8 мин.

«Даллас» выгнал клоуна, обменявшего Луку Дончича. И это вовсе не подачка фанатам

Будем скучать.

«Даллас» избавляется от одиозного генерального менеджера Нико Харрисона, который навсегда вписал свое имя в историю НБА благодаря тому, что беспрецедентным образом обменял одного из лучших игроков лиги, только выходящего на пик.

Что к этому привело?

Душевный разговор владельца клуба Патрика Дюмона с молодым человеком, облаченным в майку с 77 номером.

Шутка.

Решение последовало после очередного обескураживающего поражения – на этот раз от «Милуоки» (114:116).

На старте сезона «Даллас» одержал лишь 3 победы в 11 матчах. И атмосфера вокруг «Мэвс» стала совсем уж беспросветной: в решающий момент матча с «Бакс», когда Пи Джей Вашингтон оказался на линии и мог сравнять счет, болельщики не поддерживали родную команду, а завели привычную мантру – требовали отставки Нико Харрисона, отдавшего их любимчика «Лейкерс».

Спустя две недели выяснилось, что все маневры управленца если не насквозь порочны, то ошибочны.

1. Харрисон выменял Энтони Дэвиса под предлогом того, что толстый Лука Дончич пропускает матчи, а ему нужен человек, который бы играл и защищался.

Теперь Дэвис выглядит так, как будто слопал двух Дончичей и одного Ривза. В этом сезоне он появился растренированным, провел 5 матчей, после чего взял больничный.

2. Летом Харрисон подписал Д’Анджело Расселла в надежде, что тот поможет команде продержаться до возвращения Кайри Ирвинга.

Тот, мягко говоря, с поставленной задачей не справился – с ним в старте «Даллас» проиграл «-60» за 70 минут игрового времени. Расселл реализует только 37,3% с игры и 27,8% из-за дуги и – главное – никак не поможет помочь нападению «Далласа».

Не сказать даже, что он лучший разыгрывающий в составе. Джейсон Кидд в сегодняшнем состоянии наверняка помог бы больше, если бы облачился в майку и трусы.

3. Харрисон обещал, что защита будет выигрывать титулы, но обманул.

Атака «Мэверикс» выглядит устаревшей на 30 лет без классического разыгрывающего на площадке. И эффект этого ощущают все: от снайперов, внезапно разучившихся попадать, до новичка Купера Флэгга, вынужденного играть на неудобной для себя позиции.

Нападение «Далласа» – 29-е в лиге и уступает лишь «Пэйсерс» (которым «Мэвс» проиграли в очной встрече), а эффективность дальних атак – и вовсе 30-я (29%).

Больше всех укоризненных взоров на Клэя Томпсона, которого Харрисон подписал на 3-летнее соглашение стоимостью 50 млн. Побитый жизнью ветеран и один из лучших снайперов в истории реализует лишь 27% дальних попыток.

Теперь все хорошо увидели, как Дончич делал партнеров лучше. В смысле почти все это видели раньше, но теперь к ним присоединился Нико Харрисон.

4. Харрисону легко припомнить многочисленные промашки.

И это не только трейд Луки Дончича.

Например, горемычный менеджер не забрал в ходе того самого обмена с участием словенца защитника «Лейкерс» Остина Ривза. Роб Пелинка отказался того отдавать, но очевидно, что это был просто блеф, на который Харрисон повелся: за Дончича калифорнийцы отдали бы и Джинни Басс вместе со всеми баннерами.  

В прошлом году Ривз стал одним из 10 игроков НБА, набиравших больше 20 очков и 5 передач при 60% TS, а в этом году и вовсе превратился в одну из полноценных звезд «Лейкерс» в отсутствие Леброна Джеймса.

Еще один игрок, который мог бы помочь «Далласу» сейчас – это Квентин Граймс. В настоящий момент он набирает в среднем 17,2 очка, 4,1 подбора, 4,4 передачи при 40% с дуги. Проблема в том, что делает он это в составе «Филадельфии», куда его отослал Харрисон взамен на Калеба Мартина. Сам же Калеб Мартин провел 82 минуты в составе «Мэверикс» – на его счету 16 персональных фолов и 14 набранных очков.

5. Все против Харрисона.

Нельзя сказать, что у генменеджера был какой-то простор для маневров, но ему прямо-таки дико не повезло.

Еще перед сезоном было известно, что Кайри Ирвинг вряд ли вообще выступит в этом году.

Любой болельщик «Лейкерс» вам скажет: еще три года назад было известно, что Энтони Дэвис пропустит две игры из трех.

Вдобавок только в 3 матчах сыграл Дерек Лайвли, у которого травма колена, только в 7 – появился Дэниэл Гэффорд, подвернувший голеностоп, Калеб Мартин опять же не в форме, Данте Экзам не провел ни одной игры.

Дюмон просто делает из Харрисона виновного за все?

Патрик Дюмон решил не дожидаться конца недели: в пятницу в Даллас приедет Лука Дончич, у которого есть одна нехорошая черта – этот молодой человек ужасно злопамятен. Можете сами себе вообразить, что ждет полумертвый «Даллас».

Видимо, из мэрии поступила рекомендация во избежание массовых волнений тупо сдать Харрисона на съедение толпе. 

