Из Леброна-новичка пытались слепить разыгрывающего. НБА еще не была готова к такому, как и сам Джеймс
Начало саги.
Один из феноменов Леброна Джеймса – он превзошел ожидания, хотя с первого же дня они достигали исторического масштаба. Не прогнуться под такой ответственностью – уже классно. Подтвердить все выданные авансы – это тянет на подвиг. А уж реализоваться настолько, чтобы даже космические требования оказались перевыполненными – таких уникумов в истории баскетбола можно пересчитать по пальцам одной руки.
Гораздо больше примеров, когда у талантливого молодого баскетболиста не получается реализовать свой потенциал из-за неблагоприятной среды. Иногда игрок психологически ломается после такого, в более благоприятных случаях – добивается успеха после смены клуба. Леброн тоже неоднократно менял обстановку вокруг себя, этим он отчасти и известен. Но не стоит забывать, что он начал делать это уже в статусе суперзвезды, которой дозволяется взять собственную судьбу в свои руки.
А вот на старте карьеры Леброну тоже пришлось учиться плавать в бурных водах.

Леброн начинал в НБА как первый номер (не только драфта)
Легенда о Леброне Джеймсе начала распространяться еще до дебюта в НБА. В 2002 году Леброна еще нельзя было выбирать на драфте, но школьник посетил открытую тренировку «Кливленда» вместе с рядом свободных агентов и игроков университетских команд. Автором такой инициативы, которая была обречена на санкции со стороны лиги, стал тренер Джон Лукас. За преждевременное взаимодействие с пока лишь будущим участником драфта-2003 «Кавальерс» оштрафовали на 150 тысяч долларов, а Лукаса отстранили на два матча. Не такая уж большая цена за то, чтобы «Кливленд» смог оценить навыки Леброна – говорят, что Джеймс доминировал даже на фоне опытных игроков.
По иронии судьбы, Лукасу не довелось поработать с Джеймсом – за месяц до драфта на посту главного тренера его сменил Пол Сайлас. У Сайласа была хорошая репутация – классная игровая карьера, более 20 лет работы тренером, в том числе ассистентом у Пэта Райли и Чака Дэйли и главным в симпатичном «Шарлотт» рубежа веков во главе с Бэроном Дэвисом.
Бэрон Дэвис важен в этом контексте, поскольку на первых порах из Леброна лепили именно это – атлетичного защитника, который не является чистым плеймейкером, но будет заниматься организацией атак чаще, чем получать мяч для самостоятельного обыгрыша.
Находить открытых партнеров на первых парах у Джеймса лучше всего получалось в быстром нападении.
Уже в первом сезоне Леброн регулярно отмечался необычными для своего времени диагональными пасами в угол на дальний бросок. Такие передачи станут повседневностью 20 лет спустя (например, их очень любит Лука Дончич).
Угроза кольцу и скидка на периметр нравились Леброну уже с первых шагов в НБА – с той лишь разницей, что в 2004-м адресатом оказывался одноклубник внутри трехочковой дуги.
Но Леброн в позиции первого номера означает, что бразды управления атаками переходят в руки 19-летнего новичка. И некоторые баскетболисты «Кавальерс» не были готовы смириться с таким положением дел. Главным противником подобного развития событий оказался атакующий защитник Рики Дэвис.
Прежняя звезда «Кливленда» не ужилась с Леброном
Дэвис прямо перед приходом Леброна отметился эталонным сезоном по набиванию пустой статистики – «лидер» «Кавальерс» проводил на площадке почти 40 минут и выполнял 19 бросков за игру при плохом проценте реализации (41%) и большом количестве потерь (3,5). В 2003-м Дэвис «прославился» своей попыткой оформить трипл-дабл – ему не хватало одного подбора, поэтому Дэвис не придумал ничего лучше, нежели бросить по своему кольцу ради 10-го отскока. Подбор ему не засчитали, а момент вошел в историю как пример неуважения к духу игры.
В сезоне-2002/03 Дэвис налидерствовал в «Кавальерс» на 17 побед в регулярке – сегодня создается ощущение, что его держали на площадке именно ради того, чтобы проиграть побольше матчей. И за 79 игр сезона Дэвис умудрился бросить по кольцу 1470 раз – больше, чем MVP Тим Данкан (1392) или Кевин Гарнетт (1381).
Неудивительно, что Дэвиса не устроила ситуация, при которой фокус внимания в сезоне-2003/04 сместился с него в сторону новичка. Число бросков за игру у Дэвиса просело до 14, тренерский штаб и руководство открыто связывали будущее с Джеймсом. Уже к зиме стало понятно, что из этого ничего не выйдет.

