Интервью первого тренера Тимофея Мозгова и Антона Понкрашова
Уже сегодня в полуфинале Игр сборная России будет биться с испанцами за выход в Финал. Одним из наиболее заинтересованных болельщиков у экранов телевизора, помимо родных и близких наших игроков, будет человек, ставший первым тренером у игроков нашей команды Тимофея Мозгова и Антона Понкрашова.
Интервью с Геннадием Александровичем Панютиным нам удалось взять во время ежегодного турнира Артема Кузякина и Константина Нестерова в родном спортивном лагере в Песках, о чем был первый выпуск этого блога.
Геннадий Александрович с охотой ответил на несколько вопросов о своем тренерском пути и о том, что помогло ему вырастить более десятка игроков, вытупающих в командах ПБЛ.
Геннадий Александрович, расскажите каким образом Вы пришли в баскетбол и решили стать тренером?
Начал заниматься баскетболом довольно поздно, с 15 лет, в городе Вологда в той школе, в которой учился. Играл на уровне чемпионата города.
После я поступил в ПТУ. А в нем учителем физкультуры был молодой специалист, закончивший Ленинградский техникум физкультуры. Частенько, возвращаясь после тренировок домой, мы с ним разговаривали о том, как он учился в Питере. Меня это очень заинтересовало и я твердо решил поступить в этот техникум. Так и произошло по окончании моего ПТУ. Поступил.
Закончив техникум, я пошел в армию. И находясь, на службе поступил в Институт Физической Культуры имени Лесгафта. Для меня тогда все сложилось неплохо. Закончив служить в армии, я уже был студентом заочного факультета.
Я понимал, что сам играть в баскетбол на высоком уровне не смогу. Реально взвесив все за и против – решил стать тренером. Нравилась мне эта профессия.
Учась на заочном, я пошел работать тренером во Фрунзенскую СДЮШОР – тренировать команду девочек. Так я получил свой первый тренерский опыт и познакомился с Борисом Аркадьевичем Горбачевским , который пришел работать на полгода раньше меня. С тех пор мы дружим.
Он учился в Лесгафта на 2 года старше меня в одной группе с Кондрашиным.
Проработав вместе 8 лет во Фрунзенской спорт школе, решили уйти. Не сложились отношения с директором. Бывает. Не сошлись в идеях относительно тренировочного процесса.
А так как мы с Борисом Аркадьевичем были чемпионами города в своих возрастах (он с мальчиками,я с девочками), то мы спокойно перешли работать в школу Спартака. Ближе к Кондрашину, к команде мастеров.
Проработав там около 10 лет, мы столкнулись с тем, что в конце 80-х годов финансирование спортивных школ было почти нулевым. Заручившись поддержкой Кондрашина мы оба перешли в Ленинскую СДЮШОР, где были хоть какие-то условия для работы.
Чуть позже эту спортшколу переименовали в Адмиралтейскую. Таким образом вот уже 20 лет я работаю в этой школе. Юбилей.
Тогда в 92 году и началась славная история Адмиралтейской СДЮШОР, подарившей нашему баскетболу немало баскетболистов самого высокого уровня.
А в то время мы стояли у истоков новой школы и, преодолевая все трудности «лихих 90-х», старались делать нашу работу и учить детей.
По прошествии времени Вы остались работать с детьми - почему? Были ли мысли начать тренировать взрослых?
Какой солдат не мечтает стать генералом? Но я реально оценивал свои силы и знал свои сильные стороны. Тем более работая бок о бок с Борисом Аркадьивичем мы очень хорошо дополняли друг друга и он, как старший товарищ по работе и настоящий друг помогал раскрыться мне именно как детскому тренеру, о чем я никогда не жалел.
В чем заключается отличие тренировочного процесса между детьми и взрослыми, с точки зрения психологии?
Взрослые игроки уже являются состоявшимися личностями. Многие сами отцы. Для них авторитет тренера – его заслуги и его победы.
Для ребенка – тренер еще и учитель. Авторитет тренера – его возраст, его опыт, человеческие качества (которые дети чувствуют) - все это и является тем самым мостиком между тренером и юным игроком и командой.
Сложно мотивировать детей для достижения спортивных целей?
Пока дети маленькие (10-11 лет) проходит еще мотивация на уровне «конфетки», похвалы.
Ребята постарше (13-15 лет) на это уже не покупаются. У них другие мотивационные моменты для работы над собой. Например, возможность попасть в состав команды для игры в ДЮБЛ или засветиться и попасть в ЦСКА или Спартак, в команду мастеров. Это уже иной уровень мотивации. Более взрослый. Достижение поставленной цели, а не просто выполнение какого-то задания ради одобрения тренера или получения лишнего выходного для поездки к бабушке на дачу.
