12 мин.

Испания справилась с Яннисом, судьи спасли Францию от позора. Третий день баскетбола на Олимпиаде

Сегодня третий день баскетбольного турнира на Олимпиаде. Сборная Греции потерпела второе поражение на Олимпиаде, но еще не потеряла шансы на выход в плей-офф – 77:84. Австралийцы шли на равных с Канадой в течение трех четвертей, но сдулись – 83:93.

Адетокумбо набрал 27, но и этого мало

Закрыть Янниса Адетокумбо невозможно, особенно когда для этого нет совсем никаких инструментов. Против Испании грек снова показал себя самой доминирующей единицей олимпийского турнира – 12 из 16 двухочковых, 5 подходов на линию, 11 подборов, 3 передачи. По большей части ему противостоял Санти Альдама, и ему удавалось остановить оппонента только в те редкие случаи, когда судьи покупались на картинные падения (зал после такого преследовал Альдаму свистом на протяжении следующих 5 минут).

Однако Серджо Скариоло применил к Адетокумбо все известные ему меры воздействия: тут была и «стена», и опека втроем, и дабл-тимы в посте. Но лучше всего сработала зонная защита 3-2, благодаря которой мяч к центровому вообще во многих атаках не доходил. Процент попадания у Греции с дуги поднялся, но не настолько, чтобы волноваться по этому поводу – 12 из 35. 

На последние три минуты Скариоло и вовсе выкатил бокс-энд-уан.

«Основная идея состояла в том, чтобы защищаться против Янниса всем, как команда, но при этом выбирать ситуации, когда мы хотим задействовать против него второго защитника, а когда не хотим, – объяснил Скариоло. – И при этом понимать, что мы делаем, когда мяч уходит у него из рук, бежать к игрокам, смещаться, не смещаться, просто стоять сзади, для игроков это было самым сложным. Конечно, атаки в быстрых переходах, подборы, набросы под щит – это все тяжело остановить. Но в позиционной защите мы справились неплохо.

Мы сошлись на том, что оставим защиту бокс-энд-уан с Уилли против Янниса до самого конца. Мы обсуждали этот момент с Луисом Гилом, нашим защитным координатором, в какой-то момент, но решили продолжать, потому что я хотел оставить Уилли на паркете, его пик-н-ролл с Лоренцо – важное оружие для нас. В то же время в защите у него могут быть проблемы. Поэтому в какой-то момент мы хотели держать зону с четырьмя разносторонними быстрыми игроками, которые могут страховать, уходить назад, преследовать Янниса, отскакивать. К счастью, все получилось. Потому что Уилли выполнил свою задачу».

Испанцы уступали 8 очков в первой четверти, после чего переломили игру дважды.

Сначала благодаря Серхио Юлю. Заводной пенсионер вышел с тремя трехочковыми и проходом, в котором он ускользнул от Адетокумбо и продрался под щит. На этом моменте испанская сборная вернула себе уверенность и взбодрилась.

Затем благодаря тактике Скариоло. Ее самым выразительным амбассадором оказался Хайме Прадилья, который формально и оборонялся против Янниса: задница шире плеч, атлетизма нет, руки короткие – но доминирование грека тут же сошло на нет. Более того, Прадилья его еще помучил на другой половине, где бил без промаха – 2 из 2 двухочковых, 1 из 1 трехочковых. На этом моменте испанская сборная почувствовала, что все небезнадежно.

Не то чтобы испанцы сильно изменили мнение о себе после поражения от австралийцев.

Двойка Брауна и Эрнангомеса по-прежнему не выглядела столь уж неудержимой. Первый почти не смотрит на кольцо, второй не может поймать легкие мячи.

Руди Фернандес спасал команду своими безумными дальними, но затем сломался.

Глубина состава такова, что Скариоло не всегда понимает, на что может рассчитывать. Он выпустил в старте Лопеса-Аростеги, который только фолил, а Усман Гаруба был настолько плох впереди, что реабилитировал даже руки Эрнангомеса. Зато с трехочковыми появлялись вышедшие на пару минут Брисуэла и Хуанчо Эрнангомес.

Альдама выступает в роли лидера, но не то чтобы может создать атаку для себя.

Испания вела «+16», но под конец четвертой четверти растеряла все преимущество. Адетокумбо не один раз разбегался или проворачивал свои любимые вертушки, а к Василису Толиопулосу и в Европе еще не привыкли – у него 4 из 6 трехочковых.

Так что для Греции все вновь свелось к одному владению. За полминуты до конца при «-3» (77:80) все было разыграно идеально. Яннис стянул внимание на себя по центру, но не стал жадничать и откинул в угол на Калаицакиса. Тот пошел в трехсекундную и вытащил на себя подстраховку, а затем скинул в угол на Папаниколау. По непонятной причине лучший снайпер греческой сборной не решился взять на себя ответственность и выбросил обратно на центр. Дальнюю попытку пришлось совершать самому Яннису. С понятным итогом.