Мы по-прежнему не знаем о трейде Дончича главного: по чьей инициативе был обменян лидер «Мэвс». Согласно официальной версии, Нико Харрисон отстранил от управления миноритарного владельца клуба Марка Кьюбана и застал врасплох предложением Дюмона, который разбирается в баскетболе на уровне: нам нужны худощавые и подтянутые парни наподобие Шакила О’Нила.

У болельщиков «Мэвс» за это время возникла тысяча конспирологических теорий. Самая невинная из них гласит, что Дюмон просто не хотел платить Луке Дончичу супермаксимальный контракт (345 млн на 5 лет) и сбагрил подальше. А ответственность на себя взял на все готовый Нико Харрисон.

И все же практика показывает, что если что-то выглядит как идиотизм, то, скорее всего, это просто нефильтрованный идиотизм, никакой конспирологии.

Харрисон вел холодную войну с Дончичем, который его подбешивал: разыгрывающий известен как примадонна и на площадке, и за ее пределами – а потому задумал гениальную аферу, где замешан его приятель Энтони Дэвис, и сумел продать это все Патрику Дюмону, попавшему под его влияние. По многочисленным выступлениям Дюмона понятно, что в баскетболе он действительно не силен.

Вместе с этим нужно признать, что решение избавиться от Нико Харрисона очень своевременно. Кто-то, видимо, Дюмону дал умный совет. Генменеджер обещал, что «Даллас» будет бороться за титул в ближайшие два-три сезона. Это всегда выглядело забавно, а после такого старта тем более – «Мэвс» не только бедствуют, они еще и ставят под удар свое будущее в лице Купера Флэгга, который уже сообщил, что в жизни не проигрывал так много. Ирвинг не скоро вернется, да и глупо верить в возрастного защитника после разрыва крестов. Дэвис не перестанет получать повреждения. Напрашивается обмен одного из «больших» (Дэниэла Гэффорда). Клэй Томпсон и Д’Анджело Расселл официально закончились. 

Наиболее логичный план напрашивается: «Далласу» нужно избавляться от ветеранов и прочих остатков наследия Харрисона и перестраиваться вокруг Флэгга.

И делать это, естественно, должен не Нико Харрисон, а кто-то компетентный, кто-то, кто не находится под безумным давлением со стороны. Не говоря о том, что Харрисон связан с Дэвисом и Ирвингом дружескими отношениями.

Генменеджер смог обмануть Дюмона потому, что тот посчитал, будто выход в финал в 2024 году – это заслуга Нико Харрисона. На самом деле, идеальную команду вокруг Луки Дончича собирал его помощник Деннис Линдсей. Именно после ухода Линдсея, которого Харрисон выдавил из клуба, управленец и отправился во все тяжкие, заварив такую кашу, что теперь его будут ставить в пример десятилетиями.

В пример того, как не надо.

Теперь основной претендент на место Харрисона – как раз Деннис Линдсей.

В чем наследие Нико Харрисона?

После очередного поражения Майкла Джордана, в 1989 году к владельцу «Буллз» Джерри Рейнсдорфу обратился Дональд Стерлинг, предлагающий за звезду все что угодно.

Генеральный менеджер «Чикаго» Джерри Краузе был согласен на обмен. Но владелец ему объяснил: если клуб станет чемпионом, то ты получишь приз лучшему генеральному менеджеру, но это произойдет посмертно, поэтому мы так делать не будем.

Нико Харрисон не учел этого урока истории.

Пример Харрисона демонстрирует, насколько непрозрачны процессы в лиге. Болельщики вешают ярлык гениев на владельцев, менеджеров, тренеров, но, на самом деле, основные решения принимаются коллективно, а потому роль личности тут не всегда очевидна.

У Харрисона получилась короткая карьера, в первой половине которой он был лучшим генменеджером лиги, а во второй – худшим.

Сначала ему – человеку из Nike, а не из баскетбола – удалось быстро и безболезненно построить вокруг Дончича лучшую команду из возможных: выдрессировать Ирвинга, заполучить нужных «больших» за бесценок, подписать классных ролевиков за минималки.

Затем он поверил в себя и зачем-то принялся творить дичь направо и налево. Если бы он просто ничего не сделал с прошлого февраля, буквально ничего, сидел и читал бы новости на Спортсе вместе с нами, то команда была бы куда ближе к чемпионству, а он все еще ходил бы в героях.

Нико Харрисон собственными несуразными амбициями и лишними телодвижениями сделал себя самым проклинаемым генменеджером в истории баскетбола.

Имеется и еще один любопытный ракурс.

Обычно критикуют владельцев, которые ведут себя слишком активно и лезут вроде в свое, но, на самом деле, не в свое дело. Мол, им нужно делегировать все знающим людям, а самим только зарабатывать деньги и радоваться жизни.

Патрик Дюмон – судя по тому, что мы о нем знаем – беззаботный персонаж, который как раз и собирался жить по данной схеме: положился на управляющего, заразился его оригинальными идеями, вещал про правильную культуру, верил в его гениальность, несмотря на гнев толпы. У Харрисона на момент обмен словенца было безупречное резюме – буквально ни одного повода сомневаться в его компетентности.

И получается, что вывод тут прямо противоположный. Владелец должен все же оставлять критические решения за собой, а для этого ему нужно разбираться.

Вот такая мораль.

Фото: East News/Austin McAfee/Icon Sportswire; Gettyimages/Justin Ford, Tim Heitman