Корону долой!
Говорили, грекам стрёмно ехать в Турцию? Опасались, мол, на стамбульском "Финале четырёх" фан-сектор чемпиона будет зиять пустотами? Предполагали, что давление трибун в матчах с участием "Олимпиакоса" и "Панатинаикоса" не возымеет действия на игроков в силу политической напряжённости между странами-соседками? Как бы не так! Уже за 70 минут до начала пролога порядка десятка секторов "Синан Эрдем Арены" зазеленели не хуже ботанического сада по весне, с полагающимися песнями, матерными речёвками и потоками ненависти в адрес "Олимпиакоса". Неважно, что "красные"
должны были появиться на арене полтора часа спустя: даже горстки пирейских фанов, растягивавших флаги на противоположном конце комплекса, хватило для начала уничтожительного вербального прессинга. Сказать по правде, вкрапления "Мы приехали, чтобы победить!", бодро прорывавшие тишину между греческими "зарядами", в какой-то момент даже показались немного неуместными — взаимоотношения между эллинами всегда являлись закрытой вечеринкой. Но фаны "Пао" противника уважили — и москвичам, раздражавшим визави стройной, аки хор Пятницкого, вокальной партией "ЦСКА! ЦСКА!", досталась заслуженная порция свиста. За этой обстоятельной беседой фаны толком не заметили, как развязалось само действо. И, возможно, оставили без внимания три самых гениальных минуты в карьере Алекса Марича. Даже его показательные выступления в "Партизане" не шли ни в какое сравнение с блеском субботнего старта. Чутко отзываясь на "двойки", предлагаемые Диамантидисом и Ясикявичюсом, он оставлял в дураках всю переднюю линию "армейцев". Особенно дерзким этот вызов, брошенный россиянам, выглядел, когда "большие" ЦСКА (преимущественно Крстич) выдвигались наверх прессинговать игрока с мячом и отрезать возможность прохода. В свободное пространство, остававшееся за спиной великана, моментально шла передача, прервать которую не успевал ни застрявший в полупозиции серб, ни парни, его страховавшие. Для сравнения: Марич, проделывая аналогичные трюки на своей половине, всякий раз возвращался к "подопечному", из-за чего пик-н-роллы красно-синих не несли в себе угрозы. Об остальных же аспектах атаки россиян чемпионы всю первую четверть могли не беспокоиться: дальний бросок ни у Теодосича, ни у его компаньонов не шёл вовсе. Наглядный пример: на излёте отрезка, когда игравший практически без замен стартовый состав "Пао" чуть подсел физически, "армейцы" завоевали право на четыре открытых атаки подряд. Но ни снимавшийся в чужой вотчине подбор, ни улучшение позиций чаши весов не колебали — "бомбы" подопечных Казлаускаса шли в "молоко". Из-за чего эти самые подопечные выглядели растерянными… Впрочем, в какой-то момент показалось, что почва из-под ног ушла и у самого тренера. Вариации нападения "Пао", вытекавшие из перестановок внутри обоймы чемпиона (во второй четверти рокировки повалили валом, в отличие от дебюта), сбивали "армейцев" с толку. Доходило до смешного — баскетболисты ЦСКА попросту не знали, куда бежать! Дабы не быть голословным, зарисовка из эндшпиля стартовой четверти. Когда до сирены оставалось четыре секунды, Обрадович выпустил на паркет четырёх (!) защитников — Логана, Калатеса, Диамантидиса и Ясикявичюса. Те легко разбили сдерживающий прессинг, начавшийся от лицевой "Пао", и погнали единым фронтом к чужому кольцу. Возле центральной линии пара "малышей", поддерживавших натурализованного поляка с мячом, "отвалилась". И этим дезориентировала без того смятённых россиян — они ведь готовились к игре один в один, а не к набегу орды. В результате Логану хватило времени долететь до цели и её поразить…
.
