Первая красавица мирового баскетбола
Недавно журнал «Русский репортер» сделал со мной интервью по-моему, получилось хорошо, информативно. С разрешения редакции предлагаю его вниманию читателей моего блога возможно, вам оно покажется интересным и ответит на чьи-то вопросы.
Фото: Русский репортер
В 2007 году Илона Корстин в составе национальной сборной стала чемпионкой Европы, а с ЦСКА выиграла Мировую лигу. Один из лучших снайперов отечественного баскетбола регулярно появляется на страницах газет и глянцевых журналов, на телевидении и радио, ведет свой блог на одном из спортивных интернет-порталов. Похоже, ей просто нравится все время быть в центре всеобщего внимания. Впрочем, на типичную звезду она пока не похожа.
- Илона, многие спортивные знаменитости, например отечественные футболисты, даже на пару простых вопросов отвечают с неохотой. А вы готовы общаться с прессой и болельщиками чуть ли не в любое время суток
- Я вообще человек коммуникабельный. Открытый. К тому же я понимаю, что у журналистов своя работа. Они же не для себя берут интервью, а для болельщиков. Мне очень приятно, что все больше людей интересуется именно женским баскетболом. А то иногда даже обидно становится: все внимание прессы футболистам, хотя их достижения в последнее время, прямо скажем, не велики. И автографы раздать после матча мне совсем не сложно. Наоборот, как любому спортсмену, тем более женщине, мне приятно внимание зрителей. Особенно если команда действительно провела достойный матч. И потом, мои поклонники в подавляющем большинстве люди доброжелательные и внимательные, хорошо разбирающиеся в баскетболе.
- В любви не признаются?
- Бывает, преподносят подарки. Обычно это выглядит очень мило. Однажды, правда, когда я выступала во Франции за «Бурж», ко мне привязался настоящий маньяк. Он повсюду меня преследовал со своими признаниями, и в какой-то момент мне стало страшно. Пришлось обратиться за помощью к друзьям: иначе бы он не отстал. В России тоже приходилось сталкиваться с фанатичными поклонниками, но они были все-таки не такими навязчивыми.
Лицо женского баскетбола
- В позапрошлом году вы стали «лицом женского баскетбола» в Европе по версии ФИБА. Это как-то повлияло на ваше поведение?
- Наш вид спорта нуждается в раскрутке. И если мне удалось привлечь к нему дополнительное внимание, то я только рада. Я знаю, что некоторые болельщики ходят «на Корстин». Что ж, сначала будут ходить на меня, а потом увлекутся игрой и станут посещать матчи независимо от того, играю я или нет.
В раздевалке перед матчем
- Вы еще ведете и блог в интернете. Как у вас на все времени хватает?
- Пока мне это интересно. Но я же не только спортсменка, но еще и женщина. Может, однажды мне все это надоест. Тогда я прикрою сайт и блог, буду меньше общаться с журналистами. Но сейчас мне все это нравится.
- Интересно, когда вы почувствовали, что на вас обращают особое внимание?
- Лет в тринадцать, наверное, когда я поехала на первый свой юношеский чемпионат России. Подходили знакомиться и мальчики, и девочки. Ну и завистниц, конечно, хватало. Шептали за спиной разное. Что конкретно? А что в таких случаях про девушек говорят? И неприличное тоже. Но я все это списываю исключительно на зависть. На мой взгляд, завидовать глупо. Лично я довольна внешностью и стараюсь не обращать внимания на чьи-то косые взгляды. Считаю, что лучше быть красивой, чем дурнушкой.
- Баскетбол игра контактная, и без травм не обойтись даже красавицам. Если не секрет, сколько их у вас было?
- Растяжения и ушибы не в счет. Было три перелома рук и один голеностопа. К счастью, мне удавалось быстро восстановиться. А вообще, меня нельзя безнаказанно ударить на площадке. Я ведь могу и сдачи дать. Мало не покажется. Не подумайте, что я такая беззащитная.
Два месяца была Юлей
- Судя по фамилии, у вас эстонские корни
- Да, но не только. Эстонские это по отцовской линии. Мой папа Калью Корстин бывший учитель физкультуры, сейчас работает тренером по физподготовке в мужском баскетбольном «Динамо». А мама наполовину украинка. Сама я родилась в Питере. Знаете, родители сначала назвали меня Юлей. Но через два месяца к нам приехала моя эстонская бабушка и устроила сцену. Именно она настояла, чтобы меня назвали Илоной. И мне с таким именем жить комфортно.
В секции Илона (на фото в центре, рядом с тренером) сразу нашла себе подруг
- Отец, видимо, был вашим первым спортивным наставником?