На этом турнире Греция показала, что Адетокумбо может быть абсолютно разрушительным в международном баскетболе: ему подносят мяч в удобные точки, он не зарывается и не допускает глупых потерь, как было прежде, теперь его вообще невозможно остановить. И все же данный состав не пользуется теми преимуществами, которые дает им лидер и при этом зациклен на том, чтобы играть исключительно через него. В обеих встречах грекам не хватило совсем чуть-чуть, но это как раз и показательно: Адетокумбо – это такой Шакил О’Нил Олимпиады, которому обязательно нужен напарник, решающий в концовках. Остается ждать большего от Толиопулоса.  

Австралия навязала свою игру, но сама же не совладала с темпом

Шэй Гилджес-Александер схватил 2 фола за 2 минуты, и это стало идеальной преамбулой для последующего беспредела в исполнении Австралии.

Джош Гидди всю первую половину был определяющим человеком на паркете. Он и сам много делал – бросал стэпбэки с дуги, легко заходил внутрь, доводил мяч до «больших», но главное – то, что именно его воля диктовала все происходящее: обе команды носились туда-обратно, мысленно сократив время на атаку до 12, если не до 8 секунд. Австралийцы приехали в Париж, чтобы играть именно в такой баскетбол, и в первой половине наслаждались возникшим хаосом: общими усилиями набрали 49 очков, а Джок Лэндейл еще и подавил всех оппонентов под чужим щитом – 7 из 9 двухочковых, 4 передачи, 12 подборов.

После большого перерыва Канада наконец-то сумела это немного контролировать: Дорт вцепился в Гидди, Берч вышел помогать против Лэндейла, атака Австралии пошла через других людей (у Миллса и Дэниэлса по 4 потери). Все это было осознанно инициировано штабом Жорди Фернандеса, но, как представляется, едва ли не более значимым фактором тут оказалось то, что у австралийцев просто не хватило ресурса для всей этой оголтелой беготни. Ветераны Инглс и Деллаведова вообще не поднялись со скамейки, Миллс провалился (2 из 10), Джош Грин не попадал – вся игра у Австралии слишком сильно зависит от трех-четырех игроков, и когда хотя бы один из них не дает привычной выработки, то все становится печально. И понятно, что с такой сумасшедшей нагрузкой этим трем-четырем нисколько не легче.

За последнюю четверть Австралия набрала только 13 очков. Дошло до того, что в последнем владении они зачем-то бросились на Гилджеса-Александера и сами спровоцировали еще один мяч в свое кольцо – трехочковый от Брукса, который довел разницу до 10. Тем самым перед последним туром они сами осложнили собственное турнирное положение.

Канада вновь была далека от безупречности: переднюю линию помяли, на щитах придавили, Мюррэй не воспользовался свалившимися на него возможностями (2 из 7 с игры), Брукс пытался боднуть Гидди и схватил 4 фола…

При этом скучающий лик Жорди Фернандеса, конечно, наилучшим образом иллюстрирует отношение сборной: пока она дает оппонентам навязывать себе ровно тот баскетбол, в котором те хороши, и все равно без проблем побеждает, не требуя даже какого-то доминирования от Гилджеса-Александера. В матче с Австралией лучшим вновь был Ар Джей Барретт, физическая мощь которого на площадках ФИБА выглядит особенно впечатляюще (24 очка, 8 из 14, 7 подборов, 5 передач).

Судьи спасли Францию

Идеальный символ для Франции нарисовался за полторы минуты до конца основного времени. Руди Гобер принял мяч под кольцом, но не только не смог его донести, получив блок-шот от Хью Ватанабе, так еще и по приземлении так нескладно размахивал руками, что разбил лицо Николя Батюму.

Тут же произошел немыслимый для современного спорта эпизод: японцы прибежали на чужую половину, но не стали атаковать, так как видели, что соперники защищаются вчетвером. Если учесть, что они сделали это при «+1» и такая преданность принципам «фэйр-плей» стоила им игры, это вообще можно назвать главным событием всего олимпийского турнира.

