: плохая физическая и игровая форма.»
Мессина с Вами не согласился около месяца назад.
бросков, а превосходит в реализации штрафных и подборах. Остальные статистические колонки у них приблизительно равны. В связи с чем вопрос: это у нас слишком высокие требования или современный баскетбол диктует игрокам быть эффективнее и не прощает неудач?
увы, в Газпроме я не работаю))
а теория очень хорошая для ЦСКА - сплошная выгода со всех сторон получается. просто желаю любимому клубу добра))))
Уел, не посмотрел я его достижения. Жду от него давно классной игры, с начала сезона, пока он сыграл классно только с Прокомом на выезде.
С другой стороны я называю большинство этих достижений псевдорегалиями. Думаю, что Забелин станет в этом году чемпионом России.
Просто видел несколько игр в первый сезон Шведа в младоЦСКА, и у меня сразу не было сомнений, что парень заиграет, он был там на две головы минимум лучше остальных. Последний год все носились с Хвостовым, но я уверен, что Швед много перспективнее и добьется большего, он богаче одарен и физически, и главное баскетбольно.
К скаутингу отношения не имею ни малейшего, просто давно люблю басктебол. Болею за ЦСКА с 95 года, и это единственное что с клубом связывает.
По статистике и домыслам.
Я имел ввиду, что количество промахов без понимания, в каких условиях игровых они были совершены, не означает ни-че-го. Если это был промах на 24й секунде владения, через секунду после судорожной передачи партнера - это одно. Промах после свободного броска после ухода от опекуна - совсем другое. Поспешный бросок через руки и промах на 10й секунде владения в середине четверти - вообще третье. Статистика - это дополнительная пища для анализа, но именно дополнительна. Ключевым моментом является качество принимаемых решений, и именно оно определяет успешность или неуспешность игры игрока.
По Зисису в Бенетоне
Абстрагируясь от его статистики, просто понимаем, что молодой парень играл ключевую роль в сильном европейском клубе уровня топ-16, благодаря чему пробился в состав одной из сильнейший сборных мира.
Вот это и есть главный вывод.
Зисис в ЦСКА не показывает именно качества игры, и за это его и играют. По непонятным причинам, игрок выглядит иногродным телом на площадке. Видно вагон желание, а в итоге получается, ну суета что ли какая-то, в первую очередь суета мысли видимо, и отсюда странные решения на площадке. На мой взгляд, совершенно психологическая проблема.
Мое личное мнение - Зисис не может заиграть по 2м причинам. Во-первых, он привык проводить очень много времени на площадке, и нести меньше ответственности за каждое действие, чем это принято в ЦСКА. Да что там далеко ходить - даже такой монстр как Шишка к этому не сразу привык. И во-вторых - Зисис играет совсем не ту роль, которую он привык играть в предыдущих командах. Там он был организатором игры, дирижером команды, определяющим ритм и темп командной игры. А тут есть Папас, Холден и Шишка, которые имеют куда больше полномочий влияния на игру, а Зисис скорее оказывается в позиции ролевого игрока. И из позиции ролевого игрока он пытается влиять на игру, и именно это и приводит к ошибкам и неверным решениям.
Сравнивая Зисиса и Папаса, можно вспомнить, что в первый сезон была масса людей, которые не понимали, зачем этот тихоходный грек вообще нужен, и многие реально недоумевали, почему ушел Хацивретас, а не Папас. Щас то они конечно не признаются, щас каждый кричит что признал гений Папаса еще когда он контракт подписывал))) А первый сезон Папас провел в ЦСКА откровенно слабо, и даже слабее нынешнего Зисиса, учитывая особенно, насколько с тех пор команда усилилась. Может это традиция просто такая, что греческим плеймекерам надо первый сезон провалить, чтобы на второй заиграть???