К примеру, вот он ходит рядом Антон Понкрашов. Вот висит кольцо прибитое к дереву. Когда Антону было лет 12, он очень хотел посмотреть по телевизору игру сборной. Я ему предложил пари – попадешь в кольцо с крыльца, будешь смотреть. Но перед самым кольцом с этого ракурса висела большая сосновая ветка. Шансов попасть – минимум. Но он бросил и попал! Радости его не было предела – он мало того, что выполнил цирковой бросок, он еще и посмотрел игру, которую очень хотел увидеть. А сегодня вечером он уезжает в Москву, чтобы оттуда вместе со сборной России вылететь в Лондон на Олимпиаду!
Совсем небольшой процент детей, занимающихся в спортшколах, становятся професиионалами - в чем проблема перехода игроков из детского во взрослый баскетбол?
Сразу хочется отметить один важнейший момент.
Не тренер тренирует игрока. Игрок тренирует игрока.
Поясню. В спортшколе у каждого возраста есть свой тренер и зачастую ему очень трудно бывает отдать своего ведущего и перспективного игрока в старший возраст. Своя команда становится слабее. Психологический момент. Но ведь игрок, начав тренироваться и играть со старшими игроками, растет в игровом плане и понимании игры намного быстрее, чем он бы это делал под руководством своего тренера. Просто потому, что он перерос уровень игры своего возраста. Он не может совершенствоваться в своей команде такими же быстрыми темпами, как раньше. Ему нужен новый вызов. Новый уровень сложности. Возвращаясь обратно в свою команду, он может просто сметать всех на своем пути. Вырос уровень мастерства.
В этом и есть отличие спортшкол от интернатов, где главный момент не победа команды такого-то года рождения в чемпионате, а подготовка игроков для команд мастеров, где скидку на возраст никто делать не будет.
В последние годы часто задается вопрос - что у нас с разыгрывающими? Кроме Понкрашова чистых первых номеров в основе сборной уже давно не было.
Не хватает тренеров, которые были игроками. Которые сами знают баскетбол изнутри. Особенно с такими тонкими материями, как разыгрывающие.
Только тренер сам игравший (и желательно на высоком уровне) может научить и показать молодому игроку все аспекты дирижирования своей пятеркой. Такие специалисты в основном идут в команду мастеров или в их молодежную команду, где играют 16-18 летние ребята. А их научить чему-то новому намного труднее, чем игрока 10-12 лет. В этом возрасте закладывается вся философия игрока. Вот тут-то и нужны тренеры с опытом большой игры.
Хорошо, что у нас есть теперь столько заслуженный игрок и тренер, как Владимир Иванович Богданчук. Он может объяснить юному баскетболисту массу аспектов игры, о которых тот и не догадывается. Начиная от техники броска и заканчивая пониманием своего места в команде. И когда в мальчишку все это баскетбольное богатство вкладывает такой человек как мастер спорта Владимир Иванович – нужно только слушать и слушать и повторять.
Вы часто бываете в Америке и можете судить о главных отличиях в психологии молодых игроков там и в России. В чем они?
Приведу простой пример. Как-то был в Штатах на тренировке обычной детской команды . Уровень игроков – дворовой. Многие были просто толстяками. А когда им задали вопрос – кто хочет быть как Кириленко, то сразу со всех сторон потянулись руки вверх.
А у нас даже в спортшколе задаешь такой вопрос – все стоят и молчат!
Это важный психологический момент. Именно стремление к заоблачной цели дает результат. Без цели занятия спортом превращаются в физкультуру. А цели могут быть разными. Но желание заявить о себе – неотъемлемое качество настоящего игрока.
А в чем особенности такого огромного количества американских игроков по всему миру? В чем секрет подготовки?
Помимо потрясающей материально-технической базы, кадров, условий, есть один очень интересный момент.
У нас игроков из разных школ набирают в одну спортшколу. А у них до определенного возраста такого нет.У них сотни школ играют в различных чемпионатах городов и штатов. И наряду с одаренными пацанами играют их однокашки. Все вместе растут. Понятное дело, что самого лучшего заберут в лучшую школу или колледж. Но общее количество приличных игроков вырастает именно из всех этих однокашек. Игрок тренирует игрока. Наглядный пример.
Они за свою школу готовы убиться! Полные залы на играх обычных школ. Вся школа, весь район приходит посмотреть. В таких условиях не заиграть сложнее, чем заиграть. И когда ты уже в 10-12 лет чувствуешь такую поддержку, когда твоя популярность растет соразмерно твоему росту игрока – это конечно просто невероятно помогает молодому игроку.
А у нас игрока в 10-12 лет забирают в СДЮШОР и все. Он уже почти не играет за свою школу. Ребята, которые могли бы тренироваться с ним вместе и расти, становятся потерянными для баскетбола. В этом разница систем подготовки игроков в России и США. И это, конечно, не способствует росту популярности баскетбола у нас.
А в Америке все по-другому. Там рост популярности игры начинается со школы. Полные залы в университетском баскетболе. Гораздо больше, чем в нашей ПБЛ. Не говоря уже про НБА.