В матче с японцами сборная Франции показала себя совершенно неуправляемой командой и максимально бестолковой командой. Хозяева при наличии двух семифутеров в старте ввязались с японцами в их любимый трехочковый баскетбол, в котором успешно и уступили: в начале четвертой четверти у Японии было 50% из-за дуги. Центровой Джош Хоукинсон уходил от Вембаньямы на периметр (4 из 5), Юки Кавамура легко ускользал от опекунов и запутывал их своими мгновенными разворотами на месте, а Руи Хатимура вообще не замечал никого на любом расстоянии (10 из 16 с игры). Французы безобразно защищались и пытались отстреливаться на другой половине, так что спасителями для них стали Виктор Вембаньяма (3 из 5), Мэттью Стразель (4 из 7) и Гершон Ябуселе (3 из 6). Японцам грех не забить 90 очков за 40 минут, но у Франции и это получилось: заходы в «краску» были крайне неказисты, не помогал ни статус людей вроде Эвана Фурнье, ни рост людей вроде Вембаньямы, ни умения Ябуселе и Батюма. Из трехсекундной они в итоге набрали 26 очков, что примерно столько же, сколько у их малорослых оппонентов. Когда Франция играет как Япония, выясняется, что Япония нисколько не хуже.

Японию подвели три момента.

Во-первых, неприязнь игроков НБА к Руди Гоберу. Руи Хатимура подвел команду ровно в тот момент, когда она шла к главной победе в своей истории, чтобы влупить по руке французскому центровому. С двумя неспортивными он ушел в начале четвертой четверти и оставил Кавамуру расхлебывать все это одному.

Во-вторых, слабость скамейки. Основные игроки Японии отбегали почти по 35-40 минут, потому что резервисты никак не помогали: 9 очков против 50 у соперника. В этом смысле выходка Хатимуры выглядела еще более неуместной.

В-третьих, желание судей отметить любое нарушение на игроках хозяев, что было видно еще по Бруно Кабокло в матче против Бразилии. Япония уже почти выиграла (84:80), когда Мэтью Стразель за 10 секунд до сирены выпрыгнул на дуге. Кавамура в самом начале этого момента слегка положил руку сопернику на бедро, и если учесть, что вес японца примерно килограммов 30, то вряд ли она на что-то повлияла, тем более что мгновенно исчезла. Но судьи дали Франции 4 очка в одной атаке и выписали индульгенцию после провального матча.

В овертайме все же включился Вембаньяма, но скорее из-за того, что у Хоукинсона просто не оставалось сил, он противостоял двум семифутерам НБА один на протяжении 40 минут.

Бразилия заставила Германию меняться

Лицо немецкой победы над Бразилией – Исаак Бонга, главный универсал этой сборной, разыгрывающий, который выглядит атлетичнее большинства центровых.

Во второй четверти бразильцы раздербанили защиту Германии и набрали 30 очков. Понадобился для этого всего-навсего Яго дос Сантос, миниатюрный бульдозер, раскрывшийся в «Ульме» и почему-то захотевший об этом напомнить. Все лето разыгрывающий маялся от травм, а тут превратился в лучшую версию себя – он не только легко проходил (7 из 10 с игры), не только создавал (8 передач), но еще и хотел подраться со всеми, вплоть до судей и соперников. Все это – на пару с Бруно Кабокло, его партнером по тому же «Ульму». На отдельном отрезке Бразилия смела оппонента и забросала всем, что попадалось под руку: во второй четверти бразильцы реализовали 7 из 9 с дуги.

Вот только параллельно выяснилось, что Кабокло последние две недели готовился к Олимпиаде в каких-то питейных заведениях и, за исключением экстренного набора фолов, ничем больше своей сборной помогать не намерен. Его хватило на три четверти, так что он закончил с +14 по показателю плюс-минус.

После большой перерыва Горди Херберт всю это пик-н-ролльную свистопляску прикрыл, как раз с помощью Бонги. Немцы перестроили защиту против двоек и пошли в агрессивный размен, причем подстроились под соперника – на пятерке долго играл Мо Вагнер. Это вообще тренд сегодняшнего дня на Олимпиаде: команда, уступающая в классе, в каждом матче заставляла к себе адаптироваться и навязывала предпочтительный для себя стиль. За последующие две четверти бразильцы реализовали всего 3 трехочковых (из 11) и в третьей – наскребли 11 очков. Бонга не только перехватывал и блокировал, но и облюбовал все углы в нападении – у него 15 очков, 6 из 8 с игры.

Германия пыталась забрать еще один матч, приложив минимум усилий, но провальная десятиминутка и те эмоции, которые она всколыхнула благодаря настойчивости Сантоса, сделать этого не позволили. Младший Вагнер не мог попасть из-за дуги (0 из 6) и повышал себе самооценку в «краске», в результате чего сцепился с Мейндлом. Шредеру пришлось бегать за Бените и выложиться в атаке, так что после он выглядел не очень довольным. Запасные выступили так неудачно, что уступили бразильским. А центровые никак себя не показали, хотя Кабокло и провел на паркете всего 14 минут.  

Зона расслабленности для Германии на этом заканчивается.

Фото: Gettyimages.ru/Gregory Shamus