«Ни разу не видел полицейский беспредел». Французский баскетболист УНИКСа полюбил Россию
Неожиданные признания.
Форвард сборной Франции Луи Лабери выступал в УНИКСе три сезона и успел запомниться казанским болельщикам. Помимо эффектной причёски, его выделял большой вклад в успехи команды: с Лабери УНИКС выигрывал чемпионство 2023 года и серебряные медали 2024-го. Этим летом баскетболист покинул команду после того, как долго восстанавливался после травмы, не смог проявить себя и лишился места в составе. УНИКС вывел его из заявки прямо перед плей-офф.
Несмотря на тяжёлое расставание, Лабери сказал много приятных вещей про Россию, Казань и УНИКС в недавнем выпуске подкаста французского баскетболиста Николя Ланга.
«БИЗНЕС Online» приводит самые интересные высказывания Луи.

«Федерация начала вестись на поводу французского правительства»
Сначала в подкасте вспомнили, как Лабери переходил в УНИКС в июле 2022 года, через некоторое время после начала СВО. И почти сразу форвард лишился места в сборной Франции: национальная федерация сразу объявила, что не будет вызывать тех, кто играет в России. Таковых в Единой лиге ВТБ на тот момент было двое – Лабери и Тома Эртель, который стал игроком «Зенита».
Их переходы в российские клубы буквально взбудоражили французскую общественность. Некоторые стали считать их врагами народа, а кто-то, напротив, защищал. Многолетний лидер сборной Франции Николя Батюм, например, встал на сторону Лабери и Эртеля, посчитав их отстранение неправильным решением.
«Разумеется, в сборной Франции были игроки намного лучше меня. Гершон Ябуселе, например. Тогда прогрессировал и Виктор Вембаньяма. Как и всегда, я боролся за место в составе в сборной, старался попасть на чемпионат мира. Но федерация баскетбола начала вестись на поводу у французского правительства. Хоть люди и говорят, что спорт и политика несовместимы, но они лгут. Я приехал в Россию в первую очередь ради того, чтобы заработать денег для моей семьи. Экономическое предложение от УНИКСа было отличным», – объяснил свой переход Лабери.

«За три года в России я ни разу не видел оружие или полицейский беспредел»
«Я поехал, и на мнение критиков мне по большому счету было безразлично, – продолжил Луи. – Считаюсь ли я сторонником войны, если просто поехал играть в баскетбол? Нет. Зачастую так говорят люди, которые сидят в баре в своей маленькой деревне и обсуждают других. Не быть счастливыми – их право. Я не придерживаюсь такой точки зрения. Поймите, я играл в России три года. За это время я ни разу не видел оружие или полицейский беспредел».
Вместе с Лабери УНИКС завоевал свой первый трофей Единой лиги ВТБ в истории клуба. Луи в чемпионский год попал на Матч звезд и был включен в первую символическую пятерку лиги по итогам сезона. «В первый год в УНИКСе у нас была отличная компания, – вспомнил Лабери. – Со мной приехал мой друг Димитриевич. Вместе мы достигли того, чего УНИКС не смог достичь в прошлом. Мы стали чемпионами».

На следующий год УНИКС вновь сделал то, чего ранее не добивался: стал победителем регулярного сезона, благодаря победе над ЦСКА в заключительном туре чемпионата. Однако в финале того года уже армейцы оказались сильнее. Индивидуальное выступление Лабери в сезоне-2023/24 немного просело, по сравнению с сезоном-2022/23. Вместо 12,1 очка в среднем он набирал только 9,5, а показатель подборов снизился с 7 до 6,1 за игру. Тем не менее, Луи проводил на площадке по 30 минут и был важнейшим звеном в ротации главного тренера Велимира Перасовича.
Выяснилось, что уже тогда Лабери мешала травма. «Сезон-2023/24 команда провела солидно, но о себе я так сказать не могу, – сказал Лабери. – У меня была травма, я играл «на одной ноге» практически шесть месяцев. Впервые в карьере я «лег под нож» и сделал операцию. Это было ужасно, никогда со мной не случалось подобного».
«Этим жестом я хотел проявить уважение УНИКСу»
Луи сделал операцию летом 2024 года и не сразу вернулся на паркет. Восстановление Лабери заняло всё лето, а его спортивная форма в прошлом сезоне, по сравнению с двумя предыдущими, была значительно хуже из-за перенесенных травм. Форвард провёл всего 23 матча из 44 в регулярном чемпионате. Так, статистика французского форварда снизилась до 6,4 очка и 4,3 подбора в среднем за матч.
«После операции ко мне вновь стала возвращаться уверенность, но судьба решила иначе. Я снова травмировался на насколько месяцев. Я был разбит. Меня исключили из состава, я не тренировался со своими одноклубниками, которых очень любил», – сокрушался он.