- Ну да. В детстве под его присмотром я бегала, плавала, занималась большим теннисом, легкой атлетикой и даже спортивной гимнастикой. Но для гимнастики оказалась слишком высокой. А в легкой атлетике выиграла медаль заняла второе место на первенстве Санкт-Петербурга в беге на 1200 метров среди юношей и девушек. В общем, была разносторонне развитым ребенком. Папа действительно ставил мне «физику». Это очень помогло в баскетбольной секции, да и вообще в жизни.
- Непосредственно баскетболом вы стали заниматься у знаменитого детско-юношеского тренера Киры Тржескал, которая воспитала Марию Степанову, Татьяну Щеголеву, Светлану Абросимову, Елену Карпову. Кстати, Маша рассказывала, что когда пришла в секцию, то почти ничего не умела и смотрела на вас снизу вверх
- Когда я попала к Кире Александровне, то испытала примерно те же чувства. Девчонки уже хорошо бросали мяч в кольцо, умели обводить, а я начинала с азов. Но за несколько месяцев успела кое-чему научиться. А еще я в секции быстро нашла новых подружек. Вообще, баскетбол мне с первой тренировки очень понравился. И вот до сих пор не могу без мяча.
- Говорят, у Киры Тржескал непросто заниматься.
- В команде была строгая дисциплина. Например, запрещалось делать маникюр. А в 13-14 лет очень хотелось быть привлекательной. Но Кира Александровна болезненно реагировала, когда девочки слишком много внимания уделяли своей внешности. Могла очень жестко поговорить. Так что баскетбол у нас был на первом месте.
- Учебе в школе это не мешало?
- Скорее нет, чем да. Я училась в школе с углубленным изучением немецкого языка. Это был один из любимых предметов. Еще нравились литература, история и почему-то физика. Хотя сейчас я вряд ли вспомню какие-нибудь формулы. Уже в колледже с удовольствием занималась бухгалтерским учетом. А вот от уроков физкультуры я, как спортсменка, была освобождена. Трудности начались лишь в выпускном классе, когда мне приходилось совмещать учебу и выступления за команду высшей лиги «Форс-Мажор».
- Ее тогда тренировала как раз Тржескал?
- Да, хорошее было время. Деньги заплатили только за два месяца. Еще шесть мы играли бесплатно. Но для меня, шестнадцатилетней девчонки, это тогда было далеко не на первом месте. А еще мы часто не знали, сможет команда куда-нибудь поехать или нет все упиралось в недостаток средств. Но для меня сама возможность выступать за команду такого уровня была счастьем. Помню, мы играли с ЦСКА и, конечно, проиграли. Но после матча великая Елена Баранова похвалила сразу нескольких баскетболисток из нашей команды, в том числе и меня. Я была на седьмом небе от счастья! Даже представить не могла, что через несколько лет мы вместе будем выступать за национальную сборную.
- Не все знают, что вы уже в семнадцать лет оказались во Франции из питерского «Форс-Мажора» сделали шаг во французский «Бурж».
- Моя мама второй раз вышла замуж за француза. Я уехала вместе с ней и вскоре подписала контракт с «Буржем», одним из ведущих французских клубов, который тогда тренировал наш Вадим Капранов. Вообще, для меня это был, пожалуй, самый сложный период не только в карьере, но и в жизни. Так получилось, что жила я отдельно от мамы. В школе учила немецкий язык, а тут пришлось срочно овладевать французским. Еще я сильно переживала, удастся ли найти общий язык с новыми партнершами. Фактически жизнь начиналась заново. Это было серьезное испытание, и я его выдержала. Хотя, надо сказать, в карьере мне ничего легко не давалось. Всего приходилось добиваться упорным трудом. Все только благодаря постоянным тренировкам и желанию побеждать.
Шампанское при свечах? Только в отпуске
- Вы как-то говорили, что даже и представить себе не могли, что во Франции встретите свою любовь
- Оказавшись за границей, я не ставила перед собой задачу в ближайшее время встретить молодого человека. А вот получилось Мы с Эриком познакомились, понравились друг другу. Он оказывал мне всяческие знаки внимания. Можно сказать, что все сложилось само собой. И об этом я, конечно, не жалею.
Высота всегда привлекала будущую чемпионку
- Представляю, сколько мужчин в России сейчас завидует Эрику.
- Не все так просто. Да, со мной легко общаться, я коммуникабельный человек. Но жить под одной крышей тяжело: у меня довольно сложный характер. Он помогает мне побеждать на площадке, но в обычной жизни может доставить проблемы близким. Можно сказать, что я роза с шипами.
- Известно, что вы с Эриком гурманы
- Мы любим вкусно поесть. Больше всего нравятся французская кухня, французское вино. В Москве есть места, где можно отлично поужинать при свечах с шампанским. Во время отпуска, конечно.
- Сами готовить любите?
- Ну да, когда приходят гости. Особенно люблю готовить десерты. Профитроли, например. Еще говорят, борщ у меня вкусный получается
- Чем увлекаетесь помимо спорта?
