6 мин.

Многогранник

Навеяно огромным и обязательным к прочтению материалом о Грэге Одене от Grantland, уже довольно живенько переведенном на ПБ в полном объеме. Текст Года по моей версии, пока что.

Небольшой дискуссионный опус без претензий

Я радуюсь, как дитя малое. Мне действительно нравится то, что есть еще статьи, тексты, интервью о НБА, которые могут взорвать мне мозг, заставить его работать на третьей, четвертой передаче, приносить какие-то новые идеи. Так уж сложилось, что я стараюсь набивать голову под завязку всем, что касается сильнейшей лиги мира, а потом сортировать это, предварительно фильтруя, раскладывать и структурировать. Это устрашающее стремление к саморазвитию обычно не заканчивается ничем хорошим. Оно не позволяет мозгу ржаветь, да, но в то же время вынуждает жертвовать чем-то другим.

Раньше я был тактическим маньяком, я рисовал схемы, модели, перемещения, считал, что в игре главное одолеть противника именно в подборе правильной модели на каждый матч или эпизод, ведь мы говорим о баскетболистах НБА, сверхлюдях, которые способны воплотить в жизнь все, что вам заблагорассудится и наказать противника за любую оплошность. Я до сих пор считаю, что это верно. Но этого может быть достаточно для победы в конкретной встрече, в нескольких из них, но ты никогда не достигнешь комплексного, масштабного успеха, если будешь просто-напросто лучше всех играть на площадке.

Я очень благодарен за возможность так или иначе общаться с различными тренерами, функционерами, специалистами, они были внутри и с радостью помогают развиваться, расширять кругозор. Контактируя с ними, понимаешь, насколько на самом деле сложна их работа, слушаешь истории об их ошибках, осознаешь проблемы, где-то даже позволяешь себе фразу «попомните мои слова», которая у кого-то может вызвать ироническую улыбку, а другие же возьмут на вооружение.

Так вот в беседах с ними постепенно приходишь к выводу, что баскетболисты на самом деле как дети малые. Я не называю их имбецилами, это неправильно, но где-то в формате отношения к определенных вещам, так и есть. Возможно, и во взаимоотношениях.

Знаете, очень легко сказать, что Фил Джексон – лучший тренер всех времен, потому что он больше всех выиграл. Но мог ли он со своими взглядами на жизнь сделать то же, что и Попович, держать команду тринадцать лет на вершине мира, периодически выстреливая и прибирая к рукам трофей с разными людьми? Ведь у «Дзен-Мастера» ругались лидеры, Джордан бил партнеров на тренировках, где-то экс-игрок «Нью-Йорка» реально терял контроль над ситуацией. Его команды в едином кулаке долго не уживались.

Сравните это со «Сперс», где одни и те же персонажи во главе, со своими амбициями, сильными и слабыми сторонами, характерами. Только кажется, что это всего лишь спорт, но ведь НБА, НХЛ – это не вонючий футбол, это марафоны, где команды фактически живут одной семьей, в соседнем блоге Тима Мозгов пытается хоть как-то вам это преподносить. Сие значит, что трудности взаимоотношений кое-где выходят на такой же план, как и индивидуальное мастерство.

Скажите, разве вам на чисто человеческом уровне не надоедают люди, которых вы видите на работе пять дней в неделю на протяжении одиннадцати месяцев? Есть чуть-чуть? А ребята в НБА ведь и летают вместе, живут, крутятся друг рядом с другом, перетирая между собой все эти сопли и обиды. В других видах спорта вы можете плюнуть на все как спортсмен, поехать к семье после игры или в бар, а здесь же – нет, шмотки, самолет, у нас завтра матч на другом побережье. Представьте насколько сложно удерживать созданную такими усилиями положительную атмосферу в подобных ситуациях!

А теперь посмотрим на «Сперс», где Тони Паркер трахнул жену Брента Барри, а экс-игрок Ричард Джефферсон, возможно, педераст. Один презренно посмотрит на француза, сдержится, не назовет его лягушатником. Второй бросит публичный вопль о том, что в душ с педиками не ходит, за что Ар Джей пообещает ему чердак снести, и пошло-поехало. Завтра он не даст ему мяч в важном владении и так далее.