По такому развитию событий гениальный Обрадович имел все шансы ещё до большого перерыва распустить узел стильного галстука и наслаждаться званием самого безупречного участника вечера. Но обладатель восьми титулов Евролиги обхитрил сам себя, пытаясь совместить экономию сил подопечных на вторую половину с тактическим одурманиванием Казлаускаса. Обилием замен и модификаций нападения балканец выбил из ритма основных снайперов — и во второй четверти постепенно "Пао" превратился в ЦСКА образца первой. Открытые броски летели куда угодно, только не в кольцо. Тогда как подбор перестал быть удельной вотчиной греков. Дровишек в костёр аутодафе "зелёных" подбросил вышедший из прострации коуч "армейцев". Активировав услуги Гордона и поставив его в пару со Шведом, он получил скоростную заднюю линию, которая на своей половине агрессивно продиралась сквозь заслоны сверху (тем самым лишая эллинов броскового пространства), а на чужой рвала темп рывками по всей ширине атаки. Такой тандем, постоянно поддерживаемый форвадами-стопперами, сбил "дыхалку" даже ультралёгкому составу "зелёных" в лице Калатеса, Диамантидиса и проводившего, пожалуй, лучшую игру после возвращения в "Пао" Ясикявичюса. Эпизод за эпизодом — и от преимущества чемпиона в полтора десятка очков не осталось и понюшки! Более того, ЦСКА установил рекорд "Финалов четырёх" по непроходимости обороны в четверти. Жалкие пять баллов, набранных "зелёными" — новая планка, что не обновлялась с 2003 года, когда итальянская "Сиена" подарила землякам из "Бенеттона" всего шесть очков. Наверное, в контексте столь важной игры статистическая веха осталась бы без внимания, но именно она заставила команды после большого перерыва всё начинать с чистого листа. Ведь авантюрист Логан, заигрывавшийся ещё безбожнее, чем в худших матчах за "Каха Лабораль", дарил соперникам шансы на успешные оборотки. Тянувший сверх меры с заменой и тайм-аутами Обрадович потворствовал нахождению "армейцами" броскового ритма. А удачная ротация Казлаускаса вкупе с высоким индивидуальным мастерством баскетболистов реанимировала интригу ещё минимум на 20 минут. Оные прошли в жесточайшем защитном клинче. Москвичи насмерть стояли внизу, заставляя соперника бросать издали через сопротивление — и затем скрупулёзно собирали отскоки. "Пао" активнее работал на дуге, понимая, что пропустить пас под кольцо на Кириленко или Крстича смерти подобно. Выходило баш на баш — и даже судьи, понимая, сколь важно сохранять этот паритет без вмешательств глупыми свистками, воздерживались от сомнительных решений. И даже компенсировали собственные ошибки почти моментальным "возвратом" фолов, превращая выявление победителей в дело чисто спортивное.
.
Как и положено по закону жанра в таких ситуациях, участник финала определился лишь с финальной сиреной. Да по другому и быть-то не могло: с середины третьей четверти наставники перестали изобретать велосипед и просто доверились инстинктам игроков. Комбинации получали оформление лишь в стадии расстановки и первого паса, после чего эпизоды доводили до ума те, кого весь сезон готовили к этому матчу и этой роли. То же самое происходило и в защите, где интуиция работавших по мячу парней имела значение стократ большее, нежели подсказки с капитанского мостика. Сравнение мастерства, технической оснащённости и крепости нервов при прочих равных заслуженно оказались в пользу "армейцев". И дело не только в кровью и потом отвоёванных отскоках, мячах, вторым темпом донесённым в кольцо через сопротивление, и осуществлявшейся в несколько ступеней страховке. Москвичи добились желаемого благодаря мужскому характеру каждого из выходивших на площадку. Ведь даже промахи Шведа и Теодосича в самой концовке вкупе с рядом обидных потерь не сломили ЦСКА. Более того, команда в ответ выкладывалась в защите на 120 процентов. Благодаря чему заключительную — гипотетически победную — атаку Диамантидис не смог даже завершить: бросок супергероя "Пао" "армейцы" дружно заблокировали. После чего так же дружно сорвали корону с головы чемпиона…