- Люблю читать историческую литературу и исторические детективы. Такие, например, как «Ларец Марии Медичи» Еремея Парнова. На сборах в свободное время смотрю много самых разных фильмов на DVD. А вот матчи со своим участием редко. Люблю музыку начиная с классики и заканчивая ар-эн-би. Только вот российская музыка меня не очень впечатляет. А еще я собираю баскетбольные марки всех времен и очень рада, что коллекция постоянно пополняется.
Я не робот
- Как получилось, что после шести лет выступлений во Франции вы вернулись в Россию?
- У меня и мысли не было возвращаться на родину во Франции уже был свой дом и отлаженный быт. Тихо, спокойно, никакого разгула криминала. Мэр города мог спокойно безо всяких сопровождающих зайти в кафе выпить чашку чая. А в России, особенно лет пять назад, даже бизнесмены средней руки не могли и шага ступить без охраны. Во многом именно это меня и отпугивало. Кроме того, появилось интересное предложение из Италии. Но когда мне позвонил новый главный тренер самарского ВБМ-СГАУ Капранов, я пересмотрела свои взгляды. Во-первых, он рассказал, что в команде будут играть многие девчонки, которых я хорошо знаю по национальной сборной. И задача будет поставлена максимальная победа в чемпионате и в еврокубках. Во-вторых, он заверил, что и в финансовом, и в бытовом плане мне будут предоставлены достойные условия. Так и получилось. Клуб выполнил все обязательства: снял жилье, предоставил Эрику работу.
Американки не выдержали напора сборной России
- Правда, что вам предлагали выступать за сборную Франции по баскетболу?
- Было такое. Поскольку моя мама вышла замуж за француза, я, как несовершеннолетний член семьи, автоматически получила французское гражданство. Успешная игра за «Бурж» привлекла внимание тренеров национальной сборной. Кстати, во французском чемпионате я не считалась иностранкой. Но чтобы выступать за сборную Франции, мне нужно было поменять и так называемое баскетбольное гражданство. Дело в том, что я не один год выступала за всевозможные юношеские сборные России и на этом уровне выиграла все что можно. В федерации меня заверили, что решат все юридические вопросы. Но в этом непростом деле было множество нюансов. В частности, нужно было несколько лет не выступать за сборную любой страны. Я прождала три года, а потом мне сообщили, что придется потерпеть еще какое-то время. Но мне уже надоело находиться в подвешенном состоянии. Да и с возрастом я многое переосмыслила. Решила, что нужно выступать за ту страну, где родилась и научилась играть в баскетбол. И в 2000 году мне было двадцать лет приняла приглашение тренеров российской сборной.
- А где вы будете жить после завершения карьеры?
- Не знаю. Я работаю в России, а во Франции отдыхаю. Пока мои мысли связаны с Олимпиадой в Пекине. Да и вообще с баскетболом, ведь заканчивать я не собираюсь. А что будет потом? Посмотрим. Во Франции я закончила колледж, в России Самарский государственный аэрокосмический университет по специальности «менеджмент». Возможно, когда-нибудь займусь бизнесом. Только не знаю пока, каким и в какой стране.
- В Америку больше не стремитесь? Ведь в свое время вы отыграли целый сезон в клубе женской НБА «Финикс Меркьюри»
- Это было давно в 2001 году. Понимаете, за океаном проще всего заиграть высоким баскетболисткам: они пользуются там особым спросом. А вот маленьким по баскетбольным меркам спортсменкам тяжело пробиться в состав. Поэтому я на площадке проводила не более пяти минут за игру, а иногда и вовсе оставалась в запасе. Сейчас у меня уже нет никакого желания вновь пробовать себя в женской НБА. Почти все сильнейшие американки сейчас играют в России. И деньги здесь платят приличные. А играть целый год без перерыва нет смысла. Я же не робот. Поэтому точно могу сказать: за океан не стремлюсь.
- Правда, что вас когда-то хотели сделать лицом компании «Хеннесси»?
- Не совсем так. Когда я еще играла за «Бурж», меня просто пригласили там поработать. Звали очень настойчиво, направили целую кипу бумаг Но я отказалась, потому что хотела продолжить баскетбольную карьеру.
Политикой займусь не скоро
- В минувшем году главным событием для вас стала, наверное, победа на чемпионате Европы, которая к тому же открыла дорогу на Олимпиаду в Пекине. Насколько тяжело лично вам далась эта золотая медаль?
