Дрим-тим-2024: миссия выполнена. Как мы запомним эту команду
Баскетбольный турнир Олимпиады оправдал всеобщие ожидания: США не зря собрала всех лучших действующих игроков и показала, что в оптимальном составе с ними все еще невозможно справиться.
Конечно, это получилось не совсем так, как представлялось.
Дюрэнт обещал выносы по 40-50 очков. Совсем мимо.
Никто не думал, что «Команда мечта» будет лететь -11 перед четвертой четвертью в полуфинале.
И вряд ли кто-то предполагал, что для оформления легенды в финале потребуется явление Стефа Карри в плаще супермена.
И все же эта команда сделала столько, что ее след будет проявляться еще много лет.
1. Леброн Джеймс
У системы под названием «Леброн Джеймс» есть хорошо известный недостаток: в этой системе находится место только для одной звезды, все остальные по умолчанию становятся ролевиками, лишь отдаленно напоминают себя и принимают водопады хейта от леброносексуалов, требующих, чтобы их кумиру помогали.
У системы под названием «Леброн Джеймс» одновременно есть неоспоримое достоинство: тренер может дальше вообще не работать – он получает фундамент, на котором выстраивается элитная атака, и просто закидывает некоторые соображения общего характера тому, кто осуществляет непосредственный контроль над ней на паркете.
Леброн Джеймс – главная причина, по которой Карри и Эмбиид выглядели по большей части несуразно, а Джейсон Тейтум пропускал матчи.
Леброн Джеймс – главная причина, по которой эта версия Дрим-тим играла в более приятный, более целостный, более органичный баскетбол, нежели остальные.
Джеймс не был столь уж непорочен, как хотят показать те, кто еще до турнира продвигал его в качестве MVP: его успешно выцеливали в защите, он выпадал на длительные отрезки, он сделал 5 потерь в финале, он боролся бы за бронзу, если бы не Стеф Карри. И все равно очевидно, что это команда Леброна. Его гиперответственное отношение к результату вынуждает пахать даже тех, кто в этом не был замечен (это была самая старательная версия сборной, которая практически не выключалась). Его передачи и в целом остроумная манера стали визитной карточкой США (это была сборная с наибольшим числом розыгрышей, не называющихся «изоляция»). Его участие в ключевых эпизодах – это непременная вещь (даже когда игру решали Карри или Дюрэнт, босс напоминал о себе). Ну, и его пристрастие к высоким цифрам надежности задает планку, на которую все так или иначе ориентировались: его коэффициент эффективности (23,5) сильно выше, чем у кого-либо в сборной (ближе всех Дэвис с 16,8).
Джеймс придумал сам себе миссию (защитить честь американского баскетбола), собрал суперкоманду, выбрал для себя первостепенную роль среди этих звезд. И за две недели воплотил все свои замыслы в жизнь.
И это почти в 40 лет и с седой бородой.
2. Стеф Карри
Керра всю дорогу спрашивали про Эмбиида, хотя здесь он вообще ни при чем: камерунца он явно получил в нагрузку от Федерации и был просто вынужден его ставить в старт. Спросите его в любое время дня и ночи, и он предпочтет любому семифутовому MVP Дрэймонда Грина.
А вот с Карри – другое дело.
Понятно, что Карри – это не Тейтум, а заслуженный ветеран, лучший снайпер в истории, лицо НБА и все такое. И все же до полуфинала, включая товарищеские матчи, так было и непонятно, с какой целью этот забавный тиктокер приехал в Париж. Вернее, цель-то была очевидна: наделать как можно больше хайлайтов с дальними бросками, после которых он отворачивается, а мяч летит точно в кольцо. Вот только даже с этим возникали сложности, а с остальным и подавно. Сборная США выносила соперников, а Карри выглядел совершенным неумехой, у которого до фига сил бегать без мяча, но со всем остальным проблема: он, с одной стороны, был единственным уязвимым местом в защите Штатов, а, с другой, только портачил в нападении – у него 10 из 28 с игры в первых четырех матчах (против Пуэрто-Рико, Бразилии, Южного Судана). С Южным Суданом он добился невероятного – показал отрицательную эффективность.
