«Нужно делать звезд из самих спортсменов, а не с придыханием смотреть на медиаперсон». Интервью с Кейру о Media Basket
12 октября в Москве стартовал четвертый сезон Лиги Ставок Media Basket. Поговорили о плюсах и минусах лиги с Виктором Кейру, основателем проекта B1BOX и участником первых трех сезонов.
– Откуда вообще взялся тренд на медиалиги?
– Это сейчас является в какой-то степени глобальным трендом. Особенно в тех странах, в которых внутренняя индустрия спорта требует большей медийности, больше популяризации спорта и создания спорта как бизнеса. И Россия в этом плане не является исключением – мы все-таки находимся на уровне становления профессионального спорта и спорта как бизнеса. Так что, безусловно, новые спортивные проекты, которые отличаются по своему формату, и медиапроекты дают определенный буст явлению спорта как бизнеса. Благодаря таким проектам в спорт приходит больше рекламодателей. Что касается наших российских проектов, тренд зародили футбольная медиалига и поп-ММА, и далее уже последовали проекты в других видах спорта.
– Мы видим, что новые форматы пользуются спросом у букмекеров. С чем это связано?
– Букмекеры действительно играют огромную роль, нужно отдать им должное. Я не могу сказать, что это только российский тренд. На самом деле, мы сейчас понимаем, что это и общий мировой тренд. Букмекеры стали настоящими локомотивами в спортивной индустрии, и они показывают возможность коммерциализации спорта. На данный момент другие сектора экономики не проявляют настолько сильного интереса к спорту. Для них это чаще всего меценатство, в котором нет прямой маркетинговой выгоды. Но за счет новых форматов и медийных персон бренды из других секторов экономики все-таки начинают видеть выгоду от участия в спортивных проектах.
– Твой проект B1BOX, в котором баскетболисты играют один на один в октагоне, тоже был запущен на этой волне?
– На самом деле, я даже не ориентировался на эту историю, а исходил все-таки из своих внутренних спортивных компетенций. Я считаю, что в целом баскетбол один на один имеет огромную перспективу развития. И моя лига, естественно, имеет огромную перспективу развития, особенно в статусе международной. И в B1BOX тоже привлекаются медиаперсоны, что помогает увеличивать популярность лиги.
– И ты был одним из первых, кто поддержал Media Basket. Как зарождался этот проект?
– Я не являюсь непосредственно организатором этого мероприятия, так что могу высказать свою стороннюю точку зрения. Мы собрали команду от моего проекта B1BOX и были участниками трех сезонов. Я не знаю внутреннюю кухню организаторов, но со мной консультировались ребята из Лиги Ставок, спрашивали мое мнение по поводу этой истории. Я тогда сказал, что идея крутая и вообще классно, что они начинают такой проект. Потом уже мы познакомились с ребятами из Basement, которые стали непосредственно организатором этой лиги.
– То есть ты туда заходил уже как участник?
– Для меня эта история началась через Лигу Ставок. Не знаю, кто был инициатором проекта. Ребята из Basement были у истоков создания медиафутбола, и у них в этом плане был опыт. Соответственно, они перенесли этот опыт в медиабаскет. Так что, наверное, все началось оттуда.
– Меньше игроков, меньше площадка, четырехочковые, буллиты. Что можешь сказать о формате игры в Media Basket?
– На самом деле, и «ВинЛига» делала формат 4х4. Сейчас в Media Basket формат 3х3, игра на два кольца, площадка нестандартная. Все эти форматы делают игру более разнообразной, интересной. Как это влияет именно на зрелищность, покажет время. Сейчас, по итогам трех сезонов, я не могу сказать однозначно, что формат 5х5 или 4х4 был бы менее зрелищным. Каждый делает по-своему. Но факт в том, что форматы, которые есть в Media Basket и в «ВинЛиге», имеют место быть. В долгосрочной перспективе будет понятно, кому что больше нравится.
– Что еще интересного натворил Media Basket за два года?
– Безусловно, они создали хайп, особенно среди определенной аудитории. Это стало событием, на которое престижно попасть. Как офлайн-мероприятие оно действительно стало очень приличным и достаточно значимым, узнаваемым в целом. Изначально они взяли Arbat Hall и создали там хорошую атмосферу, тусовку. Сейчас турнир проходит в Международном центре бокса и является достаточно популярным спортивным событием, по крайней мере в Москве.
– Могут ли туры медиалиги со временем стать конкурентом для матчей Единой лиги ВТБ?