Прогноз мой остается прежним - если Зисис не решит вждруг летом сбежать, то в команде он заиграет. И в ближайшем будущем вижу новую пару разыгрывающих в ЦСКА в лице Понкрашова и Зисиса. А потом дай бог и Швед созреет, заменит грека, и будет счастье всем желающим видить ЦСКА с минимумом легионеров))))
Вы часто видите, чтобы Лэнгдон, Холден или Папалукас бросали треху в ситуации, когда времени на атаку еще более чем достаточно, и под кольцом некому взять подбор? Это исключено - эти игроки в такой ситуации не бросают, они продолжают искать возможности для более верного окончания атаки. Понкрашов - бросает. Мы видели это во всех играх ЦСКА-Химки этого сезона. Вообще многие действия Понкрашова являются чистой авантюрой, он частенько заигрывается, и это мешает ему прогрессировать и стать элитным разыгрывающим куда больше, чем любые внешние факторы.
Что касается Зисиса - мне кажется, что тут ситуация в корне отличается от ситуации Понкрашова или Пашутина. Потенциал Зисиса как игрока топ-уровня уже давно известен, и задача Мессины создать условия, что этот игрок раскрылся в ЦСКА в свою силу.
Когда мы говорим о Понкрашове - мы говорим, что у нас есть надежда, что этот парень сможет вырасти в игрока топ-уровня, но он на этом уровне играл отдельные эпизоды, не более того, и эти эпизоды и дают нам надежду. Надежду, но не гарантию - например Падиус уже почти 10 лет эпизодами оказывает топ-уровень, но так и не вышел на высокий уровень.
Когда мы говорим о Зисисе - мы говорим об игроке, который продемонстрировал топ-уровень в одном из топ-клубов и топ-сборной, мы говорим об игроке, топ-уровень которого был подтвержден стабильными результатами, и весь вопрос в том, чтобы этот игрок адаптировался и заиграл в свою силу в ЦСКА. Именно поэтому он получает больше времени и больше права на ошибку, чем Понкрашов - с Зисисом тренер пытается решить психологическую и техническую проблему вклюлчения ирока топ-уровня в игру команды, а с
Понкрашовом речь шла о попытка раскрыть в игроке его недоказанный пока потенциал.
Когда мы говорим о Пашутине - мы говорим об игроке-ветеране, основная роль которого в команде находится за пределами площадки. Это игрок, которые выполняет узкую ролевую функцию на площадке и роль вожака для молодежи за ее пределами. Он не относится к системообразующим игроками на площадке, не он формирует игру команды (в отличие кстати от того же Панова).
Вообще, видно, что в работе с Мессиной от игроков требуется прежде всего психологическая устойчивоть и желание быть полезными. Посмотрите, на скорость прогресса Курбанова, и сравните со скоростью прогресса Воронцевича. Воронцевич прогрессирует намного быстрее, хотя изначально Курбанов был в более выгодном положении. Если внимательно посмотреть на игру Курбанова, то видно, что его проблема - это психология. Игрок на площадке не с холодной головой, он тут же плывет и начинает делать глупости, поспешные броски, неверные движения. То есть от воления Курбанов буквально забывает, КАК надо играть, и начинает совершать ошибки и выпадать из игры. Причем по рассказам очевидцев, на тренировках Никита играет очень уверенно и сильно, и именно поэтому Мессина не раз давал ему шансы. Его аренда - это попытка преодолеть этот психологический ступор, который мешает игроку раскрыться.
Просто Лэнгдон бросал из своих позиций, когда ситуация для броска была правильной. Мессина же говорил уже, что он не ругается на игроков, которые бросают в нужный момент из правильной позиции, но промахиваются. А меняет он обычно тех, кто в защите косячет - этих сразу, но и тех, кто в атаке глупости делает - но таких не сразу, а после нескольких глупостей. Много раз уже обращал внимание, что ошибки в атаке, ну кроме вопиющих, Мессина склонен прощать, а вот расслабленность или глупые ошибки в защите не прощает даже лидерам, сразу меняя.