И это все при том, что Керр – собственно, тот, кто создал того Стефа Карри, которого мы знаем сейчас. И Керр делал все, чтобы его разбудить: гарантировал максимальное игровое время, давал ему потрогать мяч, насколько это возможно, постоянно заказывал под него комбинации, прятал в защите…
Недоумение испарилось в полуфинале.
Да, Карри был, наверное, худшим игроком в сборной США до этого. Но если бы не его 9 из 14, то «команда мстителей» пришла бы к полноценной катастрофе и обернулась обширной кляксой в резюме каждого причастного. Последний раз фиаско такого масштаба имело место веке в XVI-м, когда «Непобедимая армада» отправилась мстить Англии за поддержку освободительного движения в Нидерландах.
В финале он и вовсе сконцентрировал все внимание на себе: 8 из 12 из-за дуги и 3 последних трехочковых, которые буквально закончили вообще все.
Дуракавалятельная природа Карри всегда образовывала чудесный симбиоз с его гениальностью. Гражданин всегда выходит как раз «популять» для создания настроения себе и окружающим, и когда у него получается, то этот ни чем не сравнимый восторг охватывает всех. Матч с Сербией сейчас называют лучшим в истории Олимпиады. И вполне логично, что порожден он именно уникальным умением величайшего снайпера всех времен.
Спасибо, Карри, он приехал в Париж, чтобы устроить самое яркое, более того, историческое шоу этих Игр.
3. Кевин Дюрэнт
КейДи получил травму в самом начале тренировочного лагеря, пропустил всю подготовку и на турнир отправился в непонятной роли. Костяк уже был собран и наигран, все нити, джойстики, пульты управления и прочее переданы Леброну, персонал, который мог бы обслуживать катапульту Дюрэнта, не подобрали.
Потому Дюрэнт оказался в таком положении, которое подходит в этом мире только ему: он был сам по себе. Ему пришлось выходить со скамейки. Он много времени проводил с Эдвардсом и Букером, которые все же в первую очередь думают о собственных атаках. Он оказался четвертым в команде по числу бросков с игры (четвертым!). То есть можно подумать, как будто Дюрэнт приехал пассажиром – чтобы взять свое четвертое золото, чтобы установить рекорд Штатов по числу очков, чтобы продлить серию матчей с 10+ очков…
В результате Штаты получили уникальную помощь. У них, с одной стороны, была команда Леброна, а, с другой, сам по себе тусовался лучший игрок в истории международного баскетбола – наслаждался Парижем, часами засиживался в твиттере, а еще выходил и на ровном месте рисовал свои неотразимые броски. Ладно, не на ровном, Керр все же ввел в оборот комбинацию «Тандер», но все равно третьим по результативности в команде и, наверное, первым по значимости бросков (именно КейДи решил оба матча с Сербией) был человек, который попал в сборную просто из-за того, какой запредельный уровень демонстрировал на предыдущих турнирах. И еще раз, давайте вынесем простую вещь: всегда в напряженной концовке мяч отдают лучшему игроку, сборная США сыграла одну такую и без каких-либо сомнений отдала мяч Кевину Дюрэнту при Леброне и Карри на паркете.
Не стоит удивляться, после матчей в твиттере он убеждал всех в том, что комбинации, сыгранность, системность – это все для слабаков и задротов, настоящий баскетбол – это хаос, в котором все решают индивидуальные умения.
4. Девин Букер
Теневой герой этих Игр, единственная суперзвезда США, которая без проблем встроилась в баскетбол Леброна Джеймса.
Строго говоря, в актуальной иерархии НБА Девин Букер уж точно не уступает лидеру горемычных «Лейкерс». Однако в сборной этот вопрос никто не выяснял: универсальный гард, от которого в «Финиксе» требуют даже чересчур много, смиренно принял ограниченные функции – выручать Карри в защите, брать на себя открытые попытки в атаке, не выпячивать свое эго нигде и никогда. Звучит просто, но ни у кого больше (Энтони Эдвардс) это не получилось.
