4 мин.

Трибуны скандировали: «MVP, MVP». Я посмотрел на шоу Йокича вживую – он вытащил сербов с «-24»

Только недавно осознал, что я уже видел игру Николы Йокича с трибун. В финале Олимпиады-2016 в Рио. Но там серб ничем не запомнился. Еще бы: в матче за золото они были разбиты американцами (66:96), а сам Никола только-только начинал покорять НБА и был известен лишь знатокам баскетбола. 

Сейчас все иначе. Йокич – трижды MVP НБА и одно из самых узнаваемых лиц этой Олимпиады. Многие во Франции стремились попасть на сербов вне зависимости от стадии только ради того, чтобы посмотреть, как этот неуклюжий и неповоротливый с виду парень превращается в божество, как только ему в руки попадает баскетбольный мяч. 

Если в Рио-2016 я шел на арену ради самой игры, то на нынешний четвертьфинал Сербии и Австралии уже с другим планом: вцепиться взглядом в Йокича и попытаться понять, в чем именно он так хорош.

Что сразу впечатлило: его передачи. 130-килограммовый великан выглядит медленным, тяжелым и, кажется, не может совладать с маленьким мячом. Но вот насколько огромный этот серб, настолько же тонкие у него пасы. Вот ноу-лук ассист, а это уже кросс в стиле Джоковича – мимо нескольких австралийцев, но те не успевают ничего сделать. Иногда кажется, что Йокич просто швыряет мяч наугад. Однако каким-то чудом тот каждый раз долетает до партнера. 

Правда, передачи – это все, что было от Николы в первой половине матча. Стало даже немного обидно – неужели это все? Вот австралийцы разрывали. У них и скорость была другая, и залетало на ура. Особенно зажигал Пэтти Миллс: при счете 31:17 в пользу Австралии у него было уже 18 очков. Больше, чем у всей Сербии. Вскоре разница стала совсем пугающей – 44:20. +24! 

И Йокича совсем не было видно. Ну, так казалось. И хотя я глаз от него не отрывал, обалдел, когда открыл статистику: он был лучшим в команде по всем показателям. Как так?!

«Так это у него и работает», – объяснил коллега из Балкан.

Во время штрафных Николы трибуны затянули: «MVP, MVP». Они явно что-то понимают в баскетболе.

И сербы начали погоню. -12, -8, -4 – и уже в середине третьей четверти вышли вперед: 61:60. Ощущения по Николе были примерно теми же: что-то подбирает, иногда идет в проходы, рисует волшебные передачи – но ничего сверхъестественного. Однако его личная статистика продолжала расти.

А еще он практически не уходил с площадки. Казалось бы, в плане выносливости самому габаритному человеку на площадке должно быть тяжелее всех. Но куда сербы без него! По игровому времени он тоже был абсолютным лидером. 

По-хорошему, сербы после такого камбэка должны были спокойно доводить до победы. Тем более что в четвертой четверти и Йокич переключился. Когда он в одном из эпизодов на усталости рванул в защиту, обгоняя партнеров, я опешил. Однако и этой самоотверженности в моменте не хватило: сербы не дожали там, где должны были, а австралийцы вытащили счастливый билет в овертайм: дождались неудачного штрафного соперника и сами почти с сиреной закинули двушечку. Причем Пэтти Миллс в тот момент улизнул как раз от главной сербской звезды.

Но в овертайме все встало на свои места: в ключевой отрезок игры Йокич включил вожака. Как и полагается суперзвезде. Он и так был лидером команды по всем показателям: очки, подборы, ассисты, время на площадке. Но тут начал решать просто все: накрыл Джоша Гидди, смахнул мяч с кольца, забрал подбор и реализовал две важнейшие атаки. Был момент, когда, заигравшись, он хотел отдать очередной пижонский пас – и австралийцы его прочитали. Так Никола рванул домой – и выгрыз у обидчика мяч обратно. Это было очень сильно. 

«MVP, MVP». Я увидел, как это в случае Йокича работает.

За этот четвертьфинал у него 21 очко, 14 подборов и 9 ассистов. 38.14 на площадке. И великий овертайм (95:90). После игры в микст-зону пришел Алекс Аврамович из ЦСКА. И признался: «После сирены я подошел к Николе и сказал, что люблю его».

А как такого можно не любить?

Фото: Gettyimages.ru/Jamie Squire, Gregory Shamus