6 мин.

Стопами героев древнегреческой трагедии

Внешний вид стадиона «Синан Эрдем Доум» в Стамбуле определяют две особенности: во-первых он находится в небольшой низине, а во-вторых по форме он похож на черепаху, на панцире которой очень эффектно вытатуирован логотип Турецких Авиалиний. И когда смотришь на него сверху, то он произвоит волнующее впечатление. Но особенно впечатляющим он стал за пару часов до матча, когда со всех сторон к этой циклопической черепахе потекли струйки народа, будто они идут на паломничество в Мекку. Ну, в общем, это не далеко от истины - в этот уикенд здесь главная спортивная мекка в мире. Со всех сторон к стадиону стали стягиваться сотни Диамантидисов и Кириленко, десятки Теодосичей и Батист, несметное количество Спанулисов и довольно много Наварро. Все они важная часть сегодняшнего представления, его персонажи, но не они главные герои.

По пути к главному событию дня на пути встречались не только полные клоны Диамантидиса, но и другие препятствия. Например, аккредитация оказалась не самым простым квестом. Находясь в паре домов от стадиона она эффективно скрывалась от нас, а многие охранники не очень хорошо говорят по-английски и не могли нам обьяснить куда идти. Получив аккредитацию нас ждала следующая проблема -  очередь на вход, а тем временем матч начинался уже чере 5 минут, а людские реки не сильно иссыхали. Опаздывало не менее 1000 зрителей. Следующей и самой серьезной проблемой стало то, что в Медиа-зоне прессе и блогерам предлагался либо неработающий Вай-Фай либо подключение по лан-кабелю, бессильное помоь iPad'у или iPhone и это все в 2012 году. Интернет получилось раздобыть лишь спустившись в перерыве в медиа-зону, где милая девшука дала обновленные пароли от местного Вай-Фая. Кстати пароли эти менялись, как будто мы находились в Пентагоне - каждый час. Но и не эта милая девушка главный герой этого дня. И даже не волонтеры, которые умудрялись приносить в пресс-зону обновленную статистику четверти уже через минуту после ее окончания.

Блельщиков ЦСКА приехало немало. Многих из них мы встречали гуляя по городу днем, и каждый с уникальным колоритом, и наверняка с богатой историей боления. Каждый или с чебурашкой, или в пилотке, или с барабаном, или на худой конец с флагом. И болели они душевно, изо всех сил, вкладывая все в свою глотку и стучащие друг об друга ладони, но численно они были бессильны, против моря болельщиков Панатинаикоса в зеленых футболках с надписью Диамантидис на спине. Фанатов греческого клуба было так много, что по сути можно сказать, что первый матч Финала Четырех мы играли в гостях. Они кричали, свистели и улюлюкали, не оставляя нашим фанатам не единого шанса. Орды безликих, но организованных Диамантидисов на трибунах переиграли наших индивидуально ярких болельщиков. На поле история сложилась иначе, но в любом случае не болельщики Пао и не фанаты ЦСКА главные герои этой истории.

Об игре уже сказано немало, то что происходило на поле вам известно. Сложная, вязкая, нервная, скомканая игра со стороны обоих команд. Большинство времени Панатинаикос смотрелся поинтереснее, но этого недостаточно, чтобы выигрывать матчи у ЦСКА. Мелкие ошибки, небольшие недобегания, удача и Андрей Кириленко вот что сгубило команду Обрадовича. Обрадовичу удалось по-тренерски переиграть Казлаускаса, первую четверть на поле был какой-то зеленый ураган из пик-н-ролов, проскальзываний и точных бросков. Потом Кириленко смог повести за собой команду и взять нити игры в свои руки и постепенно все наладилось, в последнюю минуту, но наладилось. Да и часто так бывает. Все-таки ЦСКА российская команда.

Но это описание игры, а есть то, что нельзя увидеть по телевизору и увы нельзя, или очень сложно описать в блоге, это эмоции. Эмоции от факта нахождения рядом с командой во время исторического события, эмоций от того, когда мимо тебя проносится Теодосич, отыгрывая пик-н-ролл со Шведом. Эмоций от греческих болельщиков, которые давят массой, и ты будто в осажденной крепости, эмоций от медиа-зоны, где кажется вай-фая нет не по техническим, а по энергетическим причинам ментальных перегрузок. Эмоций от того, что ты можешь подойти к паркету практически на расстояние вытянутой руки. Эмоции сложно передавать. А матч был историческим. Валидольным. И при этом традиционным для этих двух команд. Жаль Панатинаикос и его фанатов. Они были очень хороши, но им не повезло с соперником, и герои этого вечера, конечно, не они. И не Алексей Швед с Андреем Кириленко, вытащившие эту победу на зубах. Они несомненные герои этого дня и даже этого сезона, но не этого репортажа.

Иногда ты встречаешь людей, и понимаешь, что они являются последним элементом пазла. Элементом, который как ты думал уже затеряся, но ан нет вот он, и пазл наконец можно считать собранным. ЦСКА проигрывало -14 в первой половине, и -4 за 2 минуты до конца. Эмоциональное состояние в этот момент можно наиболее точно охаррактеризовать как одутловатое. Я то стоял, то присаживался, на нижнюю ступеньку, неподалеку от кромки паркета, заломав руки за голову, пока Казлаускас рисовал планы выхода из Стамбульского кризиса в очередном перерыве, как вдруг ко мне подсел человек, из-за внушительных размеров которого мне пришлось потесниться сидя на ступеньке, даже учитывая ее значительную ширину. Он был похож на смесь Хагрида и Халка, на его лысине виднелась гемотома, а от него самого веяло свежим, но не сильным перегаром. Как он попал в медиа-зону было непонятно, логичнее было бы встретить его на базаре в Стамбуле.

Он сел и мы молча просмотрели минуту игры, и когда до конца матча осталось меньше минуты, а Теодсич не забил свои два штрафных, этот человек внезапно обнял меня и сказал на английском суржике, что он Серб, что Теодосич крейзи, в позитивном плане, но он может не забить хоть еще 10 штрафных, а ЦСКА все равно будет в финале и выиграет эту Евролигу, и что ему об этом сообщили звезды. Он был серьезен. Похлопал меня по плечу и сказал, что послезавтра мне надо будт пить водку от радости. И ушел. Он не просто герой этого дня, он его звонкая квинтэссенця. Вот точно такая же здесь в Стамбуле Евролига, как этот серб. Разудалая, здоровенная, яркая и с легким запахом эйфорийного перегара.