– Мы видим, что ЦСКА собирает по 15 тысяч зрителей на матчи с «Зенитом», УНИКСом. И это аудитория, которая ценит именно баскетбол и хорошо разбирается в игре. В офлайн-формате Media Basket пока тяжело конкурировать с Лигой ВТБ. И конечно, с точки зрения спортивной составляющей, уровень Лиги ВТБ несравненно выше уровня медиалиги. Что касается медийной составляющей, да, можно сравнить. В Media Basket лица многих команд – это артисты, музыканты и так далее. Они через свою аудиторию могут давать дополнительные охваты. Но я думаю, что Лига ВТБ тоже движется в эту сторону. Мы видим, что для продвижения клубов привлекаются медийные персоны, по крайней мере если мы говорим о ЦСКА или «Зените». На их матчах постоянно присутствуют знаменитости, которые любят баскетбол. Им интересно и престижно прийти посмотреть игру. Вообще, конкуренция есть у каждого баскетбольного проекта, который присутствует у нас на рынке, но она здоровая. В целом это двигает баскетбол в стране.
– Получается, медиалига показала другим лигам, как привлекать новую аудиторию?
– Я думаю, что это хороший челлендж для других лиг. Мы видим сейчас, что проекты, которые развивались более консервативно, начинают привлекать медиаперсон, заимствовать лучшие практики медийных лиг. Это можно сказать и о лиге UBA, и о B1BOX. Хотя мы изначально смотрели в данном направлении, а сейчас планируем увеличить масштаб. Я уверен, что МЛБЛ и ABL также будут двигаться в сторону медийности. Партнеры и спонсоры идут именно за охватами, за количеством просмотров на различных площадках. И здесь, как я уже сказал, создается здоровая и при этом жесткая конкуренция на рынке. В Москве уже достаточно любителей баскетбола, которые делают новые форматы. Поэтому будет интересно посмотреть, как будет складываться дальнейшее развитие всех проектов.
– Чем могут ответить другие лиги?
– Если говорить о моем проекте B1BOX, у нас, конечно более жесткий формат с точки зрения спорта. Выбирая участников, мы прежде всего ориентируемся на их баскетбольное мастерство. И мы видим, что участники B1BOX являются лидерами своих команд в медиалиге: Антониковский, Мелешкин, Падун, Плужников. Что касается других лиг, безусловно, Media Basket – более хайповая история для определенного круга людей из шоу-бизнеса, из ночной жизни Москвы. Другим проектам тяжело в этом плане конкурировать. Но если сравнивать именно в баскетбольном плане, многие команды из других лиг будут посильнее. Хотя некоторые игроки из UBA, МЛБЛ, ABL выступают и в Media Basket.
– А что мешает Media Basket собрать сильнейших игроков?
– В Москве в принципе не так много баскетболистов определенного уровня, которые не являются действующими профессиональными игроками с контрактами в 5х5. Хотя у некоторых есть контракты в 3х3, они играют еще и на профессиональном уровне. Это настоящие баскетболисты, которые тренируются постоянно. Есть команды, в которых играют топовые игроки 3х3 или молодые игроки с бэкграундом 5х5. Конечно, им легче конкурировать. Но самая большая задача – это найти хорошего игрока со статусом «медиа». Он сразу дает тебе определенные преимущества. И в этом, на самом деле, кроется вся особенность построения игры в формате Media Basket. Все команды ищут таких людей, которые не всегда являются супермедийными, но умеют играть в баскетбол. Всем хочется выиграть.
– Почему уровень игрока со статусом «медиа» так сильно влияет на результат команды?
– Формат медиалиги подразумевает постоянное присутствие на площадке одной медиаперсоны. По правилам Media Basket, он обязательно должен играть. Хотя, на мой взгляд, не всегда эстетично смотреть на игрока, который далек от баскетбола. Если бы это происходило эпизодически, на 5 минут или на 3 минуты игры, то да. Но не так, что он постоянно присутствует на площадке. Очень хорошо, что медиаперсоны все больше и больше интегрируются в спортивные проекты. Через них спорт действительно становится популярнее. Я сам привлекаю людей из шоу-бизнеса в мою лигу B1BOX, как уже говорил ранее. Но конечная цель всей спортивной индустрии – сделать звезд из самих спортсменов, а не с придыханием смотреть на медиаперсон и заглядывать им в рот.
– Обсуждался ли этот момент с организаторами Media Basket?
– В прошлом году у нас был так называемый Mad Show – что-то вроде круглого стола. И я там был единственным человеком с бэкграундом профессионального спортсмена. Там как раз поднималась эта тема: почему один игрок считается «медиа», а другой – нет. Честно говоря, я не всегда был согласен с мнениями, которые там звучали. Особенно когда разговор уходил в русло того, что баскетбол является вторичным. Опять же, это личное мнение каждого человека. Конечно, я все-таки в большей степени выступаю на стороне баскетбола, так как сам имею отношение к баскетболу. Но там есть люди, которые не имеют никакого отношения к баскетболу. Они пришли из других отраслей и отстаивают позицию. И там зачастую проскакивали мнения, что баскетбол никому не нужен, нужно больше медиа, должны играть только медиа. Я против таких формулировок и считаю их ошибочными. Чуваки, вы участвуете в баскетбольном проекте и одновременно на хейте к самому баскетболу. Это с одной стороны смешно, а с другой – вообще нет. Моя позиция такая, что баскетбол – технически сложная игра. И если на площадке находятся люди, которые не умеют достаточно хорошо играть, то это эстетически выглядит ужасно и не зрелищно. Опять же, здесь у каждого своя точка зрения. Я считаю, что должен быть баланс. Наверное, за этим будущее любой лиги: найти баланс между медиа и профессиональным спортом.