Такие примеры взяты из жизни, они не привязаны к конкретным фамилиям. А вот теперь подумайте, как это, удержать такой коллектив не просто на плаву, но и постоянно побеждать тогда, когда меняются люди, кадры, нравы, поколения, а ты все еще требуешь от подопечных результата, дисциплины, единства?

Это практически невозможно, таких людей, как Поповичи, Фергюсоны – единицы, это ходячие памятники, а ведь при всем при этом они еще должны формировать состав, развивать.

Доводилось тесно общаться с одним известным, именитым специалистом, так вот он открыто говорил, что ошибался по наивности: у меня вот этот парень заиграет, несмотря на то, что он уже и тут не смог, и там не осилил. Но потом, когда этот игрок оказывался в руках верившего в него всем сердцем специалиста, рулевой на своей шкуре понимает, что на самом деле в других местах тоже не дураки сидят, и тому, что этот человечек не может нормально работать, есть объяснения. У кого-то они в головах, у кого-то дома, кто-то просто не бросает трешки под сорок пять, потому что 3 * 45 = 135, а на сто тридцать пятой миле какого-то шоссе, есть придорожный гендель, где его друг трахнул любовь всей его жизни, занавес. А ведь все равно берут, все равно находят каких-то Дэнни Гринов или Джорданов Хиллов!

И скажите теперь, что сложнее: достичь того, что Грегг, или того, что Фил?

Не пытайтесь ответить, истина здесь не ночевала.

Проблема нашей дилетантской точки зрения в том, что мы ставим всех в одни условия. Айверсон и трудолюбие. Вчера было десять лет как ржем. «А как, блин, я могу сделать своих партнеров лучше, тренируясь с ними?». Верх свинства.

Только вот Ансвер, априори, айзо-игрок. В случае, когда он собирается атаковать, его партнеры находятся на другой стороне. Они толком не способны ничего отрабатывать для более чем половины его владений, он не может заставлять их двигаться систематически. Он получит возможность сбросить мяч только тому, чей опекун выйдет на подстраховку или сдваивание, а это личный выбор тренера команды-соперника, а не твоего и от интуитивных качеств самого Аллена зависит намного больше, чем от часов тяжелых занятий в зале. Много ли вы в этом компоненте достигнете, работая на этих самых тренировках?

Или, допустим, Трэйси МакГрэйди, который в «Орландо» или в первый год в «Хьюстоне» херней страдал в любых неигровых мероприятиях. Потом стал работать усерднее. Чем сильнее выкладывался, тем больше организм слал его же лесом, плевал на него. Скажите, а что лучше: здоровый лентяй-суперталант или больной перегруженный трудоголик?

Пожизненный контракт «Адидас» дал первому.

Критерии не могут быть одинаковыми. Такие вещи, как текст об Одене к осознанию этого лишь подталкивают.

Кто-то спросил в превью о том, почему тексты изменяются в какую-то сторону. В лучшую или нет. Это не больше, чем свидетельство того, что мировоззрение потихоньку движется в более комплексном направлении. Какие-то вещи умышленно опускаются, где-то ставятся акценты. Можно все еще давить на тактику, только вот она бесполезна для вас же лично, если правильный эпизод не приводит к забитому мячу. В концовке. Решающей игры. Кто там правильно вышел, куда, что, зачем... Вторично, пока не подкреплено результатом.

Поэтому каждый из элементов имеет значение. Ты нарисуешь ему все, что угодно, выведешь его, заставишь соперника застрять в частоколе заслонов, но если у него в голове есть хоть намек на то, что он может промазать этот бросок, у него крутится воспоминание, что ему сегодня жена по морде скалкой дала – вся эта работа псу под хвост.

Не верьте в то, что любой великий игрок или просто умный баскетболист может стать тренером, просто потому, что условный Кобе никогда не прочувствует то, что ощущает какой-то Кайл Корвер, выходящий для того, чтобы попасть один бросок. Он проецирует только те качества и требования, которые были применимы к нему самому, но сколько из его подопечных обладают достаточным талантом и мастерством, чтобы им соответствовать?

Поэтому, да, есть наставники-кретины, которые ошиблись работой. Но, те, кто выполняет ее на отлично, не просто профессионалы... Они такие же люди с другой планеты, как ЛеБрон или Рикки Рубио. Потому что структурировать все это вместе и заставить функционировать никому из нас, простых смертных, не под силу и попробуйте доказать обратное