В период трансферного дедлайна прошлого сезона УНИКС отзаявил Лабери и разыгрывающего Тони Тейлора, заменив их американцами Дэрраном Хиллиардом и Маркусом Кином. Несмотря на это, Лабери остался в Казани и поддерживал команду в плей-офф. «Я не был готов к интенсивному плей-офф, – признался Луи. – Но я пришел на матч, когда мы играли с ЦСКА в последнем матче регулярного сезона. Хотел поддержать команду и показать, что я с ними. Хоть мне нельзя было играть, я был с клубом. УНИКС и мне помог вырасти, так что этим жестом я хотел проявить уважение».
Прошлый сезон завершился для УНИКСа «бронзой» Единой лиги ВТБ. Уже после его завершения турнира президент УНИКСа Евгений Богачев признался, что клуб точно не оставит Лабери.
Француз высоко отозвался о людях в России после отъезда: «Они не такие, как нам показывают в карикатурных образах. Русские – не холодные и не злые. Они отзывчивы и дружелюбны (...) Часто в России удивлялись, когда видели, что я из другой страны. Они придают этому некую эксклюзивность. Но люди в Татарстане действительно достойны восхищения. Среди них я чувствовал себя комфортно», – заключил баскетболист.
«До баскетбола я занимался лыжным спортом»
Обсудили в подкасте и карьеру Лабери до УНИКСа. «Я вырос в Верхних Альпах – месте, где баскетбол вообще не популярен, – рассказывает Лабери. – Там даже не было баскетбольных площадок из-за холодного климата. Мой дедушка был владельцем лыжного курорта, а ещё очень любил свободу. Он разрешал мне брать лыжи и проводить время в лесу хоть 24 часа в сутки. В общем, быть фанатом своего дела и поддерживал меня в этом. Лыжный спорт был частью моей жизни до прихода в баскетбол».
Так баскетбол в жизни Лабери стал занимать главенствующее место лишь с 14 лет. Раньше он в него играл, но больше свободного времени уделял именно лыжному спорту. «Первый тренер Тома Диостал очень важным человеком в моей жизни, – продолжил Луи. – Благодаря нему я научился теории баскетбола, а не только практике. Бывало, что дома я много занимался в одиночестве, чтобы потом на тренировке победить его. Мне редко это удавалось. С тех пор баскетбол буквально захватил меня».
Первый профессиональный баскетбольный матч Луи провел в третьем дивизионе Франции за клуб «Фонс Прованс», когда ему было 16 лет. В то же время клуб поднялся во второй дивизион, а Лабери стал получать больше игрового времени. Прогрессируя год от года, экс-форвард УНИКСа в возрасте 22 лет попал на драфт НБА и был выбран под 57 номером в 2014 году «Индианой Пэйсерс», но кроме матчей в Летней лиге НБА участия не принимал.

«Мне сказали: «Если ты не станешь «четверкой», ты не попадешь в Евролигу»
В 2017 году Лабери завершил пятилетнее выступление за парижский «Пари-Леваллуа» и перебрался в другой французский клуб – «Страсбур». В подписании Луи был заинтересован лично Венсан Колле, который на тот момент совмещал работу в клубе и сборной Франции.
Лабери рассказывает: «Во время беседы с Колле перед Евробаскетом-2017 он сказал мне: «Если ты не будешь играть на позиции четвертого номера (тяжелого форварда), ты не попадешь в Евролигу». Тогда я преимущественно играл центрового. В тот момент я подумал, что Венсан видит во мне будущего члена национальной сборной. Если придется играть «четверку» – окей! Я буду играть «четверку». Пока ты не будешь выполнять просьбы тренера сборной, ты не получишь там шанса».
Впрочем, Колле «как в воду глядел». Перед дебютом за «Страсбур» Лабери впервые сыграл за национальную сборную на Евробаскете. Тогда французы остались без медалей, но персонально для Лабери этот вызов в сборную стал толчком к тому, чтобы зарекомендовать себя.
А сезон в «Страсбуре» под наставничеством Колле пока является лучшим в клубной карьере Лабери с точки зрения статистических показателей: в среднем он набирал 13 очков и добавлял 7,5 подборов за игру. К тому же «Страсбур» вместе с Лабери стал обладателем Кубка Франции. А стоило лишь сменить игровую позицию.
«Перед уходом из «Страсбура» Колле поговорил со мной, – продолжил Луи. – Он сказал: «Я буду рад, если ты останешься. Ты знаешь клуб, здесь все тебя любят. Но я знаю, что ты не останешься, ведь будешь жалеть об этом». Так я и оказался в «Валенсии».
«Победа в Кубке Европы – лучшее воспоминание в карьере»
После столь продуктивного года в «Страсбуре» Лабери заинтересовал испанскую «Валенсию», которая подписала его на сезон-2018/19. В тот год валенсийцы стали обладателями Кубка Европы, обыграв в финале немецкую «Альбу» (2:1), и заслужили право попасть в Евролигу по спортивному принципу. Так Колле сдержал свое обещание перед Лабери.
«Не буду врать: победа в Кубке Европы дороже всех остальных титулов, завоеванных мной, – продолжил Лабери. – Пожалуй, тот год в «Валенсии» – лучший в моей карьере баскетболиста. Моменты после победы были безумными. Несколько десятков тысяч болельщиков зажигали фаеры, полиция перекрывала улицы. Это было исключительно».
Лабери в той финальной серии не набирал много очков, но стабильно выходил на паркет. За 16 минут в среднем за три матча против «Альбы» Луи набирал 5,3 очка и совершал 5,5 подбора. В тот год его одноклубником был экс-игрок «Зенита» Боян Дублевич.
Теперь Лабери принимает новый для себя вызов и возвращается в Испанию, откуда и уезжал в УНИКС. Его следующим клубом станет «Гран Канария» – команда с Канарских островов.