Так Букер и оказался той важнейшей колонной, которую в первую очередь приставили к основанию из фундаментального Джеймса, статусного Карри и полученного в нагрузку Эмбиида. Он вроде бы не делал ничего выдающегося по собственным меркам, но вот этот контраст между ним и остальными как раз и должен показать, насколько же крутой турнир провел Бук. Никто в мире не знал его доселе как столь надежного защитника – те, кто пытался ударить в него, жестоко расплачивались за это. Одновременно его цифры заслонили то безобразие, которое вытворял Карри вплоть до полуфинального матча: у Букера 57% из-за дуги, минимум ошибок, минимум просчетов.
Букер – самый надежный игрок в этой сборной после Леброна. И это не совсем то, как его воспринимали перед турниром.
5. Энтони Эдвардс
Эдвардс планомерно двигался к поставленной задаче – утвердить себя в качестве лица НБА на фоне всех этих бывших.
Фантастические полеты – есть.
Фотогеничность 80-го уровня – есть.
Сравнения с Джорданом – есть.
Демонстрация атлетизма в стычке с Южным Суданом – есть.
Попытка угнать сборную в матче с Пуэрто-Рико – есть.
По всем параметрам (эффективность, зрелищность, продуктивность) Эдвардс спокойно мог претендовать на статус лучшего игрока этой команды. Он третий по результативности в сборной и при этом 8-й по игровому времени.
Но потом случился матч с Сербией, где в наиболее понятном виде было показано, почему Эдвардсу было так непросто на протяжении всего турнира. Несколько ошибок – и давай до свиданья, амбициозного защитника сразу же отправили на скамейку, потому что момент слишком напряженный, чтобы ему можно было доверять.
Эдвардс нисколько не унывает и после победы над Сербией и Францией радовался едва ли не больше всех. Как минимум, себе он доказал, что может быть лучшим в сборной США, не уступать в эффективности Дюрэнту, быть харизматичнее Леброна, парить не хуже Джордана, троллить не хуже Эмбиида…
В конце концов, весь турнир он провел в процессе неприличного обожания Кевина Дюрэнта. И наверняка многому научился и у него, и у остальных.
И вот дальше будет самое интересное.
6. Энтони Дэвис
Спасибо, что не сломался.
Дэвис выступил в привычной ипостаси – оруженосца Леброна и клиента Йокича.
Ему тоже не повезло: оказывается, все эти квинтиллионы сообщений про «хрусталь» в соцсетях писали представители Федерации баскетбола США, которые не поверили в здоровье Дэвиса, но поверили в здоровье Эмбиида. Так центровой «Лейкерс» утратил причитающееся ему место в старте и стал одним из многих, а не лидером сборной, что читалось и по его классному взаимодействию с Джеймсом, и по его сумасшедшему уровню защиты в баскетболе ФИБА, и по тому, как мощно смотрелись сочетания с ним.
Скептики скажут, что Федерация оказалась права: в ключевой момент, когда судьба баскетбольной части нации висела на волоске, спасал сборную США как раз Эмбиид, а Дэвис-то безнадежно отлетал.
Монобровные скажут, что один матч – еще не ориентир: в течение полутора месяцев мы наблюдали, как Дэвис и Адебайо появляются и моментально переворачивают ход любого матча, сдавливая горло атаке любого уровня и формации.
В общем, Дэвис – конечно, очень любопытная звезда НБА. В какой-то момент он решил, что его призвание – быть ангелом-хранителем для Леброна Джеймса. И с тех пор этой аксиомы и придерживается. На Олимпиаде он запомнился десятком проявлений феноменальных физических способностей – данков после подборов, аллей-упов, выловленных от Леброна, уничтожающих блоков, но всякому здоровому человеку кажется, что Дэвиса было мало. А Дэвису важнее, чтобы его король стал MVP, а все вокруг гарантировали воплощение этого на практике через помощь на своей половине.
7. Дрю Холидэй
Наверное, удивился, почему все вокруг сменили зеленое на какие-то другие цвета: роль защитника нисколько не изменилась по сравнению с «Селтикс» – тормозить чужого координатора на своей половине и находить легкие очки на чужой.
