«С ним мы стали рок-звездами». Номер Шакила О′Нила вывели из обращения уже в третьем клубе НБА
Засмущали легенду.
«Сегодня мы чествуем человека, который поставил Орландо на карту НБА», – с этих слов диктора арены «Мэджик» началась торжественная церемония по поводу вывода из обращения 32-го номера легендарного Шакила О’Нила, чья великая карьера началась именно в составе «Магов». Игрок стал первым в истории клуба, кто удостоился такой чести, несмотря на то, что провел в нем всего 4 сезона.
В 1992 году 20-летний О’Нил был выбран флоридской командой под первым номером драфта. Центровой сыграл за «Мэджик» всего 295 матчей, набирая в среднем 27,2 очка, 12,5 подбора, 2,4 передачи и 2,8 блок-шота, однако сумел вывести недавно созданную команду в финал НБА в 1995 году, где они, правда, проиграли «Хьюстону».
Всего спустя год О’Нил покинул «Орландо» и как свободный агент перешел в «Лейкерс», став первой суперзвездой, которая решилась на столь неожиданный ход в начале карьеры.
О’Нил всегда сомневался, что «Мэджик» вообще когда-либо выведут его номер из обращения. Да, он был лицом франшизы на самом раннем этапе, вывел ее в финал, но все-таки больших успехов с ней не достиг – и чемпионства, и MVP пришли позже. Хотя до сих пор Шакил входит в число лидеров клуба в нескольких категориях, включая блок-шоты (второй, 824), подборы (третий, 3691) и набранные очки (шестой, 8019).
Не стоит забывать и о том, как именно Шак уходил из команды.
Тут и конфликты с тренером Хиллом за право быть главным в команде. И обида на местную прессу, которая вдруг стала поливать его грязью за то, что у него родился ребенок вне брака – совсем не ролевая модель для молодых американцев. Но самое главное – деньги и новый контракт.
Как только Шак стал свободным агентом, «Мэджик» как будто совсем не ценили то, что у них в руках великий талант. В то время преобладающей чемпионской формулой НБА считалась такая: если у тебя нет Джордана, тебе нужен доминирующий центровой, и О’Нила признавали Уилтом Чемберленом своего времени, который еще даже не раскрыл всего своего потенциала. Он был у «Мэджик», но они считали его наличие чем-то самим собой разумеющимся, предложив в итоге не тот контракт, на который рассчитыал Шак.
Также в прессу стали просачиваться сообщения о том, что вторая звезда клуба Пенни Хардуэй считает себя лидером «Мэджик» и не хочет, чтобы О’Нил зарабатывал больше денег, чем он.
Время лечит, и старые обиды забываются. Даже можно закрыть глаза на то, что «Орландо» спокойно разрешала брать 32-й номер Шака после его ухода. И кому! В 2010-х под ним играли такие неприметные игроки, как Джереми Ричардсон, Джастин Харпер и Си Джей Уотсон.
«Знаете, есть старая поговорка: никогда не забывай, откуда ты родом, — сказал до начала церемонии О’Нил. — И моя профессиональная карьера началась здесь. Я прожил здесь почти всю свою жизнь. Люди и болельщики были здесь очень, очень гостеприимны. Я никогда не думал, что этот день произойдет».
Однако стоит признать, что для «Орландо» Шак по-прежнему самый известный и лучший игрок франшизы. Об этом на церемонии говорили не раз.
«Ты дал нам идентичность и величие. После твоего прихода мы начали выигрывать», – во время своей речи отметил тренер Хилл.
Оно и верно. В первые три сезона без Шакила у «Мэджик» было 70 побед и 176 поражений. С его приходом ситуация изменилась: флоридский клуб стал заметно сильнее, добрался до финала, а также одержал 60 побед в последний год контракта Шака в команде – этот результат до сих пор является рекордом франшизы.
На церемонии присутствовали многие одноклубники Шака, в том числе Пенни Хардуэй, Ник Андерсон, а также слегка подвыпивший Деннис Скотт, на что позже обратил внимание сам Шакил.
Скотт рассказал байку, что с приходом молодого Шакила у всей команды вдруг появился новый самолет и отдельный автобус для сумок и личных вещей. Раньше их приходилось таскать самому.
«С ним мы стали рок-звездами».
Началась церемония с видео о том, как «Орландо» 17 мая 1992 выбрали молодого и талантливого Шака. Вся лига увидела его удивленное лицо и улыбку, еще не подозревая, какого шоумена и звезду баскетбола заполучила.
«Я готов играть», – сказал тогда Шак.