– Почему важно соблюдать вот этот баланс?
– Media Basket стал популярным в московской тусовке, и я считаю, что это неплохо. Теперь осталось популяризировать баскетбол в целом. Медийные лиги, создание новых форматов и в целом новых баскетбольных проектов – это подтверждение того, что спорт приобретает свойства полноценного развлечения и бизнеса. Медийные лиги популяризируют спорт, но спорт и, в частности, баскетбол, должен также быть привлекательным как игра из-за своей красоты. Хочется, чтобы аудиторию интересовали не только медиаперсоны, которые присутствуют в этих проектах, хайп и скандалы вокруг них, а еще и сама игра спортсмена, его персона. Только тогда спорт в полной мере приобретет свойство развлечения и бизнеса.
– Какие у тебя ожидания от четвертого сезона Media Basket?
– Будет интересно, хотя в составе участников не будет многих команд, которые выступали раньше. В частности, моя команда B1BOX в этом сезоне не играет. Можно сказать, что мы были старожилами. Пришли новые команды, новые игроки. Я знаю, что во многих командах пришли медийные персоны из баскетбола и не из баскетбола. Интересно будет посмотреть, как они будут выглядеть, смогут ли заменить ушедшие команды. Но я уверен, что зрелищность мероприятия сохранится.
– Как формировался состав участников на этот сезон?
– Состав участников определяют организаторы, это все-таки субъективная история. Хотя они тоже опираются на какие-то объективные вещи. На мой взгляд, добавление новых команд не означает, что нужно кого-то исключить. Тем более, что ушедшие команды являются достаточно медийными: «Амкал», 2Drots. Мне кажется, помимо медийной составляющей, должна быть сильная спортивная составляющая. То есть команды, которые до этого выступали достаточно успешно, должны иметь возможность остаться в лиге. Нужна «золотая середина» между медийностью и спортом, определенные критерии. Но этот момент, опять же, на усмотрение организаторов.
– Почему команда B1BOX не играет в этом сезоне?
– Что касается конкретно моей команды, организаторы предложили мне зайти в турнир через стыковые матчи за 3-4 дня до их начала. Если говорить откровенно, я с долей непонимания отнесся к такой информации. Во-первых, в предыдущих трех сезонах у нас была не самая слабая команда, и люди в составе были с баскетбольными регалиями. Во-вторых, организаторы аргументировали свое решение тем, что они убирают команды, которые не создают контент про команду в межсезонье. Претензии понимаю: если это команды от футбольных проектов или из каких-то неспортивных проектов, то у них вообще нет баскетбольного контента. У нас же он априори создается каждый день. И многие сейчас заявленные команды никакого контента в межсезонье не делали. Для меня медиалига и эти три первых сезона были про вайб и фан, а не про то, что мы должны «выгрызать» себе место для участия. В общем, я отказался от стыковых матчей. А так мы собрали неплохой составчик: как обычно, российские игроки с баскетбольным бэкграундом, легионеры и медиа. Думаю, мы бы прикольно смотрелись в этом сезоне.
Фото: Лига Ставок Media Basket; B1BOX.
Но мне кажется в попытках заскочить на hype train был организован переборщ.
Во-первых не все форматы были удачными и смогли просуществовать дальше демо-версий или одного сезона.
Во-вторых спрос на баскетболистов привёл к тому, что во всех проектах задействованы были практически одни и те-же лица. Никакой фишки с амбасадорами проектов не получилось. Так люди могли бы спорить - вот этот проект круче из-за того что там выше уровень баскетболистов, а здесь медиа-персоны более громкие по именам.
В-третьих игнорирование почему то наиболее скилловых и эффектных форматов, которые бы вышли на первый план, как конкурс бросков сверху и баскетбольный фристайл. Сделать свой аналог чемпионата Red Bull или данк-лиги в формате реалити-шоу....
В-четвертых - задействованые медиа персоны не сгенерировали ни одного трэка или клипа про баскетбол, который реально стал бы гимном движа или просто добавился в плэйлисты любителей баскетбола. (только L’One пожалуй продолжает прокачивать, даже несмотря на то, что сам оставался в стороне до 4ого сезона)