В ней Холидэй был все так же блистателен: Стив Керр выпускал его в старте и давал ему столько времени, сколько позволяли приличия. Пока у защитника летело (а у него 64% двухочковых и 50% трехочковых), ничего лучше для Америки и вообразить было нельзя. Благодаря Уайту, Холидэю, Адебайо и Дэвису тренерский штаб США и закрепил такой уровень самоотдачи и старательности в защите, какого в этой сборной давно не было.
Для сборной Америки такие носители рояля гораздо важнее, чем очередная пулялка, через которую будут наваливать все кому не лень. Неслучайно Холидэй – один из первых, в чьем присутствии руководители США были крайне заинтересованы: он идеальный напарник по задней линии для Стефа Карри, так как все еще один из лучших защитников НБА и на мяче, и в качестве страхующего.
8. Бэм Адебайо
Если учесть, что Адебайо был в команде третьим центровым, то Олимпиада получилась для него крайне успешной: он – единственный в составе США, кто заставил даже изменить отношение к себе. Возможно, это чрезмерная реакция на доминирующее выступление в матче с Южным Суданом (8 из 10 с игры, 2 из 3 трехочковых), но как бы из этого следует, что Адебайо не терял время летом, а подготовился к тому, чтобы совершить следующий шаг и взять на себя более широкие атакующие функции в «Майами». Как, собственно, и приказал Пэт Райли.
Просто Адебайо появлялся на паркете совсем с другими функциями и концентрировался на разрушении, но вот его один раз так прорвало, что это не могло не запомниться.
9. Джоэл Эмбиид
Удивительно, но Эмбиид выглядит крайне довольным собой.
Его освистывали и проклинали две недели подряд.
Он начал с того, что свалился под напором Николы Йокича и попал под критические реплики тех, кто разглядел отсутствие интереса и плохую форму.
Все умоляли Керра не выпускать Эмбиида вообще, а если совсем нельзя, то не выпускать его в старте.
Только все это не умолкающее гудение центровому как будто придало мотивацию и тот самый интерес. Стив Керр разбудил и его, дав ему подольше поиграть против малорослых пуэрториканцев. Эмбиид был так же вял (6 из 14, 3 потери), но как-то вкатился и дальше стал попадать (против Бразилии уже 5 из 6 за 12 минут), и даже размениваться на боллхэндлеров, а потом и вовсе сыграл важнейшую роль в матче с Сербией. Ему 27 минут пришлось защищаться против Йокича, когда никто больше сделать этого не смог. Параллельно Эмбиид стал еще и одной из немногих функционирующих опций впереди: вытаскивал Йокича и поливал из-за дуги, а когда тот подсел на фолы, просто расстрелял его со средней (19 очков, 8 из 11).
Получилось так, что условия позорного контракта (и без того доминирующая сборная крадет MVP у конкурентов) были выполнены для всех.
Руководство США больше всего опасалось Николу Йокича и всеми неправдами заполучило человека, который спас их от серба.
Эмбиид больше всего опасался Николы Йокича, к которому он не любит ездить в Денвер, но в компании с Карри и Дюрэнтом это оказывается не так страшно.
В результате Эмбиид и заработал дополнительные очки в очном споре с конкурентом, и обзавелся хоть каким-то трофеем, и получил удовольствие от троллинга и издевательств над хейтерами.
10. Джейсон Тейтум
Десятилетиями нам прокачивали фундаментальное понимание баскетбола, но несознательные граждане так и не поняли, по какой причине Стив Керр упорно не дает Джейсону Тейтуму времени. Несмотря на золото, в Штатах проблема отсутствия Джейсона Тейтума на площадке приобрела статус национальной катастрофы. При том, что штаб США реально очень здорово себя проявил: четко вел игру, находил здравые сочетания, делал так, что люди по определению эгоистичные принимали предлагаемые им рамки и действовали в органичном сочетании с остальными.
Еще страннее, что, судя по всему, этого не понимал и сам Тейтум. Он принял участие в четырех матчах и во всех четырех чувствовал себя не очень комфортно: на турнире он не реализовал ни одного трехочкового, до финала у него были очень показательные на фоне сверхэффективных Штатов 39% с игры, ему приходилось много бегать без мяча, и хотя тренеры ему пытались помочь, этот эксперимент явно не работал.
