Первый день баскетбола на Играх: Испанию разобрали, Вембаньяма расчехлил инопланетный арсенал
Сегодня прошел первый день группового этапа на баскетбольной Олимпиаде. Главным разочарованием стал Лоренцо Браун, не сумевший собрать Испанию воедино, главным объектом для восхищения – Виктор Вембаньяма, который просто не умеет играть в баскетбол так, как все остальные.
Австралия нейтрализовала Испанию
Самая выразительная цифра матча – это «+30» у Джока Лэндейла по показателю плюс-минус за 28 минут. Центровой действительно сыграл ключевую роль: вместе с Дайсоном Дэниэлсом и Джошом Грином они до основания разрушили пик-н-ролл Брауна и Уилли Эрнангомеса, что существенно ограничило нападение испанцев. Разыгрывающий испанцев стал чуть ли не основной проблемой для собственной команды: соперники искали его в защите, а впереди он потерял столько же раз, сколько отдал передач (по 7). Когда Браун решил спасать команду в одиночку, выяснилось, что бросок он тоже где-то оставил – 3 из 10.
У Скариоло нашлись альтернативные варианты в атаке. Санти Альдама ожидаемо выступил в роли первой звезды – 6 из 8 трехочковых, Серхио Юль отбегал 24 минуты и пытался компенсировать невыразительную игру Брауна (6 из 17 с игры), Уилли Эрнангомес сам создавал что-то в усах…
Но единство, которое было у этой сборной в том числе и на прошлом чемпионате мира, потерялось.
Основной индикатор тут – игра в защите, где испанцы пропустили 92 очка.
Во-первых, Гидди здорово разгонял атаку (18:5 по очкам в быстрых атаках) и создал кучу проблем за счет габаритов.
Во-вторых, Испания проиграла щиты 32-46, 8:15 по очкам второго шанса.
В-третьих, двойки с Лэндейлом были невероятно эффективны, потому что либо мяч доходил до «большого» под щитом, либо все заканчивалось открытым трехочковым (у Джека Маквея 3 из 6).
В-четвертых, это не только молодая команда, но и опытная: как только возникали запоры, так их сразу же решал Пэтти Миллс (19 очков, 6 из 12).
Без доминирующего с мячом в руках и наблюдающего как бы сверху за происходящим Брауна Испания мгновенно превратилась в разношерстный ансамбль из стариков, молодежи и прочих невзрачных личностей. Тут даже лихая игра Альдамы на дистанции не поможет.
Хотя Серджо Скариоло дал понять, что все это просто случайность.
«Вы строите ваш план на игру, основываясь на проценте, на навыках, на привычках соперников. Трехочковые Дэниэлса и Гидди были неожиданными. Они отличные игроки, невозможно их не уважать, естественно, мы с уважением к ним отнеслись. Но они слишком уж здорово их реализовывали, особенно в первой половине, когда нам удалось закрыть трехсекундную. Не то чтобы это их лучшая игра, но иногда заходят броски и от не самых лучших снайперов. Это часть игры».
Германия чуть вспотела против Японии
Японцы не сдавались. И это главное впечатление от матча: итоговые 20 очков показывают разницу в классе, но плохо передают суть происходящего. Они свалились на «-16» во второй четверти, но выкарабкались за счет работы Джоша Хоукинса под обоими щитами и розыгрыша от Кавамуры, долго цеплялись за разницу в 12-13 очков на протяжении третьей четверти, встрепенулись после тайм-аута при «-19».
Просто было очевидно, что плана «Б» не предусмотрено. Как только немцы стали активнее закрывать дугу, все пошло урывками. Япония все равно выбросила трехочковых больше, чем двухочковых (34 против 32), но с процентом 12 из 34 не могла рассчитывать на то, чтобы угнаться за чемпионами мира. Не помогли ни выигранные подборы, ни редкие всплески от Хатимуры и Хоукинса, ни 20 заработанных штрафных…
Дыра под щитом у Японии слишком необъятна, чтобы на что-то всерьез рассчитывать: они проиграли по очкам из «краски» со счетом 20:46. Лидеры немцев тоже были далеки от идеала: у Франца 2 из 8 с дуги, у Шредера – 1 из 6 и 12 очков, Обст реализовал 1 из 2 трехочковых, Фойгтманн выбросил 1 из 7… Однако «большие» доминировали внутри с пугающей легкостью: у Тайса ни одного промаха – 5 из 5 двухочковых, 2 из 2 трехочковых, у команды в целом – 27 из 42 двухочковых, 64%.
Японцы не сумели даже удержать оппонента в пределах 90 очков.
Франция оттеняет Вемби отвратным баскетболом
Судьи не стали рисковать, а то можно было получить от организаторов по шапке, так что Бруно Кабокло убрали еще в первой четверти с тремя фолами, а как только он вновь появился во второй половине, то тут же получил четвертый. За 11 минут на паркете у центрового 4 фола и 4 перехвата. А также «-1» по показателю плюс-минус. У Вембаньямы он забирал мячи как у несмышленого жирафенка.
Ацо Петрович пробовал разговаривать, пробовал ругаться и под конец матча перешел на иронические улыбочки. Его сборная поиграла в своем стиле одну четверти и привезла хозяевам 10 очков. Маозинья еще и снес своим данком Руди Гобера.