В финале, конечно же, показали самые мощные данки легендарного бигмена, после которых в свое время ломалось не одно кольцо в НБА.
«Когда уйду на пенсию, хочу чтобы мои дети знали, что я был крутой!»
И вот, под рев трибун, вышел главный герой вечера – Шак, которому сразу же подарили специально изготовленную стильную косуху «Мэджик» и усадили на огромный королевский трон, по сравнению с которым даже он выглядел маленьким.
Подобный ход явно смутил звезду НБА – было заметно, что такой чести он не ожидал. Вместе с Шаком на церемонии присутствовала его мать Люсиль, бывшая жена Шони, а также все его семеро детей.
Пенни Хардуэй, конечно же, не вспоминал о деньгах и ссорах. Звездный партнер О’Нила поблагодарил его за возможность стать хорошим игроком. «Я так хотел выиграть с тобой чемпионство, но, увы. Однако я стал лучше, глядя на тебя. Своей карьере я обязан тебе», – сказал Пенни, который ныне работает главным тренером в университете Мемфиса.
В отдельном видео не забыли упомянуть и «легендарную» рэп-карьеру Шака, чей старт был дан именно в Орландо. Над треками баскетболиста в свое время не смеялся только ленивый. Многие забывают, что его дебютный альбом «Shaq Diesel» 1993 года стал, на минуточку, платиновым! Кстати, именно в домашней студии О’Нила в Орландо записали первые песни и демо два наиболее популярных бойз-бэнда 90-х – Backstreet Boys и ’N Sync.
В своей речи Шак поблагодарил город и организацию за такую честь, а также все «волшебные моменты в команде»: «Спасибо вам всем! Орландо всегда будет занимать особое место в моем сердце».
А затем, словно извиняясь, отметил, что Ник Андерсон и Пенни заслуживают такой же церемонии. «Всегда думал, что именно Ник будет первым».
В своей речи Шак также сказал спасибо маме, братьям и сестрам, бывшей жене, детям, не забыв и ныне покойного отчима Филиппа Артура Гаррисона, офицера армии США, который не только заменил ему отца, но и воспитал в будущей звезде НБА храбрость и целеустремленность. «И он также много раз бил меня ремнем по заднице», – с улыбкой сказал Шак.
Наряду с Уилтом Чемберленом и Питом Маравичем, О’Нил стал третьим игроком в НБА, чей игровой номер вывели из обращения в трех разных клубах. Ранее его чествовали «Лейкерс» (34-й номер) и «Майами» (32-й номер).
• 13-й номер Чемберлена вывели из обращения «Филадельфия Севенти Сиксерс», «Голден Стэйт Уорриорз» и «Лейкерс».
• Маравич выступал под 44-м в составе «Атланты» и под номером 7 за «Джаз». «Пеликанс» также отметили игрока, хотя были образованы уже после смерти Маравича. Его семерку вывели из обращения, поскольку «Джаз» до Юты базировались именно в Новом Орлеане, а еще до того Пит учился в университете штата Луизиана.
Кстати, как и Пит, Шак тоже выступал именно за LSU, и его номер также красуется на домашней арене.
• 11 игроков НБА получили выведенный из обращения номер в двух бывших командах: Оскар Робертсон, Нейт Термонд, Эрл Монро, Элвин Хейс, Карим Абдул-Джаббар, Боб Ланир, Джулиус Ирвинг, Мозес Мэлоун, Клайд Дрекслер, Чарльз Баркли, и совсем недавно – Дикембе Мутомбо.
Отметим, что в знак уважения к покойному Биллу Расселу его №6 выведен из обращения не только «Бостон», но и с прошлого года – во всей лиге. Также Майкл Джордан никогда не играл за «Майами Хит», однако его «23» висит под сводами домашней арены по личной инициативе президента клуба Пэта Райли. Оба номера Кобе Брайанта, 8 и 24, были выведены из обращения в «Лейкерс».
Теперь остается только обсуждать и гадать, кто будет следующим у «Орландо». Ти-Мак? Дуайт? Ник Андерсон? Грант Хилл? И будут ли вообще чествовать Пенни, ведь знаменитый №1, как известно, был отдан все тому же Трейси Макгрейди?
Фото: Gettyimages/Julio Aguilar / Stringer, Jonathan Daniel / Stringer; East News/AP Photo/Tim Boyle, AP Photo/Chris O’Meara, AP Photo/Steve Simoneau, AP Photo/Don Ryan, AP Photo / Al Messerschmidt
И все равно, лучшим в том орландо был Пенни