В матчах с Сербией, где Леброн играет по 30 минут, для игрока такого формата не находится места.
Дело, естественно, не в том, что Тейтум уступает кому-то в этой сборной в классе. Сейчас начнется новый сезон, и он использует опыт (не)игры в Париже, чтобы вновь оторваться на всей лиге. Просто Тейтум – это игрок вполне определенного формата. Он любит долго возиться с мячом, но в сборной эти функции уже забронировал за собой Джеймс. Он любит неспешное нападение, но игра сборной заточена на том, чтобы бежать, и неэгоистичные маленькие тут более предпочтительны. Он не может выполнять ту же роль, которую принимает и Букер, снайпера без мяча (потому что с броском у него действительно что-то стряслось после того, как он перекачался). Против Сербии Керр предпочитает эти минуты отдать более мощному Адебайо, потому что в противостоянии с Йокичем важно выиграть борьбу за отскоки (да и процент Адебайо намного лучше, в том числе из-за дуги).
Место для Тейтума просматривалось, когда Дюрэнт получил травму, а Кавай отказался. Однако при живом Дюрэнте, который выходил со скамейки и играл мало по своим меркам и стандартам, ему просто никуда не засунуть.
Керр объяснял это все математикой, хотя проблема с Тейтумом гораздо глобальнее: вокруг такого игрока нужно строить команду, как это делает «Бостон», а не совать его в обслуживающий персонал для Леброна.
11. Деррик Уайт
Уайт попал на Олимпиаду случайно, но не стал 12-м игроком. Потому что все любят Деррика Уайта.
Что тут можно не любить?
Лидер по перехватоблокам в среднем в сборной при своих 16 минутах в среднем. Никогда не включает автопилот, а рубится в каждом моменте. Не зажимает атаку (как товарищ сверху) и в «Селтикс» приспособился к роли снайпера, которому не нужен мяч. Один из немногих игроков в Штатах, кто не боится идти в проход и не думает о последствиях для карьеры.
У Уайта пропал бросок в последних матчах, и потому игровое время уменьшилось. Но это еще более показательно: маленькие в сборной США гораздо более ценны не тем, как умеют атаковать, а тем как они готовы размениваться на более крупных людей и не давать себя продавливать.
Уайт – отличный пример того, как Америка пытается адаптироваться к международному баскетболу, баскетболу Дерриков Уайтов.
12. Тайриз Халибертон
Чувак, который кайфовал, что его привезли в Париж и блеском своих зубов несколько оттенял затаившуюся ярость Тейтума.
Халибертон один раз вышел красиво – двумя быстрыми трехочковыми в матче с Южным Суданом за 6 минут.
И один раз вышел не очень – когда попал под очередную волну пуэрто-риканской атаки.
Но вообще очевидно, что умения Халибертона здесь очень сложно вписать: быстро бежать и кидать в отрыв здесь и без него умеют. Его пригласили а) в силу возраста и надежд на будущее, б) как компенсацию за прошлогодний чемпионат мира, с) с иллюзией создания какой-то преемственности в сборной.
Фото: IMAGO/Tilo Wiedensohler/Global Look Press; Gettyimages.ru/Pool/2024, Sarah Stier, Michael Reaves, Jamie Squire, Gregory Shamus
Человек, который изменил баскетбол.
Не существует ни одного объективного параметра для сравнения.
Разница очков? Ну дак и уровень соперников поменялся сильно.
В полуфинале играли против МВП, в финале - против новичка года и дпоя.
Можно себе такое было представить в 1992?
P.s. Занимательно по утру перечитывать сообщения о том мамы/папы/фанатов/собаки/бывшего одноклассника Тэйтума о том, как он незаслуженно не получает минут в ротации и стоит дать ему шанс он всем покажет. Феноменальные 3 кирпича из 4 за 11 минут на паркете. МВП финала и лучший игрок лиги явно к успеху шёл, но подлец Керр опять все испортил и не дал поиграть больше.