- К турниру мы готовились аж два с половиной месяца! Это очень долго. Уже и форму за это время успели набрать, и спад пройти. Я даже несколько дней пролежала на больничной койке с высокой температурой простыла во время турнира в подмосковном Видном. Но к чемпионату подошла в хорошем тонусе. С нетерпением считала дни: я хоть и опытный игрок, но все же волновалась. Зато когда турнир начался, почувствовала облегчение и быстро поймала свою игру. Плохо, что сам чемпионат получился затянутым: на групповом этапе мы отдыхали после каждой игры, а вот решающие матчи проводили на одном дыхании, с минимальным временем на отдых, что было очень тяжело и физически, и психологически. Тем более что я участвовала во всех без исключения играх! Но, к счастью, мы со всем справились и получили пять дней отпуска. Мало, конечно, но затем уже ЦСКА начинал готовиться к Мировой лиге. Так что дорога была каждая минута.
Илона не только мастерски бросает мяч в кольцо, но и готовит
- Вам не обидно, что вас не включили в символическую сборную чемпионата, куда попали ваши партнерши Мария Степанова, Ирина Осипова и Ольга Артешина? Вы ведь в отличие от них сыграли во всех матчах, а в финале забросили больше всех мячей?
- Нет. Выбор игроков в символическую сборную целиком зависит от оргкомитета. Для меня важнее всего, что я стала чемпионкой Европы. Кроме того, болельщики и тренеры высоко оценили мою игру.
- А правда, что победу посвятили президенту Путину?
- Ну да. Он в тот день праздновал свое 55−летие. Вот и решили сделать ему подарок.
- Многие известные спортсменки: Светлана Журова, Светлана Хоркина, Алина Кабаева не на шутку увлеклись политикой и добились заметных успехов на новом поприще. Вам случайно не предлагали политическую карьеру?
- Пока я не готова совмещать баскетбол с какой-то другой серьезной деятельностью. Да и вообще считаю, что политикой должны заниматься в первую очередь юристы и экономисты. Однако не буду загадывать. Может быть, после завершения спортивной карьеры мне захочется попробовать себя в качестве политического деятеля. Но, надеюсь, это будет нескоро.
Пицца на фотосессии
- Как отмечали чемпионство?
- Очень весело. В гостинице, где жили весь турнир, и, конечно, с шампанским! Интересно, что организаторы чемпионата не подготовили никакого торжественного мероприятия по поводу его завершения. Поэтому праздник сделали себе сами. С русским размахом. За это нужно сказать большое спасибо руководителям наших ведущих клубов: ЦСКА, подмосковного «Спартака» и екатеринбургского УГМК они-то и устроили торжество. Мы и соперниц пригласили. Все, кто еще не уехал, пришли, включая испанку Амайю Вальдеморо, которая после финала плакала, а на банкете веселилась от души. Она вообще человек отходчивый. Сначала расстроится, а уже через час будет хохотать и шутить. Многие девчонки даже спать в ту ночь не ложились, ведь наутро надо было улетать.
Минутная пауза перед непростой игрой
- Обычно после больших побед у игроков наступает психологический спад. Однако менее чем через месяц вы в составе ЦСКА сумели победить и в другом престижнейшем турнире Мировой лиге. Как удалось так быстро собраться и перенастроиться?
- Действительно, радость после победы на первенстве Европы продолжалась недолго вскоре наступило опустошение. И новую мотивацию найти было непросто. Но статус турнира, состав участников, высочайший уровень организации, наконец, зрители все это помогло быстро войти в тонус и поймать кураж. Я уже как-то говорила, что после победы в Мировой лиге я словно «заболела» чемпионством. Выигрывать всегда приятно.
- После победы вы вместе с подругами по ЦСКА сфотографировались для известного спортивного журнала в стиле милитари. Как чувствовали себя в роли фотомодели?
- Мне, наверное, лучше быть баскетболисткой, чем моделью. Во время подготовки к съемкам мы с удовольствием ели пиццу. Фотограф смотрел на нас с нескрываемым удивлением. Согласитесь, настоящие модели вряд ли могут позволить себе такое перед ответственной фотосессией. Да и вообще фотографироваться для журналов дело нелегкое. У нас это отняло часа четыре, если не больше.
- Нынешний год олимпийский. Каковы перспективы нашей сборной в Пекине?
- На минувшем первенстве мира мы сумели в полуфинале обыграть американок. На Олимпиаде постараемся победить и австралиек. А что потом? Одно могу сказать точно: уезжать за рубеж не собираюсь. Сейчас российский чемпионат самый сильный в Европе.
Александр КОЧЕТКОВ, Русский репортер
симпатичная мордашка - это здорово, но мало чтобы быть человеком, особенно русским, здесь слагаемых должно быть больше, а лень совершенно не то слагаемое, не стоит её демонстрировать )
за сим остаюсь преданным болельщиком российской сборной и желаю одному из её лидеров максимальной командной эффективности, не в ущерб личной красоте ))
Может быть за книгу возмёшься?
а Юля, кстати, тоже очень красивое имя:-)
Обычная современная девчонка)), не Аномалия..