В отсутствие системообразующего игрока у соперников Франция навязала свою волю ко второй четверти. Баскетбол стал совершенно несмотрибельным: нелепые потери сменялись непонятными потерями, за непонятными решениями следовали дикие решения, броски в сторону кольца казались лучшим вариантов нападения, обилие суеты требовало еще больше суеты. Французы так ничего и не выдумали со своей атакой, так что решили ударить хардкором: Ниликина, Батюм, Кординье и всяческие версии двух башен, а опостылевшие надежды на хоть какую-то организацию в лице Де Коло и Фурнье на двоих провели только 20 минут.
Тактика не играть самим, но и не давать играть сопернику полностью себя оправдала по ходу второй и третьей четвертей. Главным образом потому, что у бразильцев не было никого – за 20 минут они наковыряли 21 очко, тогда как у Франции оставался Виктор Вембаньяма, который затмил вообще всех. С одной стороны, он лихо метал сходу прямо с центра площадки и выкидывал мяч в отрыв за пределы паркета. Однако полезная дичь все же была преобладающей: тут и бросок с отклонением, и данк с выдвигающейся рукой, и перекладывание мяча в кольцо после вылета за щит, и 3 впечатляющих блока, и вылавливание аллей-упов на четвертом этаже…
Бразильцы долго не понимали, что надо делать. И пришли в себя только в четвертой четверти, когда Фелисио перестал мазать из-под кольца (вообще у него 4 из 9), а Бените и Уэртас осмелились на несколько куражных бросков.
К сожалению для всех, тут уже старина Батюм увидел, что время истекает и силы можно не экономить. После чего организовал несколько перехватов и дважды попал из-за дуги, чем и лишил происходящее интриги. Они с Вембаньямой лучшие игроки матча: у Батюма – 19 очков, 6 из 13 с игры, 5 подборов, 2 передачи, у Вемби – 19 очков, 7 из 13 с игры, 9 подборов, 2 передачи.
Есть ощущение, что Венсан Колле перестал делать вид, что Франция борется за медаль, и просто кайфует от того, что в его команде снова есть Вембаньяма.
34 очка Янниса не хватило
Не то чтобы Яннис был безупречен, в четвертой четверти он немного устал: угодил из-под кольца в дужку, дал обокрасть себя внизу. Но в матче с Канадой он сделал все, что только можно было: доминировал под щитами (11 из 16), редко мазал с линии (11 из 15), безошибочно читал защиту и создавал броски для снайперов. Он даже посадил на фолы всех, кто пытался отрабатывать на своей половине: до конца не доиграли Пауэлл, Дорт и Брукс. И в последний раз потащил за собой как раз, когда они начали выбывать один за другим, а канадцы доигрывали с Треем Лайлзом в качестве рим-протектора. Греция большую часть игры отставала около 10 очков, но за 3 минуты сделала последний рывок – до «-2» после потери Лайлза на ведении в центре поля и данка Адетокумбо.
Масштаб геройства легко оценить, если знать, что партнеры Янниса выбросили 9 из 32 из-за дуги. Не помогло даже то, что Спанулис стартовал с Адетокумбо в качестве центрового, приставил к нему Митоглу, а Папаяниса задействовал с лавки. Более облегченные и нацеленные на дальние атаки пятерки не особо отразились на греческой эффективности. Особенно красив был эпизод в начале третьей четверти: вся пятерка Канады сомкнулась на Адетокумбо, а Митоглу с огромным комфортом промазал из угла.
В итоге сверхусилий от Янниса (34 очка, 5 подборов, 2 передачи) хватило лишь для того, чтобы создать оптимальный фон: при «-2» Гилджес-Александер схватил мяч, сделал пару кроссоверов, улизнул от накрывающего его дабл-тима и перебросил через Адетокумбо. Точку ставил с линии уже Джамал Мюррэй в следующем владении, но вот этот момент – то, что останется от этой игры. Как обычно, ШГА дал понять, что все под контролем и странно даже переживать из-за таких пустяков.
Канада действительно чувствовала себя комфортно на протяжении всего матча. При том, что ее низкорослая передняя линия создана, чтобы кто-то вроде Янниса ее рвал и топтал.
Осталось не очень позитивное впечатление от второй пятерки, которая оказалась в минусе: Олиник почти все промазал, Нембхард не брал на себя, Джамал Мюррэй больше портачил, у Лайлза – «-16» по плюс-минус, у Александера-Уокера – «-5» по полезности (0 из 5 с игры и 0 полезных действий).
Осталось ощущение, что Канада легко могла не доводить дело вот до такого. Несколько промахов подряд из открытого левого угла сначала от Александера-Уокера, а потом от Джамала Мюррэя оставляли грекам надежду.
Остались смешанные чувства от защиты Дорта и Брукса. Стартовое сочетание канадцев подавило оппонента, но эти двое умудряются одновременно оказывать потрясающее давление на мяч и при этом крайне небрежно совать свои конечности куда попало. Из-за их проблемных фолов Фернандес не только задействовал 10 человек, но и для Кема Берча нашел 3 минуты.
В общем, Канада и близко не подошла к тому, чтобы задействовать все свои ресурсы. Гилджес-Александер больше старался для партнеров – у него 7 передач и 21 очко. Ар Джей Барретт (23 очка) дал тот атлетизм, которого недоставало из-за ограниченных минут Дорта-Брукса – его проникновения с данками или подборы в нападении всегда были очень уместны. Жорди Фернандес без особого, как показалось, энтузиазма изучил, как смотрятся его схемы с разменами против звездного центрового.
Фото: Panoramic/Keystone Press Agency, IMAGO/Laurent Sanson, IMAGO/Tilo Wiedensohler/Global Look Press; Gettyimages/Gregory Shamus