«Я думал, что Леброн станет дополнением к команде, чтобы помочь мне набирать очки. Я был готов работать в связке, но пришел Пол Сайлас. И он злился на меня, поскольку теперь все крутилось вокруг Леброна. Получилась странная ситуация – я был в огне, а меня задвигали на второй план ради Леброна. На меня начали вешать неприятные ярлыки и говорить, что я унижаю Леброна», – так Дэвис позднее вспоминал старт сезона-2003/04.
«Кливленду» пришлось избавляться от Дэвиса – в декабре его обменяли в «Бостон». На момент обмена «Кливленд» шел с результатом 6-19, а после ухода Дэвиса «Кавальерс» воспрянули духом, выиграли больше 50% оставшихся игр (29 из 57). До попадания в плей-офф в первом же сезоне Леброну не хватило всего одной победы.
Ранний Леброн умел многое – но не все
Базовая статистика Леброна по ходу регулярного чемпионата не претерпела особых изменений от месяца к месяцу. После короткого периода адаптации он вышел на редкую для новичков линейку 20+5+5, с которой и стал Новичком года.
Октябрь–ноябрь: 17,5 очка + 7 подборов + 6,5 передачи, 4 потери / 42% с игры – 33% трехочковых – 70% штрафных;
Декабрь: 23,5 + 5 + 5,5 при 4 потерях / 44% – 28% – 82%;
Январь: 21 + 5,5 + 6 при 3,5 потерях / 37% – 18% – 72%;
Февраль: 21 + 5,5 + 4,5 при 2,5 потерях / 41% – 36% – 81%;
Март: 22 + 4,5 + 6 при 3 потерях / 44% – 31% – 74%;
Апрель: 21 + 5,5 + 7,5 при 3,5 потерях / 42% – 33% – 73%.
Ранний Леброн допускал много потерь, никудышно атаковал с дальней дистанции. Только одна игра прошла без потерь – 32+4+4 против «Лейкерс» в феврале, зато еще до Нового года он успел выдать два матча с 8 потерями и еще два с 7.

Некоторое время Леброн выяснял, как атаковать против крупных оппонентов – 42% реализации бросков с игры так и остались для него с большим запасом худшими в карьере (уже через год показатель вырос до 47%, а дальше было только лучше). Но суперкомпьютер Леброна добавил в мощности уже весной – в январе и феврале было лишь по два матча с 10+ штрафными, зато в апреле таких встреч набралось уже четыре штуки.
До стабильного дальнего броска, правда, Леброну оставалось еще почти с десяток сезонов, так что соперники не стеснялись оставлять его на дуге без внимания.

В обмене Рики Дэвиса «Кливленд» не приобрел ничего ценного – это была сделка по типу «лишь бы избавиться». Более важный обмен случился чуть позднее, когда в январе команду пополнил разыгрывающий Джефф Макиннис. Новый разыгрывающий стал лидером «Кавальерс» по результативным передачам (7,5) за остаток сезона и сносно реализовывал дальние броски (39%).
Приобретение даже такого посдредственного, но полноценного разыгрывающего, как Макиннис, помогло Леброну. Это разгрузило его в позиционном нападении, сдвинув на позицию атакующего защитника. Сочными ассистами Леброн отличаться не перестал, но также получил больше возможностей для оттачивания других навыков – например, игры спиной к кольцу.
Вообще удивительно, насколько универсальным и мастеровитым баскетболистом Леброн был уже в 19 лет.
Но, как и полагается новичку, на каждые три классных действия Джеймс допускал ошибку, которая выдавала его неопытность.
Обидным моментом в дебютном сезоне Леброна стало его непопадание на Матч звезд. К нему было приковано огромное внимание, но до лидерства в болельщицком голосовании его популярность еще не дотягивала, а в запасные его не выбрали тренеры. Без Леброна заднюю линию Звезд Востока составили Джейсон Кидд, Аллен Айверсон, Пол Пирс, Майкл Редд и уже упоминавшийся в контексте Пола Сайласа Бэрон Дэвис.
На второй сезон Леброна от «Кэвз» ожидали взлета. Не вышло

Первый сезон, как и полагается, стал для Леброна тестовой площадкой – он попробовал, что из его арсенала работает, а от чего следует отказаться. Уже со второго года Джеймс прочно застолбил за собой место в элите НБА. Тем не менее, первый этап карьеры Леброна также связан с разочарованиями из-за отсутствия вокруг него подходящих партнеров. И дело не в скором избавлении от Дэвиса.
К 22 годам Леброн успеет дотащить «Кавальерс» до финала НБА-2007, где «Кливленд» всухую уступил «Сперс», которые явно указали оппонентам с Востока на зияющие дыры в составе. Сегодня на тогдашний состав вокруг Леброна не взглянешь без слез – ему помогали Лэрри Хьюз, Жидрунас Илгаускас, Дрю Гуден и Саша Павлович. Позднее, когда Леброн будет все чаще попадать под критику из-за недостатка успехов в плей-офф, «Кливленд» будет латать ростер сбитыми летчиками, вроде престарелых Шакила О’Нила и Антуана Джеймисона. Из этого ничего не выйдет, и Леброн примет решение пойти на «Решение».
Возможно, мытарств Леброна можно было бы избежать, если бы «Кавальерс» удалось сохранить игрока, который соседствовал с Леброном всего один сезон, а позднее стал звездой. Речь о Карлосе Бузере, который пришел в «Кэвз» на год раньше Джеймса и успешно зарекомендовал себя в сезоне-2003/04: 15,5 очка (второй после Леброна) и 11,4 подбора (первый в команде, пятый во всей НБА) в среднем за игру.
Бузер был выбран во втором раунде драфта, поэтому играл за минимальную зарплату. В 2004-м у «Кавальерс» могли взять опцию команды в его контракте на еще один сезон, но не стали, понадеявшись на совесть Бузера и его агента – считали, что достигли с форвардом устного соглашения насчет переподписания контракта на 40 млн и 6 лет. Но в ситуацию внезапно вмешалась «Юта», которая предложила Бузеру более привлекательные условия (68 млн). Из-за ограничений потолка зарплат «Кавальерс» не могли повторить это предложение. Сам баскетболист позднее, естественно, заявлял, что никаких договоренностей он не нарушал. Лучший одноклубник Леброна-новичка ушел из «Кливленда» без компенсации.

В карьере Леброна было много поворотных моментов, переход Бузера в «Юту» вряд ли войдет бы даже в топ-10 таких развилок. «Кэвз» попытались заткнуть дыру Дрю Гуденом, но у того не было такого же атакующего потенциала, как у Бузера. Леброн резко прогрессировал, затащил не только себя, но и Илгаускаса на Матч звезд, но «Кэвз» стали играть медленнее. Как и в самом дебюте в лиге, Леброну вновь слишком часто приходилось действовать по схеме «взял мяч в свои руки и пошел решать все вопросы», но опыта и разнообразия его игре пока не хватало. Без Бузера в качестве второй опции все наработки «Кэвз» из прошлого года пришлось повторять. «Кливленд» даже уволил Сайласа в середине сезона, но вновь не попал в плей-офф.
Леброн-новичок был похож на нейросеть, которой для полноценной работы нужны большие объемы данных. Когда он скопил их достаточно, то вышел на новый уровень.
Фото: Gettyimages.ru/Lisa Blumenfeld; East News/AP Photo/Gregory Bull, AP Photo/Jim Rogash, AP